Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста "Загадки скороговорки, считалки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Коркина Ольга Александровна

Конспект  ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста "Загадки скороговорки, считалки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Родничок»

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Развитие речи»

для детей старшего дошкольного возраста

«Загадки, скороговорки, считалки»

Программное содержание:

Образовательные: 

1. Продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным формам: песенкам, потешкам, загадкам, скороговоркам, считалочкам, поговоркам и т. д 2. Продолжать учить понимать переносное значение образных выражений.

3. Учить придумывать загадки самостоятельно.

Развивающие: 

1. Формировать у детей выразительность, точность речи.

2. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления.

Воспитательные: 

1.Продолжать воспитывать у детей интерес к детскому фольклору.

2.Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

Предварительная работа: Оформление выставки книг по детскому фольклору, чтение и заучивание наизусть колыбельных песенок, потешек, скороговорок, загадок, пословиц и т. д. Подготовка и разучивание инсценировок.

Индивидуальная работа:, продолжать формировать умение давать полный ответ у Арины и Алисы.

Словарная работа: торжок, худоба, снесть, водолей.

Демонстрационный материал: рисунки по сюжетам русских народных песенок, потешек, детские игрушки, костюмы для ряжения (петушок, коза,

котик, сорока) корзина, цветы.

Раздаточный материал: куклы, венки, платочки, шапочки.

Ход ООД:

Воспитатель: Дети, вы хотите в путешествие?

Дети: Конечно, хотим.

Воспитатель: Но оно сегодня будет необычным: Мы с вами отправимся в страну под названием "Детская фольклория", тем более мы с вами там уже бывали. Что же это за страна?

Дети: Там "живут" песенки, потешки, загадки, скороговорки.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А сейчас перед путешествием мы с вами по русскому обычаю присядем на дорожку, отдохнем, чтобы набраться сил и послушаем колыбельные песенки.

Ой, Баюшки, баюшки, в огороде заюшки травушку щипают,

Марину забавляют. А Марина умная да очень разумная.

Спи-усни, спи-усни, крепкий сон тебя возьми.

Реб. : А мне мама вот такую песенку пела раньше:

Ночь пришла, темноту привела; задремал петушок, запел сверчок.

Уже поздно, сынок, ложись на бочок, баю-бай, засыпай.

Воспитатель: Обратили внимание на то, какие в песенках слова?

Дети: Добрые, ласковые, тихим голосом надо петь эти колыбельные песенки.

Воспитатель: Пускай теперь наши девочки покажут, как они умеют укладывать своих дочек-кукол.

Лиза: Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченка- не спится,

Моя Танечка боится

Ты, собачка, не лай,

Мою Таню не пугай.

Арина:Уж ты, котя-коток,

Котя, серенький лобок!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

Я тебе ли, коту,

за работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Воспитатель: А теперь послушайте, какую колыбельную песенку спою вам я:

Баю-баюшки-баю

Деток я своих люблю,

Засыпайте, детвора,

На улице темнота,

За ворота не ходите,

Лучше крепким сном усните (слова Н. А. Боровлевой)

- Ребята, а кто же по утру будит нашу детвору?

Дети :Это Петушок.

Реб: Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь!

Воспитатель: А кто помнит другие песенки?

Реб. :Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное покажись!

Реб. :Солнышко-ведрышко,

Выкатись на бревнышко,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек!

Воспитатель: Вот вас и Петушок и Солнышко разбудили, вы проснулись,

а теперь всем умываться, чумазыми нельзя в путешествие отправляться.

Остановка "Умывайка"

Реб. :Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Реб. :Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода- с дитя худоба!

Вода книзу- дитя кверху!

Водолей, водолей,

Вылей воду из ушей!

(Дети имитируют движения, опираясь на текст)

Воспитатель: Пора бы уже и подкрепиться, остановка "Вкуснятино"

Реб. ;(Котик) Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Воспитатель :А про сороку, наверное знаете все?

Реб. Сорока-белобока,

Где была?

Далеко!

Кашку варила. Деток кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил.

Воспитатель : А вы, ребятки, любите ходить в гости к бабушке?

Дети: Конечно.

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Что вы там ели?

Что вы там пили?

Мы кашку варили.

Кашка горяченька,

Бабушка добренька,

Пироги мягоньки,

Блины масленые,

Сыром смазанные.

Попили, поели,

Шу-у-полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Воспитатель: А у кого плохой аппетит, кто его забодает?

Реб. Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Забодает, забодает, забодает.

Воспитатель: Песенки, потешки вы знаете, а еще какие формы фольклора

вы знаете?

Дети: Еще считалочки.

Воспитатель: А для чего они нужны, когда мы их используем?

Реб. : В игре, когда выбираем водящего.

Воспитатель: Давайте выбирать.

Реб. : Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в салочки играет.

Воспитатель: Очень хорошая считалочка. Нам как раз нужно отдохнуть.

Физкультминутка-игра "Салки"

Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Следующая остановка "Скороговория". Что подсказывает вам это название?

Реб. : Это скороговорки. Их нужно говорить быстро, четко произносить все звуки.

Воспитатель: Вам слово. Пожалуйста, говорите.

Реб. :Проворонила ворона вороненка.

Реб. :Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела-белой даже не была.

Реб. : Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Реб. :Черепаха не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Реб. :На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

на траве двора.

