Конспект ООД: "Поможем поросёнку Футнику"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
конспект логопедического занятия по формированию посредством игровых упражнений слоговой структуры слова, умения различать длинные и короткие слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_zanyatie.docx | 39.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения
организованной образовательной деятельности
для детей старшей группы с ОНР.
Тема: «Поможем поросёнку Фунтику»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: формировать посредством игровых упражнений слоговую структуру слова, умение различать длинные и короткие слова.
Программные задачи:
образовательные:
- формировать умение делить 2,3-х сложные слова на слоги;
- совершенствовать навыки правильного произношения слов различной слоговой структуры;
- способствовать развитию умения запоминать и воспроизводить слоговые ряды;
- формировать умение различать длинные, короткие по звучанию слова;
- формировать умение различать правильно звучащие слова;
- упражнять в простейшем слоговом анализе;
- уточнять и активизировать словарь существительных по теме осень;
- формировать умение детей отвечать полным ответом;
коррекционно - развивающие:
- способствовать развитию фонематического слуха и восприятия;
- способствовать развитию речевого дыхания;
- способствовать развитию внимания, мышления;
- способствовать развитию умения оценивать свою деятельность;
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к занятиям, умение внимательно слушать педагога и
сверстников;
- воспитывать умение сопереживать;
- воспитывать уверенность в своих силах;
Интеграция с образовательными областями:
социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие,
физическое развитие.
Методы и приёмы:
- вопросы;
- объяснения педагога;
- сюрпризный момент;
- дидактические игры: «Паровозики», «Хлопни в ладоши», «Отгадай слово», «Закончите предложения», «Волшебные грибочки»;
- развивающая игра « Четвёртый лишний»
- использование мультимедийного оборудования
- практическая деятельность
- рефлексия
Материал и оборудование:
электронная презентация, компьютер, проектор, конверт с заданиями, схемы длинного и короткого слова, паровозики – линейки, бумажные листочки красного и зелёного цвета, набор картинок А5, грибы с картинками для деления слов на слоги, 2 корзинки со схемами короткого и длинного слова, воздушные шары.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Этапы, методы и приёмы | Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
I. Организационный момент | ||||
Упражнение на создание эмоционального настроя «Тепло друзей». Воспроизведение слоговых рядов. Демонстрация слайда № 1 с плачем. Демонстрация слайда № 2 Мотивация: проблемная ситуация «Поможем Фунтику». | - Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! - Давайте возьмёмся за руки, сделаем большой круг. - На улице осень, у вас такие холодные руки! Давайте, похлопаем в ладошки И согреемся немножко!! - Послушайте и повторите за мной: ПА-ПА-ПА ТА-ТА-ТА МУ-МА-МО ИМ-УМ-АМ - А теперь возьмитесь за руки, чувствуете какие тёплые у вас руки?! Вам приятно ощущать тепло друг друга? Надеюсь, что и наша встреча будет тёплой и запоминающейся! - Ребята, кто это плачет? Посмотрите, кто это? Это поросёнок. Кто помнит, как его зовут? У Фунтика случилось несчастье! Когда он торопился к детям на представление, злой серый волк украл у Фунтика и его друзей фургон. И вернёт его, если Фунтик выполнит все его задания. - Что же делать? - А вы готовы помочь Фунтику? Тогда, пройдите на свои места. | Дети образуют круг. Дети отхлопывают за логопедом слоговые ряды. -Да - Фунтик. - Помочь Фунтику. - Готовы. Дети садятся за столы. | ||
II. Сообщение цели | ||||
