Консультация «Как научить детей раннего и дошкольного возраста употреблять предлоги»
презентация по развитию речи по теме
Консультация
«Как научить детей раннего и дошкольного возраста употреблять предлоги»
1 слайд
2 слайд По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – местоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги.
Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).
3 слайд На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).
4 слайд В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении.
5 слайд Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.
6 слайд Игры с предлогами для детей.
Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.
Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста
Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.
«Прятки»
В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.
Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:
Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз-два-три, четыре, пять,
Я иду её искать!
Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.
Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).
«Живые картинки».
Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:
А) Дети (ребенок) разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре. Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.
Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.
Стихи с предлогами для детей 3-4 лет
«Что взяла – клади на место!» З. Александрова.
Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.
Можно провести игру и так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.
«Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»
Игра – путаница с предлогами для детей 3-5 лет
«Пирог» А.Валасина
Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!
Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.
Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».
Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!
Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.
«Курочка и цыплята»
Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).
Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!
Расскажите историю дальше. Не послушались цыплятки курочку, разбежались кто куда!
Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).
Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок, где спрятался? На травке у пруда и т.д.»
Речевая игра с предлогом «за».
Отгадай, кто спрятался за домом?
Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).
Мы сейчас играем в прятки,
А в игре одни загадки.
Не могу найти я Сашу,
Настю, Диму и Наташу.
Никого нет за кустом,
За крыльцом и за столбом.
Мне немножечко обидно,
Что друзей совсем не видно.
Где теперь ребят искать?
Обойду весь двор опять.
Чьи же ноги за машиной?
Там присели Настя с Димой.
Сашу где искать с Наташей?
Вот они, в подъезде нашем.
Не скажу я даже вам,
Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)
После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом, (за забором, за деревом)»
7 слайд Обучение детей дошкольного старшего возраста
Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия.
Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.
Научить понимать карточки схемы: (на, в, под , по и др.)
Сначала научить детей составлять простые предложения с опорой на действие предметов и явлений, затем предложения с использованием предлогов.
Далее предлагают составить предложения по картинке с одним действующим лицом ( Собака сидит в будке, Ваза на столе и т.д)
Стихи с предлогами для детей 5-7 лет
«Предлоги» М. Яснов
Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с группой детей. Но если Вы занимаетесь с одним малышом, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения. Либо разыграть сценку с игрушками на столе.
Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под — лежал бульдог.
И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над, в листве,
Глядели на того, кто на, —
Верней на то, что в.
Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над, часть кинул под,
А остальное — в рот.
И каждый принялся жевать,
Верней, один — клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у.
Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.
И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед —И вперед! (Михаил Яснов)
«У куста растет ромашка»
Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.
Идеи для этой игры с предлогами:
Вырежете из бумаги простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост.
Используйте предметы – заместители, развивающие воображение малышей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.
У куста растёт ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.
Почему? Да потому!
Потому что за кустом -
Возле речки, за мостом -
Сохнет мокрый рыболов,
Без рубашки, без штанов.
Дома удочку забыл
И руками рыб ловил.
Так увлёкся, что споткнулся,
У реки в тоске сидит,
Сохнет, мёрзнет и грустит.
Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые малыш будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.
«Котята»
Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)
Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)
Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать, и называть, где они находятся. Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.
Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки:
Первый прыгнул в сапожок -
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)
«Прятки в лесу»
Это стихотворение очень хорошо подходит для инсценировки с группой детей старшего дошкольного возраста или для разыгрывания в театре игрушек или театре картинок. В нем встречаются предлоги «в», «за», «на», «до», «под». После инсценировки можно придумать новые места, в которые могли спрятаться лесные жители и назвать их (в берлоге, в дупле, под пнем, на ветке и т.д.)
Расскажу я вам, ребятки,
Как играли звери в прятки.
Собрались они в лесочке.
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушел поглубже в лес,
А зеленый крокодил –
Он водил.
К кенгуру скакал сынок,
Добежал и в сумку скок!