Воспитатель: Хвалит детей. Очень хорошо, есть, ребята еще и шутки, и прибаутки в стране "Фольклория", например:

Тит, иди молотить.

Брюхо болит.

Тит, иди щи хлебать.

Где моя большая ложка.

Реб. :Как в песенке про Антошку, очень похоже.

Воспитатель: Следующая остановка "Загадкино", самая ваша любимая, да?

Реб. :Да, загадки мы любим, но чтобы их отгадать, нужно и подумать, догадаться.

Воспитатель: Это точно, давайте-ка послушаем, какие вы знаете загадки.

Реб. :Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведет,

там след кладет. (карандаш)

Реб: Золотое решето черных домиков полно (подсолнух)

Реб. :Далеко мой стук слышится вокруг:

Червякам я враг,

А деревьям друг (дятел)

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю свою загадку:

Висит лампочка в саду,

Я к ней тихонько подойду,

Не боюсь обжечься я-

Лампочка съедобная. (груша)

Дети, а попробуйте сами сочинить загадки.

Дети придумывают загадки и рассказывают

Воспитатель: Приятно с вами путешествовать, сделаем остановку на станции

"Мудрые мысли". Очень интересное название. Вы не догадываетесь, откуда оно?

Реб. : Это про пословицы и поговорки.

Воспитатель: Правильно, дети! В народе все подмечают и точно передают в пословицах и поговорках. Как вы знаете, есть пословицы и поговорки о Родине, о маме, о дружбе и о многом другом. Давайте вспомним пословицы о дружбе.

Реб. :Один за всех и все за одного.

Воспитатель: Как вы это понимаете.

Реб. : Нельзя оставлять друзей в беде, нужно помогать.

Еще есть очень похожая - Друг познается в беде.

Реб. : Нет друга - ищи, а нашел-береги.

Воспитатель: В чем здесь смысл?

Реб. : Друзей надо беречь, не ссорится с ними, а если поссорились, то нужно помириться.

Воспитатель: Вспомните кота Леопольда, как он говорил?

Дети: Ребята, давайте жить дружно!

Воспитатель: Ребята, о лени тоже есть очень мудрые мысли, например:

Поспешишь-людей насмешишь.

Реб. :Не надо лениться и делать дело быстро, плохо, надо стараться

делать все хорошо.

Реб. :Я знаю такую: Под лежачий камень вода не течет.

Воспитатель: А эта мысль понятна вам, дети?

Реб. :Когда лежит камень, он и мешает воде течь.

Воспитатель: Нет ребята, это не так. С камнем сравнивают ленивого человека, который ничего не делает. Я вам назову такую: Не спеши языком, торопись делом. О чем здесь речь?

Реб. :Нужно сделать дело, а потом говорить и не хвастаться.

Воспитатель: Молодцы, вы стали лучше разбираться и понимать смысл пословиц, вспомните о природе, о погоде.

Реб. :Мороз не велик, а стоять не велит. Значит, надо больше двигаться

Реб. :Много снегу- много хлебу. Снег растает, поэтому и будет много влаги,

а потом и вырастет хороший урожай.

Воспитатель: Мы с вами живем в России, это наша Родина, а о Родине вы, конечно же, знаете пословицы, назовите их.

Реб. :Родина-мать, умей за нее постоять. Нужно защищать свою Родину.

На чужой стороне помни о своей земле-нельзя забывать о своей

Родине, где бы ты не был.

Воспитатель: Правильно, ребята, ведь Родина на всю жизнь одна, как и мама,

самый родной и близкий человек. О маме вы тоже знаете

пословицы, вспомните их и назовите.

Реб. :Нет милее дружка, чем родная матушка.

Реб. : При солнышке тепло, при матери добро.

Воспитатель: Как понимаете смысл этих пословиц?

Реб. : С мамой всегда хорошо, мама приласкает и обогреет.

Воспитатель:А еще, дети, мама и даст нужный совет, научит только

хорошему. Любите своих родных и не огорчайте их. А наше путешествие подходит к концу, скажите, понравилось ли оно вам?

Дети: Да, очень понравилось, было интересно и поучительно.

Воспитатель: Хочу вам напомнить, что помогли нам попутешествовать

по этой замечательной стране самые разные книги, поэтому нужно почаще обращаться к книге, о чем нам и говорит такая пословица:

"Будешь книги читать-будешь все знать".

И с этим не поспоришь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧИТАЕМ СЛОВА ПО КАРТИНКАМ».

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧИТАЕМ СЛОВА ПО КАРТИНКАМ»....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» для детей старшей группы с ОНР

В материале представлен конспект образовательной деятельности по лексической теме "Овощи"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области развитие речи для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «День защитника Отечества»Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о празднике День защитника Отечества;Познакомить с военной профессией связист;Повторить с детьми военные профессии: п...

Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа «Сережа и щенок на прогулке»

Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста  Составление рассказа «Сережа и щенок на прогулке»...

Конспект образовательной деятельности по области «Развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по сюжетной картине «Ежи»

Развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Развитие речи" для детей старшего дошкольного возраста на тему: «День защитника отечества».

Задачи:Образовательные:-познакомить с военной профессией связист;-повторить с детьми военные профессии: пограничник, моряк, летчик, ракетчик, танкист.-активизировать в речи детей слова обозначающие ро...