Конспект ООД: "Поможем поросёнку Футнику"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Загорюк Ирина Геннадьевна

конспект логопедического занятия по формированию посредством игровых упражнений слоговой структуры слова, умения различать длинные и короткие слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_zanyatie.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения

организованной  образовательной деятельности

для детей  старшей группы с ОНР.

Тема: «Поможем поросёнку Фунтику»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: формировать посредством игровых упражнений  слоговую структуру слова, умение  различать  длинные и короткие слова.

Программные задачи:

 образовательные:

  • формировать умение делить 2,3-х сложные слова на слоги;
  • совершенствовать навыки правильного произношения слов различной слоговой структуры;
  • способствовать развитию умения  запоминать и воспроизводить слоговые ряды;
  • формировать умение различать длинные, короткие по звучанию слова;
  • формировать умение различать правильно звучащие слова;
  • упражнять в простейшем слоговом анализе;
  • уточнять и  активизировать словарь существительных по теме осень;
  • формировать умение  детей отвечать полным ответом;

коррекционно  - развивающие:

  • способствовать развитию фонематического слуха и восприятия;
  • способствовать развитию  речевого дыхания;
  • способствовать развитию  внимания, мышления;
  • способствовать развитию  умения оценивать свою деятельность;

воспитательные:

  •   воспитывать у детей интерес к занятиям, умение внимательно слушать педагога и  

   сверстников;

  • воспитывать умение сопереживать;
  •  воспитывать уверенность в своих силах;

Интеграция с образовательными областями:

          социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие,

     физическое развитие.

Методы и приёмы:

  •  вопросы;
  • объяснения педагога;
  • сюрпризный момент;
  •  дидактические  игры: «Паровозики», «Хлопни в ладоши»,  «Отгадай слово»,  «Закончите предложения»,  «Волшебные грибочки»;
  • развивающая игра « Четвёртый лишний»
  • использование мультимедийного оборудования
  • практическая деятельность
  • рефлексия

Материал и оборудование: 

электронная презентация, компьютер, проектор, конверт с заданиями,  схемы  длинного и короткого слова,  паровозики  – линейки, бумажные листочки  красного и зелёного цвета, набор картинок А5,  грибы  с  картинками для деления  слов на слоги, 2  корзинки со схемами   короткого и длинного слова,   воздушные шары.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Этапы, методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.  Организационный момент

Упражнение на создание эмоционального настроя «Тепло друзей».

Воспроизведение слоговых рядов.

Демонстрация слайда № 1  с плачем.

Демонстрация слайда № 2

Мотивация: проблемная ситуация «Поможем Фунтику».

-  Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть!

- Давайте  возьмёмся за руки, сделаем большой круг.

- На улице осень, у вас такие холодные  руки!

Давайте, похлопаем в ладошки

              И согреемся немножко!!

-  Послушайте и повторите за мной:

ПА-ПА-ПА        ТА-ТА-ТА

 МУ-МА-МО     ИМ-УМ-АМ

- А теперь возьмитесь за руки, чувствуете какие тёплые  у вас руки?! Вам приятно  ощущать тепло друг друга?

Надеюсь, что и наша встреча будет тёплой и запоминающейся!

- Ребята, кто это плачет? Посмотрите, кто это? Это поросёнок. Кто помнит, как его зовут?

У Фунтика случилось несчастье! Когда он торопился  к детям на представление, злой серый волк украл у Фунтика и его друзей  фургон. И вернёт его, если Фунтик выполнит все его задания.

- Что же делать?

- А вы готовы помочь Фунтику?

Тогда, пройдите на свои места.

Дети образуют  круг.

Дети отхлопывают за логопедом слоговые ряды.

-Да

- Фунтик.

- Помочь Фунтику.

- Готовы.

Дети садятся за столы.

II. Сообщение цели

Педагог показывает  детям конверт с заданиями.

Демонстрация слайда № 3 

- Ребята,  в этом конверте находятся задания от Волка.    

(вынуть из конверта 1 задание)

- Первое задание: отыщите самую короткую дорогу к фургончику.

- Ребята что нарисовано на картинках?

-  Слова бывают длинные и короткие.