Педагог показывает детям конверт с заданиями. Демонстрация слайда № 3 | - Ребята, в этом конверте находятся задания от Волка. (вынуть из конверта 1 задание) - Первое задание: отыщите самую короткую дорогу к фургончику. - Ребята что нарисовано на картинках? - Слова бывают длинные и короткие. Чтобы выбрать правильную дорогу, нужно определить какое из этих слов короче. - Сегодня мы будем играть с длинными и короткими словами, делить слова на части – слоги. | -Лес, болото. | ||
III. Основная часть | ||||
Знакомство с понятиями «длинное», «короткое» слово, «слог». Дидактическая игра: «Паровозики» Дидактическая игра: «Хлопни в ладоши» Дидактическая игра: «Отгадай слово» Демонстрация слайдов № 4,5. Демонстрация слайдов № 6,7. Игра: «Закончите предложения» Демонстрация слайда № 8 | - Чтобы определить какое слово длинное или короткое, его нужно прохлопать, посмотрите: ма-ши-на, ва-за. Чем больше в слове частей, тем длиннее слово, а чем меньше частей - тем короче. Часть слова называется слог. А теперь послушайте (логопед делит слова лес, болото на слоги - хлопает). - Сколько раз я хлопнула в ладоши в слове лес? Сколько слогов в слове лес? - Сколько раз я хлопнула в ладоши в слове болото? Сколько слогов в слове болото? -Какое слово короче? Правильно! Молодцы! (показ схемы слова, после ответов детей) - Значит, мы пойдём лесной дорогой. (достать из конверта 2 –е задание) -Ребята, Волк предлагает Фунтику и вам поиграть в игру «Паровозики». У вас на столе лежат паровозики - линеечки, возьмите их. Каждое окошко у паровозика – это 1 слог. Вам нужно будет открыть в паровозике столько окошечек, сколько в слове слогов (педагог произносит и отхлопывает слово). - Му-ха (покажите, сколько окошечек вы открыли) со-ба-ка. - Какое из этих слово длиннее, а какое короче? (ту-ча, ло-па-та) (достать из конверта 3 –е задание) А теперь, Волк хочет проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Игра называется « Хлопни в ладоши». Я, буду называть картинки. Если слово звучит правильно, хлопните в ладоши. Приготовьте руки. манама - па-на-ма, бизяна – обезьяна вутка, тутка – утка посаги - сапоги люла - ю-ла (достать из конверта 4 –е задание) Для выполнения следующего задания Волка мне понадобятся помощники. Кто желает? Ты будешь произносить слог «ВА», я остальную часть слова, вы ребята отгадываете получившееся слово. Если отгадаете слово, на экране появится картинка. ва – за, ва – та. - Следующий помощник. Кто желает? ты будешь произносить слог «ТА» Та –ня, та - зик. (достать из конверта 5 –е задание) -Следующие задание Волка. Посмотрите на картинку и закончите предложение самым коротким словом (педагог показывает схему слова). Ответить нужно полным предложением. - В руках у Тани красная… - (ва-за). Следующее предложение, закончите словом, которое длиннее: У Лены красная… - - -(ма-ли-на). Давайте проверим. Сколько слогов в слове ваза , а в слове малина? Какое слово короче, какое длиннее? | Ответы детей. (полные) Дети считают слоги и открывают окошечки. Дети играют в игру. Ребёнок называет слог. Дети отгадывают слова. Дети подбирают из 3 картинок, подходящее слово, проговаривая полное предложение. | ||
IV. Физкультминутка. | ||||
Демонстрация слайда № 9 Физкультминутка Упражнение на развитие дыхания. Зрительная гимнастика. | - Ох и трудные задания придумал Волк. Давайте немножко отдохнём и полюбуемся лесом. Посмотрите как там сейчас красиво. Выходите на полянку, вставайте около грибков. - Какое сейчас время года? В какой лес мы с вами пришли? Чего много в лесу? Повторяйте за мной движения: На горе растут дубы Под горой растут грибы Мы корзинки в руки взяли И в корзинку их собрали Быстро к дому побежали (включить музыку). - Очутились мы в лесу, красота кругом! На пенёчек сядем мы воздуха вдохнём! Воздух чистый - и приятный, Осенний, свежий - ароматный! Предлагаю вам рассмотреть лес, сделать гимнастику для глаз. Вот стоит осенний лес! – прямо Сколько здесь вокруг чудес! - круговые движения Справа сосны, слева – дуб – вправо, влево Дятел сверху тук, да тук! – посмотреть вверх Глазки ты закрой, открой И скорей беги домой. | -Осень, в осенний лес, грибов… Дети выполняют за педагогом движения: - руки вверх - присесть - нагнуться –имитация, наклоны в стороны -бег на месте
