Роль семьи в речевом развитии дошкольного возраста
статья
Статья посвящена развитию речевых навыков дошколят как в детском образовательном учреждении, так и в семье. Авторы предлагают весьма интересные варианты игр с детьми для формирования речевых навыков детей. Приведённый в статье материал важен для развития не только речевых способностей детей, но для сплочения совместной работы детского учреждения и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_rechevom_razvitii_doshkolnogo_vozrasta.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
И.М.Фомичёва
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,
В.А.Вербицкая
воспитатель первой квалификационной категории,
М.М.Джазова
канд. филолог. наук, доцент, воспитатель высшей квалификационной категории
«РОЛЬ СЕМЬИ
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Аннотация
Актуальность – данное исследование посвящено очень важному вопросу в воспитании дошкольников – вопросу речевого развития дошколят в семье. Именно в семье начинает формироваться речь ребёнка, именно в семье формируется культура общения, именно в семье речь получает развитие. Дошкольные учреждения существенно помогают родителям в речевом воспитании дошкольников. В детских дошкольных учреждениях проводятся конференции, мастер-классы, квесты, круглые столы с непосредственным участием родителей, которые способствуют вовлечению родителей в образовательную деятельность учреждения.
Цель нашей работы – это продемонстрировать и помочь семье развивать речь ребёнка, формировать коммуникативные навыки.
Метод - эффективной формой реализации, в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей в образовательную деятельность, можно считать родительскую конференцию. Это мероприятие, на котором родители делятся своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения, раскрывают тему конференции.
Ключевые слова:
Дошкольное воспитание, педагоги, родной язык, речь, коммуникативные навыки, дошкольное образовательное учреждение.
Овладение родным языком - одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Прежде чем ребенок начал говорить, должно пройти время. Большую роль в этом играют взрослые, а именно, родители и дошкольные учреждения. Необходимо немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Существенную помощь в решении этого вопроса оказывают родителям дошкольные учреждения.
Дети усваивают родную речь, подражая разговорной речи окружающих. Развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления, усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Наблюдения логопедов и педагогов образовательных учреждений, сделанные за последние несколько лет, свидетельствуют об увеличении количества дошкольников с различными речевыми нарушениями. Редким явлением стала речь детей образная, богатая синонимами, описаниями.
Главной задачей речевого воспитания детей является развитие связной речи, так как именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это является показателем общей речевой культуры человека.
Процесс овладения речью успешнее идет тогда, когда с ребёнком занимаются как в дошкольном учреждении, так и в семье.
В современном обществе компьютерных технологий как родители, так и дети уделяют внимание игрушкам с компьютерными уклонами и, соответственно, мало кто читает на ночь сказки и рассказывает их. По мере взросления ребенка, родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли. Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Именно родители, а не только специалисты дошкольных учреждений, играют большую роль в формировании речи ребенка. От того, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком взрослые, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. К сожалению, многие родители в наше время не обращают должного внимания на это.
Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, – все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия в домашних условиях.
Примером работы воспитателей с родителями по развитию связной речи дошколят, может быть родительская конференция, проведённая в нашем образовательном учреждении. Наша станция называется «Дом сказочниц».
Ход мероприятия
(с использованием ИКТ).
Звучит русская народная мелодия. Воспитатели исполняют роли Бабушки-Загадушки (Б-З) и Старушки-Говорушки (С-Г) представляют друг друга.
-Здравствуйте, уважаемые гости!
С-Г: Мы, Бабушка-Загадушка и Старушка - Говорушка, хотим сегодня поиграть с вами в сказку. Ведь очень трудно переоценить роль сказки в развитии ребенка.
Б-З: Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, честными и смелыми; учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов; воспитывает коллективизм. В сказке всегда добро побеждает зло.
С-Г: Сказка помогает нам воспитывать детей, потому что она развивает мышление, воображение и, конечно, связную речь как средство коммуникации.
