Особенности формирования словарного запаса
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Особенности формирования словарного запаса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_slovarnogo_zapasa.docx | 11.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития словаря детей старшего
дошкольного возраста
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.
Количественный рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников разняться между собой. По словам Д.Б.Эльконина различия в словаре " более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития".
К старшему дошкольному возрасту количественный словарь ребенка может достигать 3500-4000 слов. Связано это с тем, что развивается личность ребенка в целом, растет и развивается сознание. Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря.
Дети 5-7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляет слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением - горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Наблюдается и словотворчество - в тех случаях, когда в словаре ребенка не находится нужного слова ( "самостреляльный" пистолет и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь: учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с противоположным значением ( сильный - слабый, стоять - бежать), со сходным значением ( прыгать - скакать) ; использовать слова, обозначающие материалы ( дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.
Усиливается работа над смысловой стороной слова, усвоение детьми выразительных средств языка.
В старшем дошкольном возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Наглядные методы( экскурсии, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и др. ) занимают ведущее место, но усложнение состоит в расширении круга предметов и материалов, их признаков. Ознакомление со словом идет в определенном контексте в словосочетании или предложении.
Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов.
Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий.
Также речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием ( оттенки цветов, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). В словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий ( облака плывут медленно).
Только в старшем дошкольном возрасте начинаются самостоятельные занятия по сравнению предметов. Они проводятся для формирования умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Существуют определенные требования к такого рода непосредственно образовательной деятельности :
1) предметы для сравнения подбираются с достаточным количеством сравниваемых признаков ( цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение др.;
2) сравнение должно быть плановым, последовательным - от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;
3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;
4) дети должны проявлять максимум речевой активности.
Проводится непосредственно образовательная деятельность по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов.
Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей старшего дошкольного возраста постепенно формируется понятийный характер слов.
Объяснять значения слов старшим дошкольникам уже можно опираясь не только на наглядность, но и через уже усвоенные слова.
Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем - с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:
- подбор антонима к заданному слову;
- отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках;
- договаривание предложения с антонимами;
- составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов.
Большие возможности открываются в старшем дошкольном возрасте для работы над синонимами. Знаток русского слова Л.В.Успенский советовал родителям и педагогам с "малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова : вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчаться, удирать, улепетывать, пробегать. Он подберет, а вы с ним разберите : что удачно, что - нет и почему именно".
Выделяются такие приемы работы с синонимами:
- подбор синонимов к изолированному слову;
- объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
Целесообразно также использовать следующие приемы:
- составление предложений со словами синонимического ряда;
- составление рассказа со словами синонимического ряда.
На этом возрастном этапе продолжается работа с многозначными словами.
Все аспекты работы над смысловой стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.
В итоге у детей должен накапливаться значительный объем знаний и соответствующий словарь, что должно обеспечивать свободное их общение в широком плане ( общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач т.п.). Этот словарь должен характеризоваться разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволит сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
Консультация для родителей: "Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста".
В материале дается характеристика словарного запаса детей с нарушениями речи, описаны способы родительского воздействия для преодоления речевых нарушений....
Особенности формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.
В статье представлены возрастные особенности детей от 3 до 7 лет, общие закономерности развития познавательных и речевых процессов в детском возрасте....
"Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.Важное место в общей системе речево...
ВЫСТУПЛЕНИЕ «Методы и приемы словарной работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста» НА СЕМИНАРЕ «Формирование словаря дошкольника в разных видах деятельности»
Выступление на семинаре...
«Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Данный материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста с нарушениями речи...
Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эл...