Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Зимняя Сказка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Угандеева Мария Владимировна

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Зимняя сказка" в старшей группе.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме как о времени года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Зимняя Сказка»

  

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме как о времени года.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

1. стремиться к проявлению у детей навыков сотрудничества в процессе совместной экспериментальной деятельности;

Познавательное развитие:

1.закреплять представление  о предметах зимней одежды, зимних забавах;

2. продолжать знакомить детей со свойствами песка;

3. воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

Речевое развитие:

1. упражнять детей произносить звук длительно на выдохе, слова - отчетливо и внятно;

2. укреплять артикуляционный аппарат, закреплять навыки произношения звука [с ] в изолированном виде и в словах,

3. способствовать развитию речевого дыхания, психических процессов (мышления, памяти, воображения);

4. продолжать учить пересказывать текст, используя метод моделирования

Художественно-эстетическое развитие:

1. развивать творческие способности в работе с песком и тканью;

2. способствовать развитию силы голоса

Физическое развитие:

1. Закреплять умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной активности детей.

Предварительная работа: чтение стихов, загадок о зиме; рассматривание серии картин «Зима»; проведение игр "Зима", "Прогулка"; наблюдение за погодой на прогулках.

Материалы и оборудование: нетбук, оборудование для экспериментирования с песком (ёмкости, одноразовые тарелки, 2 мешочка с песком, стеки для рисования на сыром песке), лоскуты, ткани разных цветов, салфетки бумажные, корзина, тазик с водой.

Ход занятия.

Воспитатель: « Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!»

Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Воспитатель и дети: Доброе утро!

Воспитатель: Посмотрю на ваши лица. С кем бы мне здесь подружиться?

Дети встают парами, лицом друг к другу. Произносят слова и в соответствии с текстом выполняют движения. Сначала показывают на себя, а потом на своего товарища. В конце игры на словах "Я тебя люблю" дети обнимаются. Игра повторяется 2 раза.

Игра "Я - Дрозд"

Я - Дрозд и ты - Дрозд,

У меня нос и у тебя нос,

У меня губки сладкие

И у тебя губки сладкие.
У меня щечки гладкие

И у тебя щечки гладкие.

Я тебя люблю!

Воспитатель: Милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот с такими хорошими  я сегодня хочу поговорить о чем-то интересном. Вы знаете ……(звонит телефон). Подождите, мне кажется, что пришло смс сообщение. Интересно от кого? Ой, да оно не только для меня, но и для вас.

«Уважаемая Мария Владимировна и ребята! Я, Фея песка, живу в далёкой пустыне, где  никогда не бывает зимы. Мне очень хочется узнать и посмотреть, что такое настоящая зима. Если вы пригласите меня к себе в гости, я очень буду рада. Скажите волшебные слова. Они и помогут мне очутиться у вас».

Воспитатель: И так, ребята, чтобы к нам в гости пришла Фея начинаем колдовать. Повторяйте за мной.

Начинаем колдовать,

Раз-два-три-четыре-пять.

На другой руке опять,

Раз-два-три-четыре-пять,

Надо Фею нам позвать.

Звучит музыка, появляется Фея.

Фея: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня к себе в гости. Как у вас здесь интересно. Скорее покажите и расскажите мне всё о настоящей зиме.

Воспитатель: Конечно, Фея, мы сейчас тебе покажем, что же такое зима.

Физ. минутка "Зима"

Солнце землю греет слабо (вверх, вниз руки)

По ночам трещит мороз (наклоны влево, вправо)

Во дворе у снежной бабы (покружиться)

Побелел морковный нос (задеть рукой нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда (прыжки на 2х ногах)

Вьюга злится, снег кружиться

Засыпает всё кругом

Белоснежным серебром (руки влево, вправо).

Дети рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам рассказ, а потом  задам по нему вопросы. Слушайте внимательно.

Рассказ воспитателя «Гостья зима»

« Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идет снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны детям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Воспитатель: Какое время года сейчас?