Б-З: Волшебная, особая страна у сказок есть,
Чудес там столько собрано, что их не перечесть.
Живут герои весело, все как одна семья,
Но у каждого героя есть судьба своя.
С-Г: А в какую сказку мы будем играть, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Б-З: Не редиска, и не свекла
И на цвет довольно блекла
Под землей живет нелепо
Колобок с названьем… (репа)
Б-З: Правильно. «Репка». Все вы помните, как сказка начинается. «Посадил дед репку…» Кто же сегодня будет Дедом? Как много желающих. Что ж, придется выбирать. Каким должен быть дедушка? (Ответы - старенький, с бородой…)Попробуем выбрать деда не по внешним признакам, а по его мудрости. Ведь старших уважают за мудрость, обращаются к ним за советом.
- Проводится конкурс загадок (на экране)
- Эти три телезвезды давно на экране. Одного зовут Степан, второго — Филипп. Как зовут третьего? (После правильной отгадки на экране появляется картинка Хрюши.)
- Что нужно делать, когда видишь зеленого человечка? (После ответов появляется картинка знака «Пешеходный переход».)
- Что может в одно и то же время: стоять и ходить, висеть и стоять, ходить и лежать?
- (Часы).
- - Это красная?
- Нет, черная.
- А почему она сейчас белая?
- Потому, что еще зеленая.
- О чем речь? (черная смородина)
С-Г: Вот у нас и самый мудрый дед. Итак, посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая (выносит репку). Пошел дед репку тащить. Тянет-потянет, вытащить не может. Позвал дед кого? Бабку! Кто же будет Бабкой? Ой, сколько желающих. Скажите, а за что мы любим своих бабушек? За ласку, заботу. А еще бабушка лучше всех рассказывает сказки. Вот сейчас мы и проверим, кто лучше знает сказки.
Конкурс «Угадай сказку» (На экране появляется тексты загадок).
- Летела стрела и попала в болото,
А в болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей.
(Василиса Премудрая – «Царевна-лягушка»).
- Через горы и леса Машиного брата унесла Яга.
Кто поможет Маше и братцу до дома добраться?
(речка, печка, яблонька – «Гуси-лебеди»).
- Снег валил, клубились тучи,
Гнулись сосны до земли,
Злые люди в лес дремучий
Сиротинку завезли, замолчать заставили, замерзать оставили.
Кто же ее спас?
(Морозко).
- Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.
Он, сам того не ведая, несет ее домой.
Отгадай загадку и скорей ответь
Название той сказки…
(Маша и медведь).
Выводят Бабушку и надевают на неё платок, фартук, очки
С-Г:Итак,дед позвал Бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут-потянут,
Вытянуть не могут.
Позвала бабка …внучку.
Скажите, как вы думаете, какой должна быть внучка? (Веселой, сообразительной, ловкой). Всё правильно, но наша внучка уже ходит в школу. И сегодня она получила трудное задание- составить фразеологизм. Давайте поможем внучке выполнить задание и выберем самую сообразительную, толковую девочку.
Фразеологизм – это устойчивое, неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле, которое можно заменить, одним словом. (слайд№ )
Бабушка-Загадушка начинает игру «Четыре загадки чудесного мешочка»(в мешочке: ложка, лук, тарелка, дудка).
Б-З: - Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из мешочка
Подсказка – шуточный вопрос.
- Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это? – Ложка.
(Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго, о каком-либо медленном действии).
- С этим овощем дружит горе. Что это? – Лук.
(Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек).
- В какой посуде чувствуют себя неловко? – Тарелка.
(Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
- Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется? – Дудка.
(Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо).
Выбирают Внучку и надевают ей косынку.
С-Г: Внучка за бабку
Бабка за дедку,
Дедка за репку.
Тянут- потянут
Вытянуть не могут
- Что было дальше? Правильно, позвала внучка Жучку. Выбрать Жучку поможет нам следующий конкурс: «Сочини синквейн». Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и использовать его как метод развития речи.
