Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе (компенсирующей направленности) на тему: «Осенние впечатления»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию рекомендована по лексической теме:"Осень".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennie_vpechatleniya.docx | 735.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 78 комбинированного вида»
Городского округа Саранск Республики Мордовия
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной к школе группе
(компенсирующей направленности)
на тему: «Осенние впечатления»
Подготовила: воспитатель
Лобарёва Надежда Ивановна
г. Саранск 2016
Программное содержание:
- Продолжать учить детей составлять рассказ на тему «Осень», решать противоречия с опорой на мнемотаблицы; закрепить знания о периодах осени, признаках ранней осени.
- Развивать связную речь, умение строить сложные по конструкции предложения; интонационную выразительность, общую моторику.
- Воспитывать отзывчивость, любовь к родной природе.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами-признаками, действиями, наречиями по теме «Осень».
Образовательные области:
- Речевое развитие
- Познавательное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Социально-коммуникативное
- Физическое развитие
Методы и приемы:
- Игровая мотивация
- Вопросы к детям
- Отгадывание загадки
- Рассматривание
- Решение противоречий
- Дидактические игры и упражнения
- Импровизация
- Составление рассказа-описания
- Стимулирование детей
Материалы и оборудование:
- Ноутбук и видео слайды с осенней тематикой
- Силуэты ручки, блокнота, микрофона
- Пиктограммы (картинки подсказки): телевизор, радио, журнал, газета Мнемотаблицы к загадке про осень, к игре «Хорошо-плохо»
- Шапки-маски «Осенние листья»
- Модель дерева без листьев и разные листья
- Фланели граф
- Запись «Вальс-фантазия» муз. Глинки
- Дидактический материал для составления рассказа и разучивания стихотворения (мнемотаблицы)
- Предметные картинки с признаками ранней осени.
Предварительная работа.
- Наблюдения на прогулке
- Беседа об осени
- Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами
- Дидактические игры и упражнения
- Разучивание стихотворений по теме.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Какое сегодня необычное чудесное утро, подарите друг другу улыбки и пожелайте крепкого здоровья.
Игра «Отгадайте по силуэту, кому нужны для работы эти предметы?» (Силуэты ручки, блокнота, микрофона).
- Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?
- Где работают журналисты? (Пиктограммы: телевизор, радио, журнал, газета)
II. Сообщение темы и целей.
- Сегодня давайте станем журналистами и создадим свой журнал. Темой нашего журнала будет ответ на загадку.
Создание проблемной ситуации «Загадочное письмо» (мнемотаблица – загадка про осень)
- Что за странное письмо, догадайтесь от кого? (Отгадывание загадки).
- Как вы думаете, что это может обозначать? (Перекодирование информации - расшифровывание каждого квадратика)
- Итак, о каком времени года говорится в этой загадке?
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.
- Действительно в этой загадке говорится об осени.
- Какие периоды осени вы знаете?
- Какой сейчас период осени?
- Наш журнал мы посвятим осени.
III. Первая страница журнала «Красивое название журнала».
- Наша природа всегда прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту! Красоту и величие русской природы осенью воспевают художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.
Дидактическое упражнение «Скажи со словом осеннее (- ая, ий)».
- Перед вами первая страница нашего журнала. Подумайте, как мы назовем наш журнал? Слайд № 1.
Как вы думаете, какое название больше подойдет к этой сказочной красоте?
Почему?
IV. Вторая страница журнала. «Осень – это хорошо или плохо»
(решение проблемы) Слайд № 2.
Игра «Хорошо – плохо». (с опорой на мнемотаблицы).
- Поиграем в игру «Хорошо - плохо» и выяснить: осень – это хорошее время года или плохое.
Поэтапная работа по таблице.
- Что можно сказать по каждой картинке?
- Как вы думаете, почему осень – это плохо? (Дети рассуждают).
- Осень – это плохо, потому что ...
- Значит осень, какая пора?
- Осень – это не только плохо, но и хорошо, почему? (Дети рассуждают).
Проводится аналогичная работа.
- Осень – это хорошо, потому что…
- Значит, осень, какая пора?
Воспитатель совместно с детьми делают вывод.
V. Третья страница журнала «Игралочка»
- Посмотрите какая она весёлая, как будто сама осень приглашает нас поиграть. Слайд № 3.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?».
- Осень насыпала листьев во время листопада! Выберите себе понравившийся листок (шапка-маска).
- Ты с какого дерева упал листок? Значит ты какой листок?
