«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Целью проекта является использование Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 253.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 145 комбинированного вида»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Проект:
«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников»
( Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя)
Автор: воспитатель Семенова Галина Арсеньевна.
Чебоксары -2016
Паспорт проекта
Наименование | Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников |
Заказчик проекта | МДОУ Детский сад №145 «Радуга» комбинированного вида |
Разработчик проекта | Воспитатель спецгруппы: Семенова Галина Арсеньевна. |
Цель проекта | Целью проекта является использование Су-Джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. |
Задачи проекта | Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга. Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи. Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание. |
Сроки реализации проекта | Март 2016 по май 2018 . |
Участники проекта | Дети, воспитатель, психолог. |
Ожидаемые результаты | -благоприятное воздействие на весь организм; -стимуляция речевые зоны коры головного мозга; -развитие координация движений и мелкой моторики; -развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. -сократить сроки коррекционной работы; -повысить качество работы; -снизить энергетические затраты; -наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей. |
Содержание.
1 Паспорт проекта_______________________________________________ 2 Актуальность ________________________________________________
- Автор- разработчик ___________________________________________
- Риски реализации проекта _____________________________________
- Анализ ситуации _____________________________________________
- Сильные слабые стороны ______________________________________
- Задачи проекта _______________________________________________
9 Ожидаемые результаты ________________________________________
10 Цель________________________________________________________
- Партнеры проекта ____________________________________________
- Этапы ______________________________________________________
- Оценка результатов ___________________________________________
14 Методическое сопровождение __________________________________
15 Пиар-сопровождение__________________________________________
16 Экология проекта_____________________________________________
- Литература___________________________________________________
18 Приложение _________________________________________________
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Введение
Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные технологии.
Су-джок терапия является одной из нетрадиционных логопедических технологий. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су - Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком - он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук тревожат расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. В следствии чего нами была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы су-джок терапии ,то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно. Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления, путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук.
Изучая литературу ,наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии, совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, я пришла к выводу , что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.
Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории. Упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука), развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного материала, что будет изложено во второй главе проекта. Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования , педагогам и родителям.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада. Следовательно, использование Су - Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
2.Автор- разработчик.
Разработчиком проекта по решению поставленной проблемы является воспитатель Семенова Галина Арсеньевна. Стаж педагогической работы 33 года, их них 20 лет в группе компенсирующей направленности. Высшая квалификационная категория. В 1983 году закончила дошкольное отделение Чебоксарского педагогического училища, в 1994 г Чувашский университет им. И.Н.Ульянова, исторический факультет.
3.Риски реализации проекта:
а) финансовые затруднения при организации образовательного процесса, в том числе коррекционного.
б) не все родители понимают, что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений
в) отсутствие возможности части детей посещать коррекционную группу.
4.Анализ ситуации.
Группу для детей с ОНР посещают 15 детей. 8 девочек и 7 мальчиков. При поступлении в группу с детьми проведена диагностика развития мелкой моторики. Диагностика показала, что у детей пальцы напряжены. Сгибаются и разгибаются все вместе, отсутствует изолированные движения. Выяснилась закономерность: чем сложнее дефект речи, чем хуже развита мелкая моторика.
По проведенному мониторингу можно делать вывод, что уровень развития и качество речи взаимосвязано с уровнем развития мелкой моторики. Чем выше и качественнее мелкие движения руки, тем лучше развита речь.
5.Сильные и слабые стороны.
Сильные стороны | Слабые стороны |
Наличие специального и высшего образования | Недостаточно богат методический фонт группы и дошкольного учреждения по данному вопросу |
Своевременное прохождение курсов повышения квалификации при ЧРИО | Отсутствие преемственности между специалистами ДОУ по решению вопросов развития мелкой моторики |
Большой педагогический опыт у всех педагогов группы | |
Доступность материала | |
Положительный имидж группы среди родителей детского сада | |
Наличие мониторинга развития речи детей за последние пять лет. |
6.Цель
Целью проекта является использование су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.
7.Задачи.
Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
8.Ожидаемые результаты.
