Обучение дошкольников формулам речевого этикета
статья

Бородина Наталья Михайловна

Семинар-практикум

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_doshkolnikov_formulam_rechevogo_etiketa.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина»

Семинар-практикум

«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ФОРМУЛАМ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА»

Подготовила и провела воспитатель

Бородина Н.М.

г. Гагарин

декабрь 2015 г.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются речевым этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как принимать гостей, как вести себя за столом, разговаривать по телефону и т. д.).

В детском саду культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с  взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,  использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое  поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций.

              Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть  в лицо собеседнику.

Правильное обучение и использование этических формул стереотипов в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, а также формирует умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, когда, где, зачем говорить). Влияет на развитие характера человека, помогает ему свободно и без страха войти в мир общения. Дети, осваивая речевые нормы, одновременно изучают общие правила культурного поведения, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.

В общении дети должны осознать свои ролевые позиции (старший – младший, знакомый – незнакомый, мальчик – мальчик, мальчик – девочка, девочка – девочка, брат – сестра, бабушка – внук, воспитатель – ребенок и др.).

Задача взрослых (родителей и воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться.  При этом ребенок должен быть равноправным участником, нужно помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания и вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им разные варианты решения.

Для того чтобы научить детей правильному и осознанному отношению и поведению, в группе должны создаваться специальные условия.

Этические беседы на темы «Что такое доброта», «Что значить быть добрым», «Вы пришли в детский сад», «Что значить быть отзывчивым», «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было хорошо и приятно», «Как утешить и пожалеть?», «Обещал – значит, выполни!», «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы люди относились к тебе», «Как и за что благодарим окружающих», «Если к вам пришли гости», «Как вести себя в магазине, транспорте», «Будем внимательны к настроению других» и др. Речевая активность детей в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей принимали участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.

Чтение и обсуждение художественных произведений (Обсуждение и просмотр спектаклей и мультфильмов). «Когда не хватает игрушек» Г. Цыферов, «Вовка – добрая душа» А. Барто, «Сыновья» В. Осеева, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк, «Дельный совет» С. Михалков, «Добрый поросёнок», «Добро и зло», «Волшебное пёрышко», «Жадная обезьянка» Т. Шарыгиной. Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества. Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Развивающие, настольные игры. «Что хорошо, что плохо», «Чего не должно быть», «Что к чему» и др.

Игры – драматизации. «В группу пришёл новый мальчик», «Помощники», «Знакомство», «Как лиса гостей встречала», «Вежливые соседи», «Приходите в гости», «Поделись с товарищем» - театрализованные игры, показ мини – сценок «Три синички», «Киска», «Брусничка», «Весёлые превращения» и др.

Сюжетно – ролевые игры. Игры  «Магазин», «Транспорт», «Детский сад», «Парикмахерская», «Почта», «Строитель», «Мастерская» и др. С помощью этих игр закрепляются и обобщаются знания о речевом этикете. Дети проигрывают ситуацию и применяют свои знания на практике. При обсуждении ситуации детям необходимо предоставить возможность высказаться, оценить свое поведение, поведение других. В обыгрывании проблемной ситуации дети пробуют разные роли, и положительные, и отрицательные – это очень помогает им быть терпимыми к разным людям, правильно понимать этические нормы: понимать добро и зло, любить мир, ненавидеть насилие, беречь то, что любишь, вежливость, честность, отзывчивость, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими.

Психогимнастика. «Моё настроение», «Кто я», «Испорченный телефон», «Превращения», «Колдун» и др.

Социально – поведенческие тренинги. Введение речевых формул «Откажи не обижая». 

1. - Дай, пожалуйста, мне лошадку поиграть!    - Я поиграю немного и тебе дам!

2. - Дай, пожалуйста, машину мне!  - Нет, я не могу тебе её дать, я пообещал машину Роме. Договорись с ним!

3. - Дай, пожалуйста, мне куклу!    - Не могу тебе её отдать, потому что я ещё сама хочу с ней поиграть! Возьми другую куклу.

