Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Кузьмина Наталья Викторовна

Конспект организованной образовательной деятельности  с детьми младшего дошкольного возраста по теме "Транспорт"

ОО "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ООД по речевому развитию32.88 КБ

Предварительный просмотр:



Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 143

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

для детей младшего дошкольного возраста.

Тема: «Транспорт в нашем городе».

                                                                         Кузьмина Н.В.

воспитатель 2 младшей группы №7

Санкт-Петербург

2017

Цель: 

способствовать развитию связной речи путем обогащения представлений о ближайшем окружении.

Задачи

Обучающие: 

-формировать умение  детей обобщать, классифицировать транспортные средства: наземный, воздушный, водный;  

- закрепить в речи детей обобщающие слова (транспорт, специальный транспорт);

Развивающие:

-способствовать закреплению точных названий транспортных средств;

- продолжать формировать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;

-расширять представления о назначении транспорта: грузовой, пассажирский, специальный; 

-развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;

-способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных и согласных звуков по звукоподражаниям;

Воспитывающие:

-упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости;

-способствовать доброжелательному общению детей друг с другом;

-формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Тип: познавательно-развивающее занятие.

Вид ООД: комплексное (комбинированное занятие).

Предварительная работа:

-рассматривание демонстрационного материала по теме «Транспорт»;

-беседы о назначении транспорта, рассматривание транспорта на улице, отгадывание загадок, конструирование «Гараж для автобуса».

Оборудование:

  • конверт с загадками;
  • тематические картинки с видами транспорта;
  • игрушки «Транспорт»;
  • три схематичных изображения для сортировки видов транспорта: наземный, водный, воздушный;
  • магнитная доска, мнемотаблица «Назначение транспорта»;
  • шкатулка;
  • раскраски с различными транспортными средствами;
  • игрушечная Сова.

Структура и методические приемы, используемые на ООД


I. Вводная часть - 2 минуты.
а) приветствие гостей;
б) игра-приветствие «Собрались все дети в круг»;
II. Основная часть - 10 минут.
а) появление сказочного гостя-Совушки;
б) отгадывание загадок;
в) артикуляционная гимнастика;
г) дидактическая игра «Виды транспорта»;
д) физминутка «Машины»;
г) работа с мнемотаблицей и картинками.
III. Заключительная часть - 3 минуты.
а) сюрпризный момент- шкатулочка с раскрасками;
б) чистоговорки;
в) обобщение воспитателя.

Ход ООД:

Воспитатель:-Ребята, сегодня в нашу группу пришли гости- воспитатели из других групп. Они хотят посмотреть, как вы играете и занимаетесь. Давайте поздороваемся с нашими гостями!

Дети:-Здравствуйте!

Воспитатель: -А теперь мы с вами еще раз поприветствуем друг друга, и для этого встанем в кружок.

 Игра-приветствие «Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Встать в кружок;

Показать руками на себя,

затем обвести взглядом всех деток;

Взяться за руки, и посмотреть

друг на друга с улыбкой.

Воспитатель:-Ой, кажется, кто-то стучит в окно?(достает с подоконника игрушечную Сову)

Это к нам прилетела Совушка! Поздороваемся с ней!

Дети здороваются.

Воспитатель: -Совушка, а мы знаем про тебя стишок!

(проводится игра на координацию речи с движением)

Совушка-сова,                         машем руками, как крыльями

Большая голова,                     над головой соединить руки в круг

На суку сидит,                         два кулачка перед собой 

Во все стороны глядит,         повороты головой вправо-влево

Да вдруг как полетит!            быстрые взмахи руками

Воспитатель:-Совушка,  что же тебя к нам привело?

Сова : -Я- очень умная и мудрая  птица, знаю много интересного и важного! И я очень люблю загадки! Поэтому я ищу таких деток, которые смогут мои загадки разгадать!

Воспитатель: Ну, что же,  ребята, мы постараемся?

(достает из-под крыла у Совы конвертик с загадками,

при каждом правильном ответе детей воспитатель показывает заранее приготовленные картинки  с определенным транспортным средством)

Загадки:

Вот чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

                                              Автобус

Не летает, но жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

                                                      Машина

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

                                                        Троллейбус

Что ж, дружочек, отгадай,

Только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится

Из избушек вереница.

                                                      Поезд

Поднимает великан

Много груза к облакам.

Там, где встанет он, потом

Вырастает новый дом.

                                                 Подъемный кран.

Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер, мчится,
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это? –
…                          Самолёт

По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
                                                  Корабль

Воспитатель: -Какие молодцы мои детки! Все загадки отгадали!

А теперь давайте покажем нашей Совушке, какие звуки издает транспорт на улице.  

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

* Заведём мотор и поедем на машине: «дыр-дыр-дыр»

* Наша  машина застряла в канаве и буксует: дззз-дззз-дззз, джжж-джжж- джжж.

* Ой, мы «Шину прокололи»

(Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш»)

*А давайте с вами погудим как пароход! (приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы")

*А теперь давайте превратимся в «Паровоз»

(Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения)

Воспитатель:-Вот как весело мы умеем работать язычками и издавать различные звуки!

