Конспект НОД "Русская матрёшка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

ДЗЮБА АННА АЛЕКСЕЕВНА

Конспект НОД "Русская матрёшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx184.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Дети в русских народных костюмах с воспитателем заходят в зал.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Мы не зря нарядились. Я приглашаю вас в русскую народную избу. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.

Воспитатель:  Почему мы решили, что это русская изба?

Дети: Так как здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель: Ребята, а кто в этой избе мог жить?

Дети: Бабушка, дедушка, родители, дети.

В далекие времена, когда еще не было магазинов, где продают игрушки, дети играли камушками, веточками, тряпочками. Поглядели на это взрослые и решили сделать для ребят игрушки из подручного материала. Из соломы и тряпочек мастерили куколок, а из полена папы вырезали чурочку похожую на куклу, а дети угольком рисовали глазки, носик и закутывали в пеленку и баюкали, как мамы. Чуть позже стали делать деревянные игрушки – забавы. Вот такими игрушками играли в далекие времена в селах Дымка, Майдановка, Семеновка и в других (по ходу рассказа воспитатель обращает внимание детей на представленные игрушки – забавы и иллюстрации с изображением разных игрушек, сделанных в далекие времена.)

Рассматривание и беседа о предметах русской старины. Появляется ребёнок в костюме матрёшки, здоровается.

Воспитатель: Девица красавица, кто же ты?

Матрёшка: Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.

Не одна я в домике живу, а с подружками своими.

(подает деревянную матрёшку).

Воспитатель: Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?

Дети:

Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.

(воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол).

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?

1 ребёнок:

Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.

2 ребёнок:

Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.

3 ребёнок:

Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся,
Они нам очень нравятся.

Воспитатель: А хотите поиграть?        

Игра «Матрёшечка - матрёшка»

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой!

 (Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»).

 Эх, матрёшечка, матрёшка!

Аленький платочек-

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

 Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

 Выбирай, кого захочешь.

Воспитатель: Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Приглашаю вас в музей. Обратите внимание, здесь представлены из разных областей матрешки, созданные взрослыми для развлечения и обучения детей.

Воспитатель с детьми рассматривают экспонаты, обращает внимание детей на разный рисунок на сарафанах у матрешек. На экране появляется слайд с разнообразными матрешками.

Показ презентации.

Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 1 презентации «Русская матрёшка»)

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил  первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показываю фото), а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане

(Слайд 2 презентации «Русская матрёшка») Художники « переодели»  её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. Изображает она русскую крестьянскую девушку. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

И назвали ее старинным русским именем – Матреной.

А как будет звучать  ласковое имя Матрены?

- Матренушка, Мотронушка, Матрешечка.

В основе этого имени Латинское слово «матер» - мать.    И сегодня матрешка остается символом материнства.

Воспитатель: любят Матрешек русские люди. А народные мастера  с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах матрёшечки  разные получаются.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

(Слайд 3,4  презентации «Русская матрёшка») В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская). Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов.

Из тихого зеленого городка Семёнова.

В гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бордовых

В подарок принесла.

    Самый главный цвет - ...

 Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

Воспитатель: Правильно вы заметили. Как расписан фартук у Матрешки?

Ответы детей: Она в руках держит большой букет роз.

В букете очень много листочков.

Он закрывает почти весь фартук.

Воспитатель: Как расписан платочек?

Ответы детей: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев.

 (Слайд 5,6  презентации «Русская матрёшка»)

Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.

(Слайд 7,8  презентации «Русская матрёшка»)

Воспитатель: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан.

 Украшен её наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Посмотрите, её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских  матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка.

(Слайд 9  презентации «Русская матрёшка»)
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка. 

(Слайд 10  презентации «Русская матрёшка»)

Воспитатель: Из чего делают матрешку?

Дети: Матрешек делают из дерева

Воспитатель: Из какого дерева?

Дети: Из березы.

Матрешек делают из елки.

Изготовляют матрешек из липы.