Дети: Зима

Воспитатель: Чем зима накрыла землю?

Дети: Зима накрыла землю белым покрывалом.

Воспитатель: Какие подарки принесла зима?

Дети: Зима принесла снегопады, сугробы, метели, лед.

Воспитатель: Для чего людям нужны эти подарки?

Дети: Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на коньках, лыжах, санках.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ вы можете смотреть на рисунки-подсказки. Слушайте внимательно.

http://pandia.ru/text/78/055/images/image001_148.jpg

Пересказывают 2-3 человека.

Воспитатель: А  теперь давайте покажем Фее как дуют у нас ветра. Дует слабый ветерок

Дети: у-ууу-ууу (тихо и длительно)  

Воспитатель: Бывает и сильный ветер, да как загудит

Дети: у-ууу-ууу (громко и длительно)

Воспитатель: Ребята, давайте Фее покажем, что мы любим делать зимой.

Разминка "Прогулка"

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять (шагают)

Бабу снежную слепили (лепят)

Птичек крошками кормили (крошат пальчиками).

С горки мы потом катались (левой, правой рукой сверху вниз)

А ещё в снегу валялись (круговые вращения кистей рук)

Все в снегу домой пришли,

Съели суп (имитируют)

И спать легли (присели  руки под щеку).

Фея: Пойдемте скорее на улицу. Я хочу всё увидеть своими глазами.

Воспитатель: Подожди, тебе нельзя выходить на мороз, можешь заболеть.

Фея: Придётся вернуться домой, так ничего не увидев.

Воспитатель: Может быть, мы покажем и нарисуем зиму? Только чем и на чем мы будем рисовать? Я ничего не приготовила.

Фея: Я вам помогу. У меня есть волшебный песок, возьмите его.

Воспитатель берет 2 мешочка с песком и предлагает детям подойти к столу.

Воспитатель: Ой, да тут целых 2 мешочка. Они разные: один лёгкий, а другой тяжёлый. Давайте рассмотрим, что в лёгком (высыпает песок). Только сначала запомним правило: «Когда ты трогаешь песок, пальцы в рот мы не берём и глаза свои не трём».

Фея: Потрогайте его и скажите, какой песок? (дети берут песок в руки).

Дети: Холодный, сухой.

Фея: Положите песок себе на ладошку, как трудно его удержать. Песок  состоит из множества песчинок. Они маленькие. Если песчинки сжать в кулачёк, они сыплются струйкой (фея показывает, дети повторяют). Можно сказать, что песок сыпучий. А вы слышите песенку песка? (с-с-с)

Фея показывает, и дети воспроизводят звук на одном протяжном выдохе (вместе и индивидуально).

Фея: Молодцы! Давайте попробуем оставить следы на песке. Как наши пальчики бегают по песку? (воспитатель «случайно» встряхивает тазик, следы исчезают). Ой, следы исчезли, рассыпались. Почему?

Дети: На сухом песке следы плохо сохраняются, ведь он сыпучий.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас с вами превратимся в маленькие песчинки. Выходите все на ковёр.  Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на ковёр. О-о-о-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны.  (Звучит музыка, дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих, и песчинки опустились на землю. (Игра повторяется 2-3 раза).  

А сейчас вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: А что же во втором мешочке?

Дети: Тоже песок.

Воспитатель: Давайте его мы потрогаем. Какой он?

Дети: Мокрый, холодный, тёмный.

Воспитатель: Мокрый песок также сыплется как сухой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит он не сыпучий. Давайте попробуем оставить следы на мокром песке. (Дети оставляют следы пальцев). Давайте попробуем аккуратно встряхнуть наши тарелочки. Смотрите, а на мокром песке следы не исчезли.

Воспитатель: Давайте нарисуем то, что мы видим с вами, когда выходим на улицу. Закройте глаза. Представьте себе, мы вышли на улицу, подняли высоко голову и увидели …..что?

