Занятие- поиск по произведению В.А. Сухомлинского « Осенний клен»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Тема : Занятие- поиск по произведению В.А. Сухомлинского « Осенний клен»
Цели: Учить вслушиваться в речь логопеда. Отвечать на вопросы полными ответами.
Закрепить знания о деревьях, их названия. Закрепить признаки осени. Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.
Учить составлять и пересказывать описательные рассказы по теме, используя картинно-графический план.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать навыки организационного поведения.
Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Занятие- поиск по произведению В.А. Сухомлинского « Осенний клен»
Цели: Учить вслушиваться в речь логопеда. Отвечать на вопросы полными ответами.
Закрепить знания о деревьях, их названия. Закрепить признаки осени. Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.
Учить составлять и пересказывать описательные рассказы по теме, используя картинно-графический план.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать навыки организационного поведения.
Учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.
Оборудование: игрушка или изображение Незнайки, предметные картинки, картинно-графический план рассказа , цветные карандаши, тетради, трафареты листьев.
Ход занятия.
Первая часть занятия проводится на улице.
1.ОМ
Чтение произведения В.А. Сухомлинского
Осенний клен
Мы пошли в лес посмотреть на осенний убор деревьев. Оста-
новились возле высокого клена. Сели. Какая красота открылась
перед нами! Стоит клен в ярком, красочном убранстве, а листочки
и не задрожат, и не зашепчут.
— Смотрите, дети: клен спит. И снится ему все, что он видел
от весны до осени. Вот желтый листочек — будто цветок одуван-
чика. Весной клен был зачарован и поражен красотой одуванчико-
вого цветка. Запомнил эту красоту. Заснул, вспоминая одуван-
чик, — листочек и пожелтел.
— А там, видите, листочек — будто утренняя заря — розовый
и ласковый. А этот — будто вечернее зарево перед ветреным днем.
— Видите, а вот на этой веточке листок яркий и красивый,
будто крыло иволги. Наверное, сидела когда-то тут иволга, и сейчас
приснилось ее крыло клену.
Мы затаив дыхание смотрели на красоту. Все замолчали,
будто боялись потревожить волшебный кленовый сон.
Ответы на вопросы :
- О чем этот рассказ?
- О каком времени года идет речь?
- Какое дерево увидели дети?
- Что снилось клену?
- Какие листочки были у клена?
- Что сделали дети, чтобы не тревожить сон клена?
2. Упражнение « Покажи и назови»
- Давайте сейчас вместе посмотрим вокруг и назовем, какие еще есть деревья, ветки, семена.
- Кленовую ветку, кленовый лист, кленовые семена.
- Еловую ветку, еловую шишку, еловые иголки.
- Рябиновую ветку, рябиновые ягоды, рябиновый лист.
- Дубовую ветку, дубовый лист, дубовые семена (желуди).
- Сосновую ветку, сосновую шишку, сосновые иголки.
- Березовые сережки, березовый лист, березовую ветку.
- Липовый лист, липовые цветы, липовую ветку.
(Это кленовая ветка. Это кленовый лист. Это кленовые семена И т.д.)
- Упражнение «Придумай сон»(психогимнастика)
- Представьте, что вы деревья. Закройте глаза и подумайте, какой сон снится вам вспоминая лето. Как грело ваши листики солнышко, как обдувал нежно ветерок. Как птички пели песенки. И т.п.
- Что вам приснилось? (ответы детей)
4. Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся | Дети кружатся. |
И на дорожки плавно ложатся. | Садятся на корточки. |
Под ногами шуршат, шелестят, | Топают ногами. |
Будто опять покружиться хотят. | Кружатся и садятся на корточки. |
Вторая часть занятия в группе.
В гости пришел Незнайка.
5. Игра «Помоги Незнайке».
-Незнайка гулял в лесу и собрал букет из осенних листьев.
-Послушайте и угадайте, о каком листике вам расскажет Незнайка. (На наборном полотне изображения дубового, березового и кленового листьев желтого цвета.)
-Я в лесу нашел осенний листик.
-Вы догадались, о каком листике рассказал Незнайка? (Нет.)
Вывод: чтобы догадаться, о каком предмете рассказывают, должны быть названы все его признаки.
Логопед составляет картинно-графический
-Давайте теперь поможем Незнайке правильно составить рассказ.
Составление описательного рассказа по плану (2—3 детьми по цепочке).
-Я нашел в лесу березовый лист. Он желтый, маленький, сухой, шершавый, легкий.
6.Пальчиковая гимнастика.
Один-два-три-четыре-пять! | Дети загибают пальцы по одному |
Будем листья собирать: | Сжимают и разжимают пальцы в кулачки. |
Березовый, дубовый, Рябиновый, кленовый, липовый. | Загибают пальцы по одному на другой руке. |
Мы листья соберем, | Сжимают и разжимают пальцы в кулачки. |
Своей маме отнесем! | На ладошках «подносят» маме букет |
7. Игра «Поправь Незнайку».
- Это кленовый лист. Он синий, маленький, гладкий, тяжелый.
- Это сосновая иголка. Она красная, короткая, колючая, тупая тяжелая.
- Это березовый лист. Он голубой, огромный, шершавый, тяжелый.
8. Работа в тетрадях « Обведи по контуру»
Дети обводят по контуру листик и раскрашивают его.
9. Итог занятия.
Что мы сегодня видели на занятии?
Что мы делали на занятии?
Какой рассказ слушали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по произведениям В.А.Сухомлинского
Занятие по художественной литературе в старшей группе.Итоговая беседа по прочитанным произведениям В.А. Сухомлинского....

Создание диафильма по произведениям В.А. Сухомлинского "Зайчик и рябина", "Девочка и снежинка".
Создание диафильма по произведениям В.А. Сухомлинского "Зайчик и рябина", "Девочка и снежинка"...

Мнемотаблица к произведению В.А. Сухомлинского "Как Белочка Дятла спасла".
Мнемотаблица к произведению "Как Белочка Дятла спасла" поможет быстро запомнить рассказ....

Конспект НОД "Весенний ветер" (по произведению В.А. Сухомлинского)
Формирование у детей представлений о прекрасном в жизни и искусстве в разных видах деятельности: слушании музыки, чтении рассказов, рисовании....

План-конспект занятия по изобразительной деятельности. Пейзаж «Осенний клен и ель»
Цель: учить передавать в рисунке строение клена и ели....

Творческо-образовательный проект «Сказки о главном» (по произведениям В. А. Сухомлинского)
Творческо-образовательный проект«Сказки о главном» (по произведениям В. А. Сухомлинского)...