Развитие фонематического восприятия.
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Дети могут не дифференцировать свистящие и щипящие звуки. Прочитав этот материал вы поймёте, что делать в сложившейся ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия.

Нарушения недоразвития фонематического слуха влечёт за собой проблемы: -Звукопроизношения,

-Звуко-слогового анализа ,

-Чтения и письма.

То есть  ребёнок не различая на слух фонемы сходные по артикуляции не дифференцирует их произношения « не слышит», что он не правильно произносит звук. Как правило чаще всего страдает восприятия и дифференциация парных, звонких и глухих согласных, а также саноров «Р» «Л». Дети могут не дифференцировать свистящие и шипящие звуки.

Упражнения проводится на всех этапах логопедической коррекции, но на подготовительном этапе уделяется  особое внимания  этому виду деятельности. По мимо игр и упражнений , проводится анализ акустика аркуляторной характеристики звука который будет становится.

В играх в упражнениях произносим звук только тогда, когда он уже поставлен. До этого момента ребёнок выделяет звук на картинках, отхлопываем, отстукиваем но не произносим его. Как только происходит постановка звука  и мы начинаем вводить его в слоги  обязательно проводится соотнесение правильного звука и дефектного произношения.

 Развиваем мелкую моторику рук ребёнка.

Пальчиковая гимнастика;.

  1. Массаж рук;
  2. Продуктивные виды деятельности (рисование , конструирование, оригами, штриховки, рисование по контуру);
  3. Шнуровки;
  4.  Вдеваем пуговицы в петли;
  5.  Работа с ниткой иголкой;
  6. Нанизать бисер на нитку.

Развитие психических процессов.

На подготовительном этапе важно использовать в работе игры упражнения направленные на развития памяти, внимания (переключаемость и произвольность), мышление ( операции сравнивания, классификации, анализов и синтезов), так же ведётся работа по развитию процессов ощущению и восприятию.

Дыхательная гимнастика.

На подготовительном этапе необходимо проводить упражнения для развития силы воздушной струи её направленности, дифференциации ротового и носового выдоха, развития диафрагмального дыхания.

Как правило у детей логопатов не достаточна развита сила выдоха, дыхание поверхностное, прерывистое ребёнку не хватает выдоха для произнесения даже одной фразы, соответственно ребёнок быстрее устаёт в процессе речевой деятельности.

В норме дыхание должно быть диафрагмальным, как правило у детей встречается ключичный тип дыхания. Реже встречается брюшной тип ( в норме – это тип дыхания новорождённых).

Дети часто не дифференцируют вдох и выдох так как это должно быть в норме в речевой деятельности:

-вдох через нос;

-выдох через рот.

В более сложных случаях (дизартрия, ринолалия), наблюдается как патология развития органов дыхания, так и наличие спазмов, судорог, насильственных движений в дыхательной мускулатуре.

Дыхательная гимнастика.

1.Представляет собой набор игровых упражнений.

-Задувание свечей

-сдувание пушинок, ваты (усложнять дуть с вытянутыми губами.)

-буря в стакане( через соломинку, большие и маленькие пузырьки)

-задуй мяч в ворота(усложнять язык на зубы слегка прижать зубами дуть)

-кто дальше задует шарик (2-3 ребёнка) выбирать направления

-цветочный магазин( вдыхать аромат через нос)

2.Упражнения сочетания дыхания и движения

При выдохе и при вздохе ребёнок выполняет определённые движения

-поднимание и опускание плеч, на выдох поднимает руки вдох, опускает выдох. Можно добавлять произношение отдельных звуков и сочетания (шумит листва).

3. Система упражнений на дифференциацию ротового носового выдоха.

-вдох через нос, выдох через рот;

-вдох через нос пауза, выдох через рот;

-вдох через рот выдох через нос.

Подготовка диафрагмального дыхания.

Осуществляется  путём тактильных вибрационных ощущений. Ребёнок кладёт свою руку на диафрагму логопеда, другую на свою собственную и делаем глубокий вдох(должен ощутить подъём и опускание диафрагмы) если не удаётся можно провести упражнения лёжа.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....