Дети: Солнышко, небо, облачко, снежинки и др.

Воспитатель: Кто что увидел, то и нарисуйте (индивидуальная работа по рисованию предметов). А рисовать мы на песке будем стеками. 

А потом мы пошли по дорожке. Дорожки бывают разные. Бывают прямые (рисуют), а бывают извилистые. Посмотрите, какая у меня извилистая дорожка, а у вас какие? Нарисуйте! (Дети рисуют). Пришли на участок. А там нас встречает весёлый….. кто?

 Отгадайте загадку:              Шляпку сделали на нём,

                                                 Нос приделали и в миг

                                                 Получился…..(снеговик).

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня снеговик. А у вас? Нарисуйте!

Воспитатель: Послушайте меня внимательно (воспитатель произносит слова, нарисованные на картине, выделяя первый звук). Снежинка, снеговик, солнце, сугроб, сосулька, снежные дорожки. Какой звук слышится в этих словах?

Дети: с-с-с-с-с.

Воспитатель: Правильно, во всех словах слышится звук «с». Это же песенка песка. Давайте её мы вместе пропоём (дети произносят звук).

Фея: Как здорово рисовать на песке, но у меня дома очень жарко, песок на солнце высохнет и ваши картинки легко и быстро исчезнут, а я так хочу, чтобы они остались надолго.

Дети моют руки.

Воспитатель: Дети, что же нам делать? А ведь мы научились колдовать. А давайте к нам в группу позовём Зиму, ведь Фею песка мы смогли позвать. Приготовили пальчики и начали:

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем колдовать.

Раз, два, три, четыре, пять

Надо Зиму нам позвать!

(Зовут 2-3 раза) Звучит музыка и в группу входит Зима.

Воспитатель: Здравствуй, матушка – зима!

Дети: Здравствуйте!

Зима: Здравствуйте! Наблюдала я за вами и решила заглянуть к вам. Вы молодцы! Хорошо рисуете, много знаете обо мне. Есть у меня, дети, для вас подарок. (Показывает корзину). Давайте заглянем туда.

Зима: Принесла я вам цветные лоскуты, посмотрите. Вот есть синий цвет, желтый, зеленый и др. А давайте, дети, из лоскутов нарисуем зимнюю картину. 

Дети располагаются на ковре. Одна группа с Зимой, другая с воспитателем и Феей Песка. Начинают выкладывать из ткани объёмные картины.

После завершения работы дети рассматривают картину.

Зима: Ну, дети, пора мне уходить. А нашей гостье Фее Песка я хочу подарить цветные лоскуты на память о нашем прекрасном времени  года – зиме (вручает коробку). До свидания!

Фея: Спасибо вам всем, дети, я очень рада, что узнала и увидела зиму. Мне тоже пора возвращаться в свою страну Песка. До свидания!

Воспитатель: Какие интересные гости к нам сегодня приходили. Оказывается, есть места, где нет морозной зимы. Давайте вспомним о чем мы сегодня с вами говорили?

Дети: Мы сегодня говорили о зиме.

Воспитатель: Что мы делали?

Дети: Мы играли, рисовали на песке, делали картину из ткани.

Воспитатель: Что вам понравилось больше?

Ответы детей.

Филиал МОУ Салмановской СШ - детский сад "Колобок"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Зимняя Сказка»

в старшей группе "Сказка"

Подготовила: воспитатель ст. гр. "Сказка" Угандеева М.В.

        

2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Разработка конспекта занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Заяц - хвастун" Это занятие помогает развить словарный запас ребенка, знакомит его с новым литературным произведением, ра...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»  Задачи: - Учить детей пересказывать сказку;-Активизировать и о...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки.Задачи: - Продолжать формировать умение пересказывать сказку;-Активизировать и обогащать словарный з...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе : «Пересказ сказки «Заяц—хвастун».

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе : «Пересказ сказки «Заяц—хвастун».Воспитатель: Харченко Е.П....