Синквейн- это нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строк. Написано должно быть в соответствии с определенными правилами (См. слайд №…..- первая строка- одно слово, обозначающее предмет, т. е существительное, вторая – 2 слова, обозначающие признак предмета, т.е. прилагательные и т.д.). Таким образом, составляем синквейн:
Собака.
Проворная, быстрая.
Лает, кусает, нюхает.
Мой любимый домашний сторож.
Дворняжка.
Составляем стихотворение – синквейн и выбираем Жучку, надеваем ей маску.
С-Г:И вновь тянут репку.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут-потянут,
Вытянуть не могут.
Позвала Жучка кого? Кошку! Ну, кошкой хотят быть все. Что же любят кошки? Сметану, греться на солнышке, петь песенки. Замечательно, все знаем про кошек. А кто больше вспомнит мультфильмов, где участвуют кошки?
Б-З: Итак, конкурс «Мультфильмы, где участвуют кошки»-( «Кот –Леопольд», «Трое из Простоквашино», «Бременские музыканты», «Том и Джери», «Котенок по имени Гав», «Кот, лиса и петух»- подсказки – картинки слайдов) и т.д.
Выбрали Кошку, надели маску.
-Молодец, «кошка»! Наверное, больше всех читала книг и смотрела мультфильмов. (надеть шапочку)
С-Г:Все хором:
Кошка за Жучку
Жучка за за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут-потянут,
Вытянуть не могут.
- И позвала кошка кого? Мышку. Какой вы её себе представляете? Серенькой, с длинным хвостом, быстрой, ловкой.
Б-З: Чтобы выбрать мышку, давайте проведем коммуникативную игру «Любимая игрушка». Становитесь все в круг.
Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает поиграть с игрушкой.
Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», «Ты очень забавный», «У тебя такие красивые и мягкие ушки».
С-Г: Мы выбрали всех героев сказки. И сейчас давайте все вместе расскажем сказку, но не просто расскажем, а изобразим всех героев при помощи музыкально-ритмических движений.
Танцевальная композиция «Репка». (автор Л. Кустова)
Б-З: Вы со сказкой никогда
Никогда не расставайтесь
Пусть бегут, идут года,
К сказкам снова возвращайтесь.
С.Г: Вновь спешите в никуда
Возвращайтесь в ниоткуда.
Пусть идут, бегут года,
Б-З и С-Г: Неизменно верьте в чудо! К сожалению, исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением иллюстраций, беседой о содержании сказки, желанием найти в ней мораль, нравственный урок. Мы желаем вам как можно чаще обыгрывать сказки, обсуждать поведение персонажей, обсуждать сюжет. Чем раньше ребенок научится размышлять, сравнивать, четко и логично мыслить, тем проще ему будет учиться в школе.
Благодарим за активное участие!
Изложенный выше практический материал из опыта работы необходим, чтобы сплотить работу родителей и детского образовательного учреждения. Ведь при совместной и целенаправленной деятельности педагогов и родителей может быть обеспечена положительная динамика развития дошкольников.
Список использованной литературы.
- Гурьева Н.А. «Учимся по сказке» Игры-занятия с детьми 4-7 лет.
- Литрес (электр книги) Гербова В. «Развитие речи в детском саду»
- Лабиринт Гомзяк О. «Говорим правильно в 6-7 лет».
© М.М.Джазова, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в средней группе "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"
выступление на родительском собрании...
Роль семьи в речевом развитии детей средней группы
Конспект родительского собрания...
Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет
Основные факторы успешного речевого развития детей. Материал к родительскому собранию....
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"
Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...
Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....
Роль семьи в речевом развитии дошкольного возраста
Для воспитателей и родителей...
Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста
В данной статье раскрывается значение семейного воспитании в процессе формирования грамотной речи ребенка,как важная составляющая гармоничного развития личности....