-разводят руки в стороны; -присели на корточки, спина прямая; - вдох -носом, выдох – ртом. Дети выполняют движения для глаз по тексту. | ||
V. Закрепление полученных знаний. | ||||
Дидактическая игра «Волшебные грибочки». Индивидуальная работа. Развивающая игра «Четвёртый лишний». Демонстрация слайда № 10 Повторение цели ООД | - Посмотрите, сколько грибов в лесу выросло! А грибы то, не простые – волшебные, с картинками! Возьмите свои грибы. Прохлопайте своё слово, поделите его на слоги и положите в нужную корзинку. (достать 2 корзинки со схемами длинного и короткого слова) Обратите внимание на полоски на корзинках, они разные: длинная и короткая. В эту корзинку будем складывать картинки, в которых 2 части - 2слога, а в эту - в которых 3 слога. ( Если ребёнок затрудняется, помочь:- Давай прохлопаем вместе. В какую корзинку положишь гриб?) - Пройдите на свои места. (достать из конверта 6–е задание) Волк просит посмотреть и отгадать, какой предмет лишний. Не забудьте, что мы сегодня играем длинными и короткими словами - собака, сова, молоко, кубики - Молодцы ребята! - Давайте вспомним, с какими словами мы сегодня играли? - Как определить какое слово длиннее, а какое короче? Что нужно сделать? | Дети берут грибы. Делят своё слово на слоги и кладут гриб в корзинку с нужной схемой (в слове ва –за -2 слога, это слово короче). Дети называют лишне слово (оно короче) - мы играли с длинными и короткими словами. -нужно поделить их на слоги, прохлопать. | ||
VI. Итог. | ||||
Самооценка деятельности. Демонстрация слайда № 11 Сюрпризный момент. Звучит песня Фунтика «Дружба» | - Ребята, у вас на столах лежат красные и зелёные листочки. - Если вам было легко выполнять задания Волка -поднимите зелёный листок. А если испытывали трудности - красный. Ребята, посмотрите! Это же Фунтик и его друзья. - А почему они такие радостные? - Правильно! Вы помогли Фунтику выполнить все задания, и Волк сдержал своё обещание. - Молодцы, ребята! Одному Фунтику было бы очень трудно справиться! (вносятся шарики) -Фунтик прощается с вами, благодарит вас за помощь! И дарит вам эти воздушные шары! А я прощаюсь с вами и желаю вам солнечного и радостного настроения! | Дети оценивают себя, поднимают листочки. - Волк вернул им фургон. Дети получают шарики! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Поможем яблоне зацвести»
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Поможем яблоне зацвести»...
НОД Конспект интегртрованной деятельности образовательная область (Познание) "Теплая капелька, или поможем поросёнку умыться"
Деятельность проходит в форме ситуативного разговора....
Конспект занятия:"Филимоновский поросёнок"
Мне очень нравится филимоновская игрушка. Дети любят яркие, красивые цвета, и эта игрушка вполне ими обладает. Узоры достаточно просты в исполнении и детям нетрудно их рисовать. Я хо...
конспект занятия "Три поросёнка"
Конспект открытого занятия во второй младшей группе "Три поросёнка"...
конспект занятия три поросёнка
с помощью деталей мягкого конструктора можно создавать различные картины, дополнять их и менять...
Конспект занятия "Три поросёнка"
Тематическое занятие, направленное на понимание смысла сказки "Три поросенка" в пер С.Михалкова....
"Поможем поросёнку хрюше найти свой дом"
Конспект занятия по безопасности в группе общеразвивающей направленности детей 3-4 лет...