Чтобы выбрать  правильную дорогу, нужно определить какое из этих слов короче.

- Сегодня мы будем играть с длинными и короткими словами, делить слова на части – слоги.

-Лес, болото.

III. Основная часть

  Знакомство с  понятиями «длинное», «короткое» слово, «слог».

Дидактическая  игра: «Паровозики»

Дидактическая  игра: «Хлопни в ладоши»

Дидактическая игра: «Отгадай слово»

Демонстрация слайдов №  4,5.

Демонстрация слайдов №  6,7.

Игра: «Закончите предложения»

Демонстрация слайда № 8

- Чтобы определить какое слово длинное или короткое, его нужно прохлопать, посмотрите: ма-ши-на, ва-за. Чем больше в слове частей, тем длиннее слово, а чем меньше частей - тем короче. Часть слова называется слог. А теперь послушайте (логопед   делит  слова лес, болото на слоги - хлопает).

- Сколько  раз я хлопнула в ладоши в слове лес? Сколько слогов в слове лес?

- Сколько раз я хлопнула в ладоши в слове болото?  Сколько слогов в слове болото?

-Какое слово короче?  Правильно! Молодцы!

(показ схемы слова, после ответов детей)

-  Значит, мы пойдём лесной дорогой.

 (достать из конверта 2 –е задание)

-Ребята, Волк предлагает Фунтику и вам  поиграть в игру «Паровозики».

У вас на столе  лежат  паровозики - линеечки, возьмите их. Каждое окошко у паровозика  – это 1 слог. Вам нужно будет открыть в  паровозике  столько  окошечек, сколько в слове  слогов (педагог произносит и отхлопывает слово).

- Му-ха (покажите, сколько окошечек вы открыли) со-ба-ка.

- Какое из этих  слово длиннее, а какое короче?  (ту-ча,  ло-па-та)

 (достать из конверта 3 –е задание)

А теперь, Волк хочет проверить, умеете ли вы внимательно  слушать. Игра называется « Хлопни в ладоши». Я, буду называть картинки. Если слово звучит правильно, хлопните в ладоши. Приготовьте руки.

 манама - па-на-ма,      бизяна – обезьяна      вутка, тутка – утка             посаги - сапоги            люла - ю-ла                 

(достать из конверта 4 –е задание)

Для выполнения  следующего задания  Волка мне  понадобятся помощники. Кто желает?

Ты будешь произносить  слог «ВА»,  я остальную  часть слова,  вы ребята отгадываете  получившееся слово. Если  отгадаете слово, на экране  появится картинка.

ва – за,  ва – та.

- Следующий помощник. Кто желает?

ты будешь произносить слог «ТА»

Та –ня,   та - зик.

(достать из конверта 5 –е задание)

-Следующие задание Волка. Посмотрите на картинку и закончите предложение  самым коротким словом (педагог показывает схему слова). Ответить нужно полным предложением.

- В руках у Тани  красная… -   (ва-за).

Следующее предложение, закончите словом, которое длиннее:

У Лены красная… - - -(ма-ли-на).

Давайте проверим. Сколько слогов в слове ваза , а в слове малина? Какое слово короче, какое длиннее?

Ответы детей.

(полные)

Дети считают слоги и открывают окошечки.

Дети  играют  в игру.

Ребёнок называет слог.

 Дети отгадывают слова.

Дети подбирают из 3 картинок, подходящее слово, проговаривая полное предложение.

IV. Физкультминутка.

Демонстрация слайда № 9

Физкультминутка

Упражнение  на  развитие  дыхания.

Зрительная гимнастика.

-  Ох и трудные задания придумал Волк. Давайте немножко отдохнём и полюбуемся лесом.  Посмотрите  как  там  сейчас красиво. Выходите на полянку, вставайте около грибков.

  - Какое сейчас время года? В какой лес мы с вами пришли?  Чего много в лесу?

Повторяйте за мной движения:

 На горе растут дубы

Под горой растут грибы

Мы корзинки в руки взяли

И в корзинку их собрали

Быстро к дому побежали

               (включить музыку).

- Очутились мы в лесу, красота кругом!  

На пенёчек сядем мы воздуха вдохнём!  

