Познавательно-игровой проект "Фольклор в развитии речи детей 1,5 - 2 лет"
проект по развитию речи на тему

Вениаминова Наталия Витальевна

Ранний дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово - детская литература и фольклор. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор. Цель проекта: развитие речи воспитанников группы раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект в группе раннего возраста

«Фольклор в развитии речи детей 1,5 – 2 лет»

Разработали воспитатели группы раннего возраста

Вениаминова Н.В. и Удалова А.В.

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: длительный

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 – май 2016

Участники проекта: воспитанники, специалисты, родители, воспитатели.

Цель проекта: развитие речи воспитанников группы раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

  1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
  2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизации словаря.
  3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
  5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Актуальность:

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребенка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он станет раньше говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

 

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Предпроектный

(сентябрь 2015)

Анализ предметной среды группы. Сбор информации для реализации проекта. Формирование цели и задач проекта.

Воспитатели

Основной этап (октябрь 2015 – апрель 2016)

-Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.

-Проведение мониторинга речи воспитанников на начало года.

-Организация игрового взаимодействия.

-Выставка книг с различными жанрами фольклора.

-Чтение и рассматривание иллюстраций. Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

Воспитатели, воспитанники

-Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

-Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Педагоги, специалисты

-Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

-Родительское собрание «Фольклор как средство развития речи».

-Выпуск буклета для родителей «Потешки в период адаптации дошкольника в ДОУ».

-Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

Воспитатели, родители

Результативный этап (май 2016)

-Проведение мониторинга речевого развития воспитанников на конец года.

-Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и др.  

Описание проекта:

Ожидаемые результаты проекта:        

  1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  2. Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
  5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
  6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
  7. У родителей повысится общий культурный уровень.

Значимость проекта:

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проекта. Проект имеет большое и важное значение для развития речи воспитанников группы раннего возраста.

Практическая значимость результатов проекта заключается в обработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.


Перспективный план по ознакомлению с фольклорными

произведениями в группе раннего возраста

               

        I квартал

Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству.

2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием.

3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.

  Фольклорный

       материал

           Задачи

Совместная

деятельность

взрослого и детей

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Потешки. «Катя, Катя, маленька…»,

«Водичка, водичка…»,

«Расти коса до пояса…», «Большие ноги  шли по дороге…»

  1. Познакомить детей с новыми потешками.
  2.  Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.
  3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
  1. Рисование водички по потешке «Водичка, водичка…»
  2. Физкультминутка
  1. Исполнение потешек во время режимных моментов.
  2. Игры по содержанию потешек.
  3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

Колыбельные.

«Как у нашего кота…», «Котик серенький…»,

«Спят луга, спят леса…»

  1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
  2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.
  1. Экскурсия в этно-педагогический центр «Русская изба»
  2. Игра-инсценировка «Уложим Аленушку спать».
  3. Беседа о колыбельной песне.
  1. Использование колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
  2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».

Заклички. «Солнышка, солнышко…»,

«Дождик, дождик…».

  1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

  1. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.
  1. Беседа о закличках
  2. «Нарисуй дождик»

  1. Подвижные игры «Дождик и солнце»,
  2. «Дождик, дождик, кап, кап…».

  1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

  1. Игра «Солнечный зайчик».
  2. Рисование на песке дождика.

        II квартал

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

2.Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

3.Учить самостоятельно исполнять потешки, колыбельные, заклички.

Фольклорные

произведения

Задачи

Совместная

деятельность

взрослого и детей

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Колыбельные. «Идет котик по лавочке…»,

«Котя, котенька, коток…», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…»

  1. Познакомить детей с некоторыми фольклорными образами (Кот-Баюн, Гули-Гуленьки).
  2. Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен (нежно, ласково)
  3. Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.
  1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» «Котишко-мурлышко, серый лобишко»
  2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака.

  1. Исполнение колыбельных песен в сюжетно-ролевых играх и режимных моментах

Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…»,

«Хвост с узорами…».

  1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.
  2. Учить детей отгадывать загадки.
  1. Использование загадок.
  1. Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
  2.  Рассматривание домашних животных на «русском подворье»

Потешки. «Вышел козлик погулять», «Тень-Тень, потетень…», «Этот пальчик дедушка…», «Рано-рано по утру пастушок ту-ру-ру…», «Идет коза рогатая…».

  1. Познакомить детей с новыми потешками.
  2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.
  3. Обогощать словарный запас фольклорной лексики (плетень,вечерок)
  1. Беседа о потешках
  2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)
  3. Физкультминутка

1.Дидактичекая игра «Чьи детки».

2.Использование потешек в режимных моментах.

        III квартал

Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания колыбельной песни

2.Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

3.Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.

        


Фольклорные

произведения

Задачи

Совместная

деятельность взрослого и детей

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Колыбельные

«Баю-баю-баиньки», «Баю-баю, баю, бай», «Уж котенька-коток».

  1. Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни.

  1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» «В гостях у бабушки Матрены».

1.Рассматривание альбома «В русской избе».

2.Исполнение колыбельных песен в сюжетно-ролевой игре «Дом».

3.Исполнение колыбельных песен при подготовке ко сну.

Поговорки

«Кончил дело-гуляй смело», «Маленький да удаленький».

Познакомить детей с поговорками.

Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующих определенных умственных усилий.

Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Потешки

«Пальчик-мальчик…», «Прилетели воробушки…», «Чистая водичка…», «Киска, киска, киска брысь…»

1.Познакомить с новыми потешками.

2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

1.Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация» «В гостях у бабушки Матрены».

2.Аппликация «Коврик для кошки» (для персонажей потешки «Кошка на коврике»)

3.Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши»

4.Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

1.Исполнение потешек в процессе умывания.

2. Игра-драматизация

«Умоем куклу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная познавательно-игровая деятельность по математическому развитию для детей подготовительной группы

Совместная образовательная познавательно- игровая деятельность по математическому развитию для детей подготовительной группы...

Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»Вид проекта:   познавательно - игровойУчастники проекта:  Дети, воспитатели группы №7 и ро...

Познавательно-игровая программа «Славянское чудо-русская речь, сегодня, сейчас, её нужно беречь!»

Данное мероприятие помогает привлечь внимание дошкольников к родному языку, решать коррекционные и развивающие задачи....

Познавательно – игровой проект «Малые фольклорные жанры в развитии речи детей 2-3 лет»

В период раннего дошкольного возраста потешки являются самым доступным для понимания ребёнка, интересным, музыкальным и развивающим средством, которые позволяют заложить прочный фундамент психофизичес...

Познавательно-игровой проект « Страна пальчиковых игр – влияющих на развитие речи детей» для детей 2 младшей группы.

Цель проекта: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в дома...