Дидактическая игра «Чудо-дерево».
- Осень приготовила для вас чудо-дерево (На фланели графе модель дерева без листьев)
- На нём могут расти листики от любого дерева, потому что оно сказочное!
- Нарядим дерево осенними листьями и скажем, какими бывают листья?
(дети подходят к чуду - дереву и, называя, прикрепляют к нему по одному листочку)
Дидактическое упражнение «Листья на ветру».
- Что делают листья на ветру?
- А как листья летят?
VI. Четвертая страница журнала «Музыкальная»
- Как вы думаете, как будет называться следующая страница журнала? (Скрипичный ключ) Слайд № 4.
Импровизация «Осенние листья» под музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. Глинки
- Представьте, что ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.
VII. Пятая страница журнала «Словесный этюд» Слайд № 5.
- Как в лесопарке красиво, так и хочется нарисовать осенний пейзаж.
- Как же быть, ведь у нас нет карандашей, ни красок, нет кисти?
- Нарисуем осень не карандашами, а словами.
- Наша следующая страница будет называться «Словесный этюд».
Составление рассказа «Осень» по мнемотаблице.
- Как можно начать рассказ про «Осень»?
-Что можно рассказать по этой картинке?
- Как можно сказать об этом по-другому?
Осень
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.
Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
- Как можно закончить рассказ?
- Самые интересные рассказы напечатаем на этой странице журнала, послушаем их. (2-3 рассказа)
VIII. Шестая страница журнала «Поэтическая» Слайд № 6.
- Отгадайте, чьи это портреты? (На слайде портреты поэтов Пушкина А.С. и Есенина С.А.).
- Следующая страница журнала «Поэтическая».
- Вспомните отрывки из стихотворений об осени этих поэтов.
- Прекрасные стихи об осени. Да действительно поэты в своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой восторг.
- Вы видите новую таблицу, которая поможет быстро выучить стихотворение М. Ходяковой «Осень», а какое узнаете чуть позже.
Дидактическое упражнение «Будь внимательным»
- Послушайте стихотворение об осени, будьте очень внимательными, постарайтесь запомнить все перечисленные признаки осени, чтобы отобрать из предложенных картинок те, которые обозначают эти признаки.
Что такое осень?
У кого мы спросим?
Осень — это тучи, лужи и дожди,
Слякоть, непогода,
Ждет зимы природа,
И тепла от солнца
Ты уже не жди.
Осень — это листьев
Чудо-разноцветье
Нити паутинок,
Хризантем цветенье.
Осень — это птицы
К югу полетели,
Это листопада
Плавное круженье.
Осень с урожаем
Овощей и фруктов,
С теплою одеждой,
Крышей из зонтов,
С вянущей травою,
Спячкою медведя,
С множеством запасов
Средь густых лесов.
Осень — это шубка
Теплая у зайца,
Нет уж насекомых,
Спрятались они.
Первый снег и стужа,
Первый лед на лужах,
Ночи всё длиннее
И короче дни
IX. Подведение итога. Стимулирование детей.
- Журнал наш готов. Вы славно потрудились. Как вы думаете, понравиться ли наш журнал читателям?
- Какая страница журнала понравилась вам и почему?
- Осень передала вам блокнотики, где вы можете делать заметки, зарисовки. Попробуйте самостоятельно собрать интересный материал про осень и рассказать о нем своим друзьям. Может в будущем кто-то из вас станет настоящим журналистом.
Список используемой литературы.
- Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» ч. 1, М.: ТЦ Сфера, 2006. — 224 с.
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб, «Детство-Пресс», 2000г.
- Полянская Т.Б., Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб но-методическое пособие. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. - 64 с.
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники – СПб, «Детство-Пресс», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Насекомые».
Конспект занятия по лексической теме "Насекомые" в подготовительной логопедической группе....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Осень».
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнять, обобщать и систематизировать представления детей об осени, осенних приметах;- уточнять и активизировать словарный запас детей по лексической...
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема "Скоро в школу"...
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Животные и птицы Севера"
НОД направлена на развитие речи, коммуникативных навыков, уточнение и расширение представлений детей о птицах и животных Севера....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «На окне моём, цветочки очень весело живут».
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Тема: «На окне моём, цветочки очень весело ж...
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности « Салон – ателье для кукол «Модница»
Конспект итогового занятия разработан для работы с детьми 6-7 лет. Игровая форма занятия позволяет детям закрепить сложный материал лексической темы "Одежда.Ателье". Работа...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)...