Занятие- поиск по произведению В.А. Сухомлинского « Осенний клен»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мартынова Ольга Владимировна

   Тема : Занятие- поиск по произведению В.А. Сухомлинского « Осенний клен»

Цели: Учить вслушиваться в речь логопеда. Отвечать на вопросы полными ответами.

Закрепить знания о деревьях, их названия. Закрепить признаки осени. Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.

Учить составлять и пересказывать описательные рассказы по теме, используя картинно-графический план.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать навыки организационного поведения.

Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_suhomlinskomu.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема : Занятие- поиск по произведению В.А. Сухомлинского « Осенний клен»

Цели: Учить вслушиваться в речь логопеда. Отвечать на вопросы полными ответами.

Закрепить знания о деревьях, их названия. Закрепить признаки осени. Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.

Учить составлять и пересказывать описательные рассказы по теме, используя картинно-графический план.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать навыки организационного поведения.

Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.

Оборудование: игрушка или изображение Незнайки, предметные картинки, картинно-графический план рассказа , цветные карандаши, тетради, трафареты листьев.

                                                Ход занятия.

Первая часть занятия проводится на улице.

1.ОМ

Чтение произведения В.А. Сухомлинского

                            Осенний клен

Мы пошли в лес посмотреть на осенний убор деревьев. Оста-

новились возле высокого клена. Сели. Какая красота открылась

перед нами! Стоит клен в ярком, красочном убранстве, а листочки

и не задрожат, и не зашепчут.

— Смотрите, дети: клен спит. И снится ему все, что он видел

от весны до осени. Вот желтый листочек — будто цветок одуван-

чика. Весной клен был зачарован и поражен красотой одуванчико-

вого цветка. Запомнил эту красоту. Заснул, вспоминая одуван-

чик, — листочек и пожелтел.

— А там, видите, листочек — будто утренняя заря — розовый

и ласковый. А этот — будто вечернее зарево перед ветреным днем.

— Видите, а вот на этой веточке листок яркий и красивый,

будто крыло иволги. Наверное, сидела когда-то тут иволга, и сейчас

приснилось ее крыло клену.

Мы затаив дыхание смотрели на красоту. Все замолчали,

будто боялись потревожить волшебный кленовый сон.

Ответы на вопросы :

- О чем этот рассказ?

- О каком времени года идет речь?

- Какое дерево увидели дети?

- Что снилось клену?

- Какие листочки были у клена?

- Что сделали дети, чтобы не тревожить сон клена?

2. Упражнение « Покажи и назови»

-  Давайте сейчас вместе посмотрим вокруг и назовем, какие еще есть деревья, ветки, семена.

  • Кленовую ветку, кленовый лист, кленовые семена.
  • Еловую ветку, еловую шишку, еловые иголки.
  • Рябиновую ветку, рябиновые ягоды, рябиновый лист.
  • Дубовую ветку, дубовый лист, дубовые семена (желуди).
  • Сосновую ветку, сосновую шишку, сосновые иголки.
  • Березовые сережки, березовый лист, березовую ветку.
  • Липовый лист, липовые цветы, липовую ветку.

(Это кленовая ветка. Это кленовый лист. Это кленовые семена И т.д.)

  1. Упражнение «Придумай сон»(психогимнастика)

- Представьте, что вы деревья. Закройте глаза и подумайте, какой сон снится вам вспоминая лето. Как грело ваши листики солнышко, как обдувал нежно ветерок. Как птички пели песенки. И т.п.

- Что вам приснилось? (ответы детей)

4. Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся

Дети кружатся.

И на дорожки плавно ложатся.

Садятся на корточки.

Под ногами шуршат, шелестят,

Топают ногами.

Будто опять покружиться хотят.

Кружатся и садятся на корточки.

 Вторая часть занятия в группе.

В гости пришел Незнайка.

5. Игра «Помоги Незнайке».

-Незнайка гулял в лесу и собрал букет из осенних листьев.

-Послушайте и угадайте, о каком листике вам расскажет Незнайка. (На наборном полотне изображения дубового, березового и кленового листьев желтого цвета.)

-Я в лесу нашел осенний листик.

-Вы догадались, о каком листике рассказал Незнайка? (Нет.)

Вывод: чтобы догадаться, о каком предмете рассказывают, должны быть названы все его признаки.

Логопед составляет картинно-графический

-Давайте теперь поможем Незнайке правильно составить рассказ.

Составление описательного рассказа по плану (2—3 детьми по цепочке).

-Я нашел в лесу березовый лист. Он желтый, маленький, сухой, шершавый, легкий.

6.Пальчиковая гимнастика.

Один-два-три-четыре-пять!

Дети загибают пальцы по одному

Будем листья собирать:

Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.

Березовый, дубовый,

Рябиновый, кленовый, липовый.

Загибают пальцы по одному на другой руке.

Мы листья соберем,

Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.

Своей маме отнесем!

На ладошках «подносят» маме букет

7. Игра «Поправь Незнайку».

  • Это кленовый лист. Он синий, маленький, гладкий, тяжелый.
  • Это сосновая иголка. Она красная, короткая, колючая, тупая тяжелая.
  • Это березовый лист. Он голубой, огромный, шершавый, тяжелый.

8. Работа в тетрадях « Обведи по контуру»

Дети обводят по контуру листик и раскрашивают его.

9. Итог занятия.

Что мы сегодня видели на занятии?

Что мы делали на занятии?

Какой рассказ слушали?

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по произведениям В.А.Сухомлинского

Занятие по художественной литературе в старшей группе.Итоговая беседа по прочитанным произведениям В.А. Сухомлинского....

Создание диафильма по произведениям В.А. Сухомлинского "Зайчик и рябина", "Девочка и снежинка".

Создание диафильма по произведениям В.А. Сухомлинского "Зайчик и рябина", "Девочка и снежинка"...

Мнемотаблица к произведению В.А. Сухомлинского "Как Белочка Дятла спасла".

Мнемотаблица к произведению "Как Белочка Дятла спасла" поможет быстро запомнить рассказ....

Конспект НОД "Весенний ветер" (по произведению В.А. Сухомлинского)

Формирование у детей представлений о прекрасном в жизни и искусстве в разных видах деятельности: слушании музыки, чтении  рассказов, рисовании....

Творческо-образовательный проект «Сказки о главном» (по произведениям В. А. Сухомлинского)

Творческо-образовательный проект«Сказки о главном» (по произведениям В. А. Сухомлинского)...