Мишка косолапый
Спрятался за папой.
А бобрята, как всегда,
Добежали до пруда
И туда!
Вот жираф-акселерат
Росту своему не рад.
Где ж ему укрыться
С высотой пять тридцать.
Передумал он играть:
«Лучше буду наблюдать.
Мне с такого роста
Все увидеть просто».
Колючие ежата
Спрятались под елку.
Их там совсем не видно,
Они как ель – в иголках,
А крокодил в чащобу
Забраться не захочет.
И вот сидят ежата
И шепотом хохочут.
Обиделся Зеленый,
Под нос себе бормочет,
Что он устал и больше
Играть уже не хочет.
Играть сегодня в прятки
Мне больше нет охоты,
Теперь меня пусть ищут»
И плюхнулся в болото. (А. Прокофьев)
«Найди ошибку»
Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,
Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)
- Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)
- Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)
- Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкафа)
- Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)
8 слайд Дидактические игры для обучения детей умению правильно употреблять предлоги в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 58.5 КБ |
prezentatsiya12.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Как научить детей раннего и дошкольного возраста употреблять предлоги»
1 слайд
2 слайд По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – местоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги.
Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).
3 слайд На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).
4 слайд В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении.
5 слайд Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.
6 слайд Игры с предлогами для детей.
Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.
Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста
Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.
«Прятки»
В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.
Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:
Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз-два-три, четыре, пять,
Я иду её искать!
Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.
Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).
«Живые картинки».
Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:
А) Дети (ребенок) разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре. Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.
Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.
Стихи с предлогами для детей 3-4 лет
«Что взяла – клади на место!» З. Александрова.
Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.
Можно провести игру и так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.
«Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»
Игра – путаница с предлогами для детей 3-5 лет
«Пирог» А.Валасина
Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!
Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.
Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».
Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!
Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.
«Курочка и цыплята»
Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).
Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!
Расскажите историю дальше. Не послушались цыплятки курочку, разбежались кто куда!
Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).
Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок, где спрятался? На травке у пруда и т.д.»
Речевая игра с предлогом «за».
Отгадай, кто спрятался за домом?
Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).
Мы сейчас играем в прятки,
А в игре одни загадки.
Не могу найти я Сашу,
Настю, Диму и Наташу.
Никого нет за кустом,
За крыльцом и за столбом.
Мне немножечко обидно,
Что друзей совсем не видно.
Где теперь ребят искать?
Обойду весь двор опять.
Чьи же ноги за машиной?
Там присели Настя с Димой.
Сашу где искать с Наташей?
Вот они, в подъезде нашем.
Не скажу я даже вам,
Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)
После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом, (за забором, за деревом)»
7 слайд Обучение детей дошкольного старшего возраста
Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия.
Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.
Научить понимать карточки схемы: (на, в, под , по и др.)
Сначала научить детей составлять простые предложения с опорой на действие предметов и явлений, затем предложения с использованием предлогов.
Далее предлагают составить предложения по картинке с одним действующим лицом ( Собака сидит в будке, Ваза на столе и т.д)
Стихи с предлогами для детей 5-7 лет
«Предлоги» М. Яснов
Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с группой детей. Но если Вы занимаетесь с одним малышом, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения. Либо разыграть сценку с игрушками на столе.
Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под — лежал бульдог.
И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над, в листве,
Глядели на того, кто на, —
Верней на то, что в.
Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над, часть кинул под,
А остальное — в рот.
И каждый принялся жевать,
Верней, один — клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у.
Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.
И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед —И вперед! (Михаил Яснов)
«У куста растет ромашка»
Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.
Идеи для этой игры с предлогами:
Вырежете из бумаги простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост.
Используйте предметы – заместители, развивающие воображение малышей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.
У куста растёт ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.
Почему? Да потому!
Потому что за кустом -
Возле речки, за мостом -
Сохнет мокрый рыболов,
Без рубашки, без штанов.
Дома удочку забыл
И руками рыб ловил.