4. - Дай, пожалуйста, машину мне поиграть!     - Нет, я хочу ещё сам с ней поиграть!     - А, может, мы вместе поиграем с машиной. У тебя машина, у меня строитель. Будем вместе строить! И Рому пригласим!

Обсуждая ситуацию с группой детей, с 2-мя детьми, с 1-м ребенком, воспитатель берет роль одного из детей. Обыгрываются разные варианты решения, используются в речи разные речевые формулы. Правила общения и речевые формулы дети знают и рассказывают, но поступки еще не соответствуют знаниям. Наблюдать за общением детей, вовремя прийти к ним на помощь, подсказать решение или словом или делом – это задача взрослых.

«Похвали товарища». Хорошо, когда в коллективе группы дети умеют помочь друг другу, утешить, здороваться, прощаться, договариваться – владеть речевыми формулами. Но пожалеть всегда проще, чем порадоваться за успех другого. Воспитатели часто во всех режимных моментах хвалят детей за успехи, но очень важно для  культурного воспитания научить детей замечать и оценивать в словах (а не в материальных подарках) успех другого. Обращать внимание детей на порядок в шкафу с одеждой, уборку игрушек и другие бытовые процессы. Успех отмечать аплодисментами и такими речевыми формулами: «Ты молодец!», «Ты такой смелый!», «Ты очень добрый» (аккуратный, старательный, заботливый, умный, внимательный, догадливый, сообразительный и т.д.)

Итоговые беседы «Как прошел день?», «Сколько добрых дел», «Что понравилось в детском саду?». Во всех беседах делаем акцент только на положительные поступки и дела, а если  затрагиваются отрицательные поступки, обсуждаем и их, каждый ребенок выражает свое мнение, что правильно, а что нет, где ребенок ошибся, как он постарался исправиться. Какие слова и поступки ему в этом помогли. Иногда дети бывают очень категоричны в своих решениях. Нужно напоминать им, что все люди: и дети, и взрослые - ошибаются и прощают друг друга.

Работа с родителями. Для успешного обучения детей речевым формулам и правильному этикету с родителями можно проводить индивидуальные беседы, подготовить статьи в уголок «Правила поведения за столом», консультацию «Учите детей общаться с друзьями и взрослыми», картотеки игр на обучение общению, папка – передвижка для обыгрывания ситуаций, чтение рассказов и стихов, правил этикета в разных ситуациях.

Обучение детей правилам поведения требует фантазии, увлекательности и такта. В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования норм поведения, базирующихся на этикете. 

В работе с детьми нужно стараться выполнять особенности и правила беседы. 

  • Слушая ребенка – обязательно повернуться к нему лицом.  
  • Если ребенок огорчен, плачет – подождать, когда он успокоится, а потом задавать вопросы.  
  • Повторить, что вы поняли, что с ним случилось и обозначить чувство (обиделся, рассердился, больно, жалко, не верно понял и т.д.).  
  • Слушать внимательно, не делая оценки.  
  • Не перебивать, не давать советов и предложений, не приводить примеры из собственного опыта.  
  • Оставаться нейтральным, не принимать чью – либо сторону.  
  • Обращаясь друг к другу: сначала улыбнитесь, а потом назовите собеседника по имени (по имени и отчеству).  
  • Слушать собственное обращение к ребенку его ушами, смотреть на ситуацию его глазами, чувствовать его чувствами и переживаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

Психолого-педагогические основы обучения дошкольников современным правилам этикета

Психолого-педагогические основы обучения дошкольников современным правилам этикета...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА «ПЕРЕДАЙ ПИСЬМО»

Данный конспект комплекса занятий с использованием дидактических игр  по развиитию речи  предназначен для педагогов ДО. Цель -закрепить умение детей пользоваться разнообразными вариантами пр...

Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета

Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета размещена в сборнике "Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: про...

Технология формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с ОВЗ

Технология формирования навыка использования формул речевого этикета у дошкольников с ОВЗШатовкина Н. В., областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи дет...

Образовательный проект «В мире вежливых слов» как средство формирования формул речевого этикета у детей шестого года.

Образовательный проект «В мире вежливых слов» как средство формирования формул речевого этикета у детей шестого года.Актуальность исследования объясняется тем, что на современном этапе общ...