Воздух чистый  - и приятный,

Осенний, свежий -  ароматный!

Предлагаю  вам рассмотреть  лес, сделать гимнастику для глаз.

Вот стоит осенний лес! –  прямо

Сколько здесь вокруг чудес!  - круговые движения

Справа сосны, слева – дуб – вправо, влево

Дятел сверху тук, да тук! – посмотреть вверх

Глазки ты закрой, открой    

И скорей беги домой.

-Осень, в осенний лес, грибов…

Дети выполняют за педагогом движения:

 - руки вверх

-  присесть

- нагнуться

–имитация, наклоны в стороны

-бег на месте

 

-разводят руки в стороны;

-присели на корточки, спина прямая;

- вдох -носом, выдох – ртом.

Дети выполняют движения  для глаз  по тексту.

V. Закрепление полученных знаний.

 

Дидактическая игра «Волшебные грибочки».

Индивидуальная работа.

Развивающая игра «Четвёртый лишний».

Демонстрация слайда № 10

Повторение цели ООД

- Посмотрите, сколько грибов в лесу выросло! А грибы то, не простые – волшебные, с картинками!   Возьмите свои  грибы.  Прохлопайте   своё слово, поделите его на слоги и положите в нужную корзинку.

(достать  2 корзинки со схемами длинного и короткого слова)

Обратите внимание на полоски  на  корзинках, они разные: длинная и короткая. В эту корзинку будем складывать картинки, в которых 2  части - 2слога, а в эту - в которых 3 слога.

( Если ребёнок затрудняется, помочь:- Давай прохлопаем вместе. В какую корзинку положишь  гриб?)

- Пройдите на свои места.

(достать из конверта 6–е задание)

Волк просит посмотреть и отгадать, какой предмет лишний. Не забудьте, что мы сегодня играем  длинными и короткими словами

- собака, сова, молоко, кубики

- Молодцы ребята!

- Давайте вспомним, с какими словами  мы сегодня играли?

-  Как определить  какое слово длиннее, а какое короче? Что нужно сделать?

Дети берут грибы. Делят своё слово на слоги и кладут  гриб в  корзинку с нужной схемой

(в слове  ва –за -2 слога, это  слово короче).

Дети называют лишне слово (оно короче)

-  мы играли  с длинными и короткими словами.

-нужно поделить их на слоги, прохлопать.

VI. Итог.

Самооценка деятельности.

Демонстрация слайда № 11

Сюрпризный момент.

Звучит  песня Фунтика «Дружба»

- Ребята, у вас на  столах лежат красные и зелёные листочки.

- Если вам было легко  выполнять задания Волка -поднимите зелёный листок. А если испытывали трудности -  красный.

Ребята, посмотрите! Это же Фунтик и его друзья.

- А почему они такие радостные?

- Правильно! Вы помогли Фунтику выполнить все задания, и Волк сдержал своё обещание.

- Молодцы, ребята! Одному Фунтику было бы  очень трудно справиться!

 (вносятся шарики)

-Фунтик прощается с вами, благодарит вас за помощь! И дарит  вам эти воздушные шары!  А я прощаюсь с вами и желаю вам солнечного и радостного настроения!

Дети  оценивают себя, поднимают листочки.

- Волк вернул им фургон.

Дети  получают шарики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Поможем яблоне зацвести»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Поможем яблоне зацвести»...

Конспект занятия:"Филимоновский поросёнок"

Мне очень нравится филимоновская игрушка. Дети любят яркие, красивые  цвета, и эта  игрушка вполне ими обладает. Узоры достаточно просты в исполнении и детям нетрудно их рисовать. Я хо...

конспект занятия "Три поросёнка"

Конспект открытого занятия во второй младшей группе "Три поросёнка"...

конспект занятия три поросёнка

с помощью деталей мягкого конструктора можно создавать различные картины, дополнять их и менять...

Конспект занятия "Три поросёнка"

Тематическое занятие, направленное на понимание смысла сказки "Три поросенка" в пер С.Михалкова....

"Поможем поросёнку хрюше найти свой дом"

Конспект занятия  по безопасности  в группе общеразвивающей  направленности  детей  3-4 лет...