А теперь подойдем к столу и узнаем, какое ещё задание придумала для нас Совушка. 

Воспитатель подводит детей к столу. На столе стоят игрушечные машины, паровозик, кораблик, самолетик и пр.

Воспитатель:-Посмотрите, здесь и паровозик, и кораблик, и самолетик, и грузовик… А кто знает, как всё это можно назвать одним словом?

Дети отвечают

Воспитатель:-Правильно, ребятки, это ТРАНСПОРТ!

И  транспорт бывает разный: наземный  транспорт, воздушный транспорт   и водный  транспорт.

Далее воспитатель задаёт вопросы, дети стараются отвечать на вопросы  воспитателя

Как вы думаете, где работает наземный транспорт?

А как он передвигается? (ПО ЗЕМЛЕ)

А где работает воздушный транспорт?

А как он передвигается? (ПО ВОЗДУХУ)

На, а где же работает водный транспорт?

И как он передвигается? (ПО ВОДЕ)

Дидактическая игра

Воспитатель:-Посмотрите, ребятки, здесь стоят три дома.  И в этих домах не люди живут, а хранятся машины. Кто мне подскажет, как называются такие дома?

Дети:-Гаражи!

Воспитатель:-Правильно, ребятки!

И на каждом гараже есть картинка, которая подскажет вам, какой транспорт и в каком гараже должен стоять. Давайте сейчас разместим транспорт по гаражам!

Дети сортируют транспорт по видам, опираясь на схематический подсказки (дорога наземная, небо с облаками, река)

Воспитатель:-Совушка, мои ребятки и  с этим заданием справились!

Сова: -Какие же вы молодцы, ребятки! Порадовали меня! Я так хочу с вами во что-нибудь поиграть!

Воспитатель:-Тогда давайте все вместе покатаемся на машинах!

Воспитатель с детьми и Совушкой переходят на ковер

Физ. минутка «Машины»

На улице нашей                           Дети шагают на месте.

Машины, машины.                     Имитируем руль.

Машины малютки,                      Присесть        

Машины большие.                      Встать, потянуться руками вверх

Спешат грузовые,                        Прыжки на месте

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,                      Бег на месте

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход,    Хлопки в ладоши

Я — примерный пешеход:

Торопиться не люблю,                 Ходьба на месте.

Вам дорогу уступлю.

Воспитатель:-Размялись? А теперь постараемся выполнить еще одно задание от нашей мудрой гостьи!

Возле магнитной доски расставлены полукругом стульчики. На магнитной доске приготовлены картинки с разными видами транспорта и мнемотаблица «Назначение транспорта»

 Воспитатель:-Садитесь на стульчики, ребятки, Совушка хочет задать нам вопросы:

*Как называется  транспорт, который перевозит пассажиров? ПАССАЖИРСКИЙ

*Какой пассажирский транспорт вы знаете?

*Как пассажирский транспорт помогает людям?

*Кто водит пассажирский транспорт?

*А как называется транспорт, который перевозит грузы? ГРУЗОВОЙ

*Какой грузовой транспорт вы знаете?

*Как грузовой транспорт помогает людям?

*А знаете ли вы, что такое СПЕЦИАЛЬНЫЙ транспорт?

*Как он помогает людям?

Совушка: -Как же я рада, что прилетела к вам в гости и подружилась с вами, мои маленькие друзья!

Воспитатель: -Да, Совушка! Ребятки очень старались! Они узнали сегодня много интересного, отвечали на все твои вопросы, выполняли все задания!

Сюрпризный момент

Совушка: -Я хочу подарить вам, замечательные детки, вот этот сундучок! В нём лежат подарки. Только сундучок это не простой, а с секретиком!

Воспитатель пытается  открыть…….но ничего не получается!

Воспитатель: -Оказывается, чтобы сундучок открылся, нужно проговорить  про Совушку чистоговорки. Давайте, вместе, ребята:

Чистоговорки:

Ву-ву-ву - Мы видели сову.   
Ва-ва-ва - Громко ухает сова. 
Ве-ве-ве – беги к сове.            
Вы-вы-вы - Не боимся мы совы!
 

Воспитатель: - Вот, и открылся сундучок! А в нем замечательные раскраски! Эти раскраски помогут нам запомнить, каким бывает транспорт!

Спасибо тебе, Совушка, за твой подарок!

А нам пора прощаться! Совушка, до свидания!

Сова прощается с детьми и улетает.

Воспитатель:-А теперь попрощаемся и с нашими гостями!

Дети прощаются с воспитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Умение задавать вопросы, одно из условий познавательно-речевого развития дошкольного возраста»

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.Более того, нужно похвалить за хороший вопрос,...

Роль семьи в речевом развитии дошкольного возраста

Статья посвящена развитию речевых навыков дошколят как в детском образовательном учреждении, так и в семье. Авторы предлагают весьма интересные варианты игр с детьми для формирования речевых навыков д...

Проект "Речевое развитие дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Проект "Речевое развитие дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"...

Папка - передвижка «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Консультация для родителей и педагогов. Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности. ...