Фольклор как средство формирования патриотических чувств и развития духовности у детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей детских садов.
Цель: Показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №106 комбинированного вида Невского района
Санкт-Петербурга
«Фольклор как средство формирования патриотических чувств и развития духовности
у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Цион Н.Ю.
193 231
Санкт-Петербург
Ул. Коллонтай д. 21, корпус 5, Литер А
Тел. 588-96-88
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества, повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа я работаю по теме: «Приобщение к истокам русской народной культуры».
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Что же такое фольклор?
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Устное – из уст в уста.
Народное – автор – народ.
Творчество – создано в результате труда.
Фольклор всегда был неразрывно связан с опытом народной педагогики и широко применялся в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.
К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.
А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.
Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня
Ее прямая функция — успокоить, убаюкать маленького ребенка.
Логическим продолжением колыбельных песен являются пестушки и потешки. Свое название они получили от слов «пестовать», тешить, что означает нянчить, растить, ходить за кем-нибудь, носить на руках.
Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребенка в его первых и очень трудных для него шагах: «Ай, деточка, попляши. Твои ножки хороши!».
Пестушки «Сорока-сорока...», «Идет коза рогатая...», «Ладушки-ладушки...», «Приди, котинька - коток...», «Поехали, поехали...» и др. хорошо известны и широко используются сегодня многими молодыми родителями. Мы хотим обратить внимание на то, что помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причем уроки эти ненавязчивые, неназойливые, простые, интересные, занимательные. И действительно, коза бодает того, кто молока не пьет. В «Ладушках» наказывают кошку Машку за то, что съела кашку, не ей предназначенную. А в «Сороке» каша достается всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал маленок, за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил».
Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребенка, а современные психологи доказали, что усвоение ребенком тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне его эмоциональной отзывчивости.
Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и трех лет. Вот тут и помогут пестушку с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.
А сейчас уважаемые коллеги, я познакомлю Вас с вариантом пестушки «Сорока-сорока». Прошу вас разделиться на пары и попестовать этой пестушкой друг друга:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости - на двор,
Кашицу - на стол.
Затем перебирают пальчики, начиная с большого:
Этому дала на блюдечке,
Этому - на тарелочке,
Этому - на ложечке,
Этому - поскребушки.
Дойдя до мизинца, захватывают его двумя пальцами и трясут:
А этому - не дала!
Зачем дров не носил,
Воды не носил?
Знай наперед:
Здесь водица -
Холодная (между кистью руки и самою рукою), Здесь - тепленькая (в сгибе локтя),
А здесь - горяченькая (под мышкой),
Здесь - кипяток, кипяток!
При последнем щекотливом прикосновении ребенок смеется.
Очень хорошо повеселились,… Продолжаем.
Большое внимание при работе с детьми я уделяю потешкам.
Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Уважаемые коллеги! На столах лежат карточки с заданиями. И у вас сейчас будет время, чтобы подготовиться.
Вспомнить и рассказать потешки используемые в процессе
Умывания, кормления. Одевания, укладывания ко сну.
(Участники мастер – класса выполняют задание)
На смену пестушкам и потешкам в 3—4 года к ребенку приходят прибаутки — маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок.
Существует особый вид прибауток — небылицы или перевертыши, как назвал их К.И. Чуковский.
Сейчас я предлагаю вам придумать свое продолжение или свой конец к фольклорной небылице, попробуйте сочинить свою необычную историю:
«Однажды утром по вечерней улице пролетала стая кошек...», «Открылся на болотной кочке детский сад. Собрались в нем лягушата, комарята, жучки, паучки и решили они...», «Как-то раз повел котенок своего папу - кота на работу...».
(Участники мастер – класса выполняют задание)
В детской среде ребенок как нигде лучше овладевает способами самовыражения своей личности, самоутверждения, что естественно влияет на становление его самооценки, самоконтроля и саморегуляции своего поведения и настроения.
Одним из наиболее известных средств народной педагогики, развивающих эти стороны личности ребенка, являются народные игры.
Предлагаю вашему вниманию следующую игру:
«Колечко»
Игра, где есть возможность помериться силой и ловкостью
Формируемые качества: внимание, интуиция, сноровка.
Условия игры:
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три - четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.
Игру можно проводить, как в помещении, так и на свежем воздухе. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.
Предлагаю поиграть в эту игру. (Участники мастер – класса выполняют задание).
Благодаря знакомству с русскими народными играм, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечивая духовное здоровье наших детей.
Считалки, с которых часто начинаются игры. Исстари считалка придумана для детей как способ осуществления объективной справедливости, когда не авторитет взрослого или старшего ребенка, а как бы сама судьба разрешает ту или иную проблему.
Считалка помогает воспитать привычку к безусловному подчинению общепринятым нормам, правилам. Если дети расшумелись, то угомонить их, настроить на соблюдение
правил общежития поможет не окрик, не наказание, а определенный словесный уговор:
Чок-чок, губы на крючок.
А кто скажет - тому щелчок.
Повседневная жизнь ребенка — это не только смех и веселье, радость и безудержное удовольствие и счастье. По разным причинам и поводам ребенку свойственны и чувства огорчения, обиды, неприязни, злости, отвращения и т.п.
Народная мудрость выработала способы выхода отрицательных эмоций ребенка в слове, а именно - в дразнилках. Но на дразнилки можно ответить. Быстрый, удачный, если он в рифму, ответ на дразнилку, помогал ребенку пережить чувство обиды, взять пусть небольшой реванш, но. Что самое главное, впредь быть предусмотрительным и постараться более не попасть в подобную неприятную ситуацию.
Была бы я (был бы я),
Да очередь твоя!
Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси - лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
(Участники мастер – класса выполняют задание)
В завершении сегодняшнего мастер-класса, я хочу предложить вам блиц опрос:
1. Какие малые формы фольклора, используемые в детском саду, вы знаете?
2.Как называются короткие рифмованные стихи. Применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)
3. Назовите форму фольклора?
У Ивашки – рубашка,
У рубашки – кармашки,
Кармашки – у рубашки,
Рубашка – у Ивашки. (скороговорка)
4.Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)
5.Когда используется пестушка: « С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба» (при купании)
6.Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок»- дружба; «Репка» - трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)
7. Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда – беда, козья борода» (дразнилки)
(Участники мастер – класса выполняют задание)
Большое Вам спасибо!
, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое,
Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.
А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за работу.
Творческих всем успехов!!!
Используемая литература:
О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Г.В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие духовности личности детей дошкольного возраста средствами музыкально эстетического воспитания".
Педагогический проект...
Методическая разработка на тему: "Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Дошкольное учреждение - это первая и главная ступень в развити детей. Именно этот возраст сензитивен к речевой способности. Поэтому основой задачей ...
«Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора».
Самоанализ опыта работы...
Проект «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора с учетом введения ФГОС ДО».
В этом проекте раскрывается один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе ...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Статья посвящена разработанной технологии развития музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора. На основе данной технологии составлена и апробирована программа развития музыкальны...
Перспективное планирование по программе Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами малых форм народного фольклора
Перспективное планирование по рабочей программе воспитателя в подготовительной группе...
Театрализованная деятельность, как средство творческих способностей и развития речи у детей дошкольного возраста.
Игра – самый актуальный вид деятельности в детском возрасте. В театральной игре дети знакомятся с окружающим миром, через образы близких героев для ребенка ,с...