Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
учебно-методический материал по теме
публикация на официальном сайте издания учебно-методического материала на тему: Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_syuzhetno-rolevoy_igry_v_zhizni_doshkolnika.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
А. С. Макаренко
Дошкольное детство - период, включающий младший дошкольный возраст с трех лет.
При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется социальная ситуация развития ребенка - он выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает отношения с более широким миром взрослых людей. Ребенок начинает воспринимать взрослых как носителей общественных функций в системе отношений с другими людьми. Ребенок очень хочет быть таким, как взрослый, участвовать на равных в общей с ним деятельности. Но это невозможно, ибо велик разрыв между уровнем развития ребенка и тем, к чему он стремится.
Единственное, что позволяет разрешить ребенку это противоречие,- это игра.
Именно поэтому она является ведущей деятельностью ребенка- дошкольника.
Сюжетно-ролевые игры
- Развивают у детей умения придумывать не сложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (лечить, готовить обед, накрывать на стол), выполнять одну из ролей в совместной со сверстниками игре.
- Учат взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер- пассажир, мама-дочка) в индивидуальных играх с партнерами- игрушками (зайцами, куклами). Исполнять роль за себя и за игрушку, использовать в играх строительный материал (кубики), природный материал (снег, песок) разнообразно действовать с ними (строить мост, лепить из снега горку).
- Поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, дополнять игровую обстановку недостающими предметами.
Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба взаимопомощь и др.
Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
3. Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.
4. Приемы руководства играми детей могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т.д., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей
Прямые приемы руководства: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.
5. Три этапа формирования сюжетно – ролевой игры:
На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.
На втором этапе (3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
6. Основные моменты методики применения сюжетно – ролевой игры:
Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.
Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это, с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.
Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно –ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты - бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты - бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре уже могут объединяться 2-3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры - также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.
Правила организации игры
Игра не должна включать даже малейшею возможность риска, угрожающего здоровью ребенка.
Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.
Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети – большие фантазеры.
Не будьте занудами. Не отвлекайте ребенка, не критикуйте, не ругайте и не прерывайте. Добровольность – основа игры.
Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно – победа, поражение, ничья.
Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
Основные правила игры
1. Договариваясь об игре и во время игры, будь добрым, вежливым и справедливым.
2. Предлагая какую – ни будь игру, постарайся доказать, что она интересна. Выслушивай предложения других детей, не перебивая их.
3. Всякая роль в игре хороша и интересна, если ты знаешь, что делать и как играть.
4. Не требуй всегда главных ролей, помни, что другие дети тоже хотят быть ведущими.
5. Не мешай товарищу, если он занят игрой; хочешь играть с ним, попроси разрешения.
6. Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь.
7. Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре.
8. Если начал игру с ребятами, не бросай ее без их согласия.
Используемая литература:
1. Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду» М.,2001.
2. Н.Ф. Комарова «Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду». М., 2010.
3. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду № 2,3,4 -2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.
Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребено...
Роль музыкально - дидактической игры в жизни дошкольника
Консультация "Роль музыкально - дидактической игры в жизни дошкольника" будет полезна как родителям, так и педагогам дошкольного образования....
Роль и значение игры в жизни дошкольников
Игра представляет собой особую деятельность, которая имеет большое значение в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В настоящее время признано, что игра является ведущей деяте...
роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР
роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР...
Роль сюжетно – ролевых игр по обогащению представлений дошкольников о родной стране.
Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине, обогащению представлений о родной стране следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, а также использование сюжетно-р...
Самообразование по теме «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников»
Тема самообразования «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников».Работа начата: 16 сентября 2019г.Работа окончена в мае 2020 года.Цель: исследование эффективности сюж...