Так увлёкся, что споткнулся,
У реки в тоске сидит,
Сохнет, мёрзнет и грустит.
Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые малыш будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.
«Котята»
Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)
Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)
Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать, и называть, где они находятся. Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.
Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки:
Первый прыгнул в сапожок -
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)
«Прятки в лесу»
Это стихотворение очень хорошо подходит для инсценировки с группой детей старшего дошкольного возраста или для разыгрывания в театре игрушек или театре картинок. В нем встречаются предлоги «в», «за», «на», «до», «под». После инсценировки можно придумать новые места, в которые могли спрятаться лесные жители и назвать их (в берлоге, в дупле, под пнем, на ветке и т.д.)
Расскажу я вам, ребятки,
Как играли звери в прятки.
Собрались они в лесочке.
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушел поглубже в лес,
А зеленый крокодил –
Он водил.
К кенгуру скакал сынок,
Добежал и в сумку скок!
Мишка косолапый
Спрятался за папой.
А бобрята, как всегда,
Добежали до пруда
И туда!
Вот жираф-акселерат
Росту своему не рад.
Где ж ему укрыться
С высотой пять тридцать.
Передумал он играть:
«Лучше буду наблюдать.
Мне с такого роста
Все увидеть просто».
Колючие ежата
Спрятались под елку.
Их там совсем не видно,
Они как ель – в иголках,
А крокодил в чащобу
Забраться не захочет.
И вот сидят ежата
И шепотом хохочут.
Обиделся Зеленый,
Под нос себе бормочет,
Что он устал и больше
Играть уже не хочет.
Играть сегодня в прятки
Мне больше нет охоты,
Теперь меня пусть ищут»
И плюхнулся в болото. (А. Прокофьев)
«Найди ошибку»
Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,
Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)
- Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)
- Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)
- Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкафа)
- Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)
8 слайд Дидактические игры для обучения детей умению правильно употреблять предлоги в речи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По А.Н. Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе
Понимание предлогов
Предлоги делятся на группы: 1 . Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве. 2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов. 3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга. 4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта. 5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект. 6. Сложные предлоги (из-за, из-под).
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а ) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов ( “на столе” вместо “над столом”, “по книжке” вместо “под книжкой” ). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. б) замена одной предложно-падежной конструкции другой ( дом стоит на реке ). в) неправильное употребление падежного окончания существительного ( Мальчик бежит с собака ). г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания ( Собака ест у миска ).
Как проводить игры с предлогами? Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному. от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог) к рассматриванию картинок (где? назови) к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.
Схемы предлогов
Дидактические игры для обучения детей умению правильно употреблять предлоги в речи. Дидактическое пособие «Живые картинки »
Игра «Маленькие помощники »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для коллег «Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего и дошкольного возраста»
В.А. Сухомлинский писала. что "Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев". Этими словами он прямо указывал на необходимость развития мелкой моторики в раннем и дошкольном воз...
Консультация для родителей на тему: Плоскостопие у детей раннего и дошкольного возраста: причины, профилактика, лечение.
Среди причин плоскостопия у детей самыми основными являются - недостаток или избыток нагрузки на ноги. Но что бы видеть полную картинку и понимать, на что нужно обращать внимание, мы перечислим наибол...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "КАК ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ С ПОЛЬЗОЙ ВО ВРЕМЯ САМОИЗОЛЯЦИИ?"
РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Не теряйте время пока вся семья вынуждена оставаться в изоляции на карантине. Используйте его максимально полезно для себя и детей. Постарайтес...
Консультация для родителей детей раннего и дошкольного возраста «Как провести время с пользой во время самоизоляции».
Консультация для родителей детей раннего и дошкольного возраста «Как провести время с пользой во время самоизоляции»....
Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол.
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол...
Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...
Консультация "Как научить детей раннего возраста различать цвета"
Консультация для родителей.Как научить детей раннего возраста различать цветаМногие родители знают, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и знать их названия. Конечно, малыш в этом воз...