-благоприятное воздействие на весь организм;
-стимуляция речевые зоны коры головного мозга;
-развитие координация движений и мелкой моторики;
-развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
-сократить сроки коррекционной работы;
-повысить качество работы;
-снизить энергетические затраты;
-наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.
9. Экология проекта.
Неоспоримыми достоинствами Су - Джок терапии являются:
Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.
Универсальность - Су - Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения - для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су - Джок шариков, они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
10.Партнеры проекта.
Работа по реализации проекта объединяет всех заинтересованных лиц: педагогов, детей, родителей, администрацию ДОУ. Проект будет реализован поэтапно в период с 1 марта 2016 года по 30 мая 2018 года.
11.Этапы. Проект долгосрочный . С1 03.2016 по по30 мая 2018.
1 этап- подготовительный. С 1 03.2016 по по30 августа 1916.
Задачи этапа.
Содержание.
Мероприятие первого этапа. | Сроки реализации. | Ответственные. |
Изучение передового педагогического опыта; | март-2016 | воспитатель |
Подборка методической литературы по данной проблеме; | Март, апрель-2016 | воспитатель, ст. воспитатель |
Комплектование пакета диагностик по определению уровня развития мелкой моторики рук и развития речи. | Май Август-2016 | воспитатель, ст. воспитатель
|
Прохождение курсов повышения квалификации; | 2016 | заведующий |
Первичная диагностика детей; | Август -2016 | воспитатель |
Разработка проекта | Август-2016 | воспитатель |
Согласование проекта с руководством ДОУ | Сентябрь-2016 | воспитатель, заведующий |
Написание перспективного плана постепенного использования методики по СУ ДЖОК терапии (на 2 года); | август-2016 | воспитатель |
Создать уголок по СУ ДЖОК терапии | сентябрь-2016 | воспитатель |
Создание библиотечки для родителей (научно – популярная литература, консультации, рекомендации и др.). | постоянно | Ст. воспитатель воспитатель, психолог. |
2этап- основной. С 1. 08.2016 по 31.о4. 2018.
Задачи этапа.
1.С детьми.
Формы работы. | Переодичность | Время проведения. | Методы проведения (примерные) | Ответственные |
Массаж специальным шариком | Ежемесячно по 10 дней. | Вечером | Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом | Воспитатель |
Массаж эластичным кольцом | Ежемесячно по 10 дней. | Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/ | Воспитатель | |
Использование Су - Джок шаров при автоматизации звуков | 1-2 раза в неделю | Утром и вечером | Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука | Воспитатель |
Использование Су - Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий | 1-2 раза в неделю | Утром и вечером | Например: упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. | Воспитатель |
Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания | Каждый день | Утром и вечером | Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. | Воспитатель Психолог |
Использование шариков при выполнении гимнастики | По десять дней в 1 квартал | Утром | Упражнения выполняются с помощью шариков. | Воспитатель Инструктор физкультуры. |
Использование шариков для звукового анализа слов | 1-2 раз в неделю | Утром и вечером | Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию воспитателя ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. | Воспитатель |
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов | 1-2 раз в неделю | Утром и вечером | На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий - под коробку; зеленый - около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого. | Воспитатель |
Использование шариков для слогового анализа слов | 1-2раз в неделю | Утром и вечером | Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. | Воспитатель |
Это лишь некоторые примеры использования су - джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
2.Работа с родителями.
Следует помнить, что активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого детским садом является не только ребёнок, но и семья .
№ | Формы работы | Сроки | Мероприятия | Ресурсы | Ответственные. |
1. | Консультации для родителей | ноябрь 2016. | «Массажируя ладошки развиваем речь». | Лит-ра | воспитатель |
2. | Индивидуальные консультации для родителей по результатам диагностики . | Январь 2017. | «Как реализовать современную логопедическую технологии по СУ ДЖОК терапии в дошкольных учреждениях с участием родителей.» | Лит-ра | воспитатель, психолог, логопед. |
3. | День открытых дверей. | апрель 2017 | Открытое занятие по обучению грамоте с использованием Су ДЖОК.. | - | восп. |
4. | Групповое родительские собрания | Октябрь 2017 | «Направление работы по развитию речи детей. | программа «От рождения до школы» | восп. |
5. | Лучший семейный опыт | Апрель 2018. | Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе Су Джок терапии | восп. и род. |
3.С педагогами.
