Развитие фонематического восприятия.
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме
Дети могут не дифференцировать свистящие и щипящие звуки. Прочитав этот материал вы поймёте, что делать в сложившейся ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 15.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического восприятия.
Нарушения недоразвития фонематического слуха влечёт за собой проблемы: -Звукопроизношения,
-Звуко-слогового анализа ,
-Чтения и письма.
То есть ребёнок не различая на слух фонемы сходные по артикуляции не дифференцирует их произношения « не слышит», что он не правильно произносит звук. Как правило чаще всего страдает восприятия и дифференциация парных, звонких и глухих согласных, а также саноров «Р» «Л». Дети могут не дифференцировать свистящие и шипящие звуки.
Упражнения проводится на всех этапах логопедической коррекции, но на подготовительном этапе уделяется особое внимания этому виду деятельности. По мимо игр и упражнений , проводится анализ акустика аркуляторной характеристики звука который будет становится.
В играх в упражнениях произносим звук только тогда, когда он уже поставлен. До этого момента ребёнок выделяет звук на картинках, отхлопываем, отстукиваем но не произносим его. Как только происходит постановка звука и мы начинаем вводить его в слоги обязательно проводится соотнесение правильного звука и дефектного произношения.
Развиваем мелкую моторику рук ребёнка.
Пальчиковая гимнастика;.
- Массаж рук;
- Продуктивные виды деятельности (рисование , конструирование, оригами, штриховки, рисование по контуру);
- Шнуровки;
- Вдеваем пуговицы в петли;
- Работа с ниткой иголкой;
- Нанизать бисер на нитку.
Развитие психических процессов.
На подготовительном этапе важно использовать в работе игры упражнения направленные на развития памяти, внимания (переключаемость и произвольность), мышление ( операции сравнивания, классификации, анализов и синтезов), так же ведётся работа по развитию процессов ощущению и восприятию.
Дыхательная гимнастика.
На подготовительном этапе необходимо проводить упражнения для развития силы воздушной струи её направленности, дифференциации ротового и носового выдоха, развития диафрагмального дыхания.
Как правило у детей логопатов не достаточна развита сила выдоха, дыхание поверхностное, прерывистое ребёнку не хватает выдоха для произнесения даже одной фразы, соответственно ребёнок быстрее устаёт в процессе речевой деятельности.
В норме дыхание должно быть диафрагмальным, как правило у детей встречается ключичный тип дыхания. Реже встречается брюшной тип ( в норме – это тип дыхания новорождённых).
Дети часто не дифференцируют вдох и выдох так как это должно быть в норме в речевой деятельности:
-вдох через нос;
-выдох через рот.
В более сложных случаях (дизартрия, ринолалия), наблюдается как патология развития органов дыхания, так и наличие спазмов, судорог, насильственных движений в дыхательной мускулатуре.
Дыхательная гимнастика.
1.Представляет собой набор игровых упражнений.
-Задувание свечей
-сдувание пушинок, ваты (усложнять дуть с вытянутыми губами.)
-буря в стакане( через соломинку, большие и маленькие пузырьки)
-задуй мяч в ворота(усложнять язык на зубы слегка прижать зубами дуть)
-кто дальше задует шарик (2-3 ребёнка) выбирать направления
-цветочный магазин( вдыхать аромат через нос)
2.Упражнения сочетания дыхания и движения
При выдохе и при вздохе ребёнок выполняет определённые движения
-поднимание и опускание плеч, на выдох поднимает руки вдох, опускает выдох. Можно добавлять произношение отдельных звуков и сочетания (шумит листва).
3. Система упражнений на дифференциацию ротового носового выдоха.
-вдох через нос, выдох через рот;
-вдох через нос пауза, выдох через рот;
-вдох через рот выдох через нос.
Подготовка диафрагмального дыхания.
Осуществляется путём тактильных вибрационных ощущений. Ребёнок кладёт свою руку на диафрагму логопеда, другую на свою собственную и делаем глубокий вдох(должен ощутить подъём и опускание диафрагмы) если не удаётся можно провести упражнения лёжа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»
laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...