Воспитатель: Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.

(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)

Воспитатель: Что сначала делает мастер?

Дети: Мастер подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку.

Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной. А что дальше?

Дети: Готовят краски, которые нужны для росписи матрешки. Затем расписывает матрешку.

Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?

Дети: Чтобы матрешка не портилась ее покрывают блестящим бесцветным лаком.

Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка.

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка по характеру?

Ответы детей: Веселой и озорной.

Игривой, радостной.

Праздничной, доброй, ласковой.

Нарядной, сувенирной и т. д.

 

Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:

“Я с таинственной игрушкой

заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

то их восемь, то одна”.

А хотите и вы,  поиграть с матрёшкой?

Проводится игра «Собери матрёшку» Все картинки с изображением матрешек рассыпались и их нужно сложить и назвать матрешку, которую вы собрали (работа детей подгруппами)

Воспитатель: Сейчас матрешка – это сувенир или украшение для русского дома, забавная игрушка для маленьких детей. А вы знаете, что матрешки очень помогли  нашим умельцам в производстве различных нужных вещей, как вы думаете каких? Подумайте и назовите, пожалуйста, предметы, в которых используется принцип «матрешки» (ответы детей: стаканчики, коробочки, компьютер: папка - документ).

Воспитатель: А еще бывают и авторские матрешки и живут они в разных городах, отличаются они росписью сарафанов, платочков. Сейчас вы как настоящие мастера будете создавать авторскую матрешку.

Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу мастерскую по росписи матрешек.  

Мастера скорей за дело,

Украшай матрешку смело,

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Определитесь, какой цветок  вам понравился больше. Приложите все свои творческие способности, воображение, фантазию. Мальчики наклеят цветы, а девочки нарисуют стебли.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде, чем к работе приступать,

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу».

(Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде.

Поспешишь – людей насмешишь.

Хорошая работа два века живет.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Каков мастер, такова и работа.

Всякое дело мастера красит.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Ваши работы расположим в нашем музее.

Нынче праздник в нашем доме,

Гости бьют в ладошки.

Продолжается знакомство

Где же вы, матрешки? Танец.

Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка детей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба. Итог занятия.

Воспитатель:  Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?

Что понравилось?

А трудности вы испытывали в чём-то?

Ребёнок:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет -

Наша русская Матрешка

Не стареет сотню лет,

В красоте в таланте русском

Весь находится секрет!

Цели занятия:

1.Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.

2.Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой- Семеновской, Полхов-Майданской и Загорской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

3.Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.

4.Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Программные задачи:

1.Формировать и развивать эстетически – творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной, игровой.

2..Обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, передать традиции своего народа.

3.Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

4.Воспитывать любовь к народному искусству.

5. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность, активность, развивать творчество.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: рассматривание подлинной игрушки – матрешки, алгоритма изготовления. Беседа, художественное слово, объяснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, вхождение в образ.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Игрушка Матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», мольберт.

Оборудование: мультимедийная установка, выставка: матрешки; дидактические игры: «Собери матрешку», «Сложи пазлы», бумажный трафарет матрёшки, цветные карандаши,косынки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о народных промыслах, чтение стихотворений о матрешках, загадывание загадок об игрушках, знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов, рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке», поход в музей.

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 161 ОАО «РЖД»

        

        Воспитатель: Дзюба А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Русская матрёшка"

Конспект занятия по декоративному рисованию средняя группа Тема: "Русская матрёшка"...

Конспект НОД "Матрёшки"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 1-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ «МАТРЁШКИ»...

Конспект НОД "Матрёшки"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 1-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ «МАТРЁШКИ»...

Конспект "Затейница матрёшка"

Конспект занятия во 2 младшей группе (рисование)Тема: «Затейница Матрёшка»Цель: продолжать знакомить с матрешкой;Задачи:- формировать интерес и любовь к народному творчеству;- развивать ме...

Конспект "Русская матрёшка"

Конспект открытого музыкального занятия для детей младшей группы...