№ | Формы работы | Сроки проведения | Мероприятия. | Ответственные |
1. | Представление проекта «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников» на педсовете | Сентябрь 2016 г. | Защита проекта. | восп Ст. восп. |
2. | Мастер –класс для молодых специалистов | Январь 2017 г. | «Использование шариков для звукового анализа слов» | воспитатель, ст. воспитатель |
3. | Публикация в Электронном журнале « Педмир» | Март 2017 | «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников | воспитатель, заведующий |
4 . | Консультация для воспитателей | Январь 2018 | «Методические советы по использованию Су ДЖОК терапии ». | восп. |
5. | Круглый стол | Май 1018 г. | Обобщение педагогического опыта на педсовете. | Восп. |
3 этап-заключтиельный. С1 .05 по 30.05.2018.
Задачи этапа.
Срок: с 1 апреля по 30 мая 2018 года.
Задачи этапа:
1. Подвести итоги работы по реализации проекта.
2. Оценить эффективность проекта.
3. Распространить передовой опыта работы по данной проблеме.
4. Представить проект на конкурс методического материала
11..Оценка результатов.
Мониторинг и оценка результатов реализации проекта будет осуществляться по трем направлениям:
- Мониторинг развития мелкой моторики;
- Мониторинг развития связной речи.
12.Экология проекта.
Неоспоримыми достоинствами Су - Джок терапии являются:
Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.
Универсальность - Су - Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения - для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су - Джок шариков, они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
13. PR –сопровождение.
1.Презентация проекта перед коллективом ДОУ и родителями.
2. Проведение для педагогов ДОУ открытых мероприятий;
3. Представление опыта работы для воспитателей коррекционных групп города;
4.Выступление на курсах повышения квалификации при ЧРИО;
14. Методическое сопровождение.
1. | Н.В.Нищева | Программа-коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с4 до 7 лет).Санкт-Петербург,2009 |
2. | Ивчатова Л.А. | . Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38 |
15.Литература
. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, 1995.
. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. Издательство «Лань», 2002.
. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.
16. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Диагностика развития мелкой моторики
по Н. В. Серебряковой.
- Попеременное соединение большого пальца с каждым из остальных.
- Указательный и средний пальцы «бегают» по столу.
- Слепить из пальчиков какую – нибудь фигуру и длительно удерживать ее.
- Перекладывание двумя пальцами мелких предметов из одной группы в другую по одному.
- Показать один палец, два пальца, три пальца.
- Сжимать резиновый шарик.
Уровень оценки:
А – высокий уровень (навык сформирован);
В – средний уровень (навыки сформированы недостаточно);
С – низкий уровень (навыки не сформированы).
Оценка коммуникативных умений детей . Т.А.Ладыженская.
№ | Критерии оценки коммуникативных умений детей | Оценка в баллах | Уровень речевой коммуникации |
1 | Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог | 3 | Высокий |
2 | Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, умеет отвечать на вопрсы, вступать в диалог | 2 | Средний |
3 | Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда вступает в диалог | 1 | Низкий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми»
Данная статья была представлена на педагогическом фестивале "Новые идеи-новой школе", который проходил в г. Краснодаре в феврале 2013 года. Направление , в котором был представлен материал:"Методическ...
Презентация проекта "Су-Джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников"
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющие нарушения речи....
"Су-джок терапия в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"
Су-Джок терапия является одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка....
«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».
Су-джок терапия является одной из нетрадиционных логопедических технологий. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается...
Проект "Внедрение Су-Джок терапии в коррекционно-развивающий процесс для детей с ОВЗ (ЗПР)
Одно из направлений педагогической деятельности в рамках проекта “ Су-Джок терапия в коррекционно-развивающей работе дефектолога ” — коррекционная и развивающая работа по укреплению ...
«Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством Су – джок терапии на коррекционно-развивающих занятиях».
Значение Су-джок терапии в развитии познавательных процессов и укреплении организма детей с ЗПР. Раскрыты приемы и последовательность внедрения Су-джок терапии....
Проект «Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников».
Проект:Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда:«Су-джок терапия в коррекционно-развивающем процессе старших дошкольников»....