Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему
Данное тематическое планирование предлагается для работы с детьми старшего возраста. Включает в себя различные технологии: игровая, диалоговая, здоровьесберегающая и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_detey_5-6_let.docx | 49.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей 5-6 лет
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе парциальной программы под редакцией О.С.Ушаковой: «Развитие речи дошкольников».
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком, что обусловлено большим по сравнению с предшествующим периодом опытом детей, развитием их интеллектуальных способностей. В старшем возрасте общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:
- обогащение и активизация словаря,
- воспитание звуковой культуры речи;
-совершенствование грамматической правильности речи;
- развитие связной речи.
Целью является - овладение нормами и правилами родного языка детьми старшего дошкольного возраста и развитие их коммуникативных способностей.
Задачи обучения:
1. Развивать связную речь детей, совершенствовать монологическую речь.
2.Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; стимулировать переход из пассивного словаря в активный.
3. Формировать у дошкольников разные структурные уровни системы языка:
фонетический, лексический, грамматический.
4. Формировать слуховое внимание, фонематический слух, правильное звукопроизношение.
5. Формировать умение пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.
6.Формировать у дошкольников навыки владения языком в его коммуникативной функции.
7. Формировать у детей способность к элементарному осознанию языковых речевых явлений.
8. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речевое творчество.
9.Развивать умения: взаимодействовать в коллективе сверстников, планировать и контролировать свои действия, следовать инструкциям, работать внимательно, сосредоточенно.
10.Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Цикл тем на год
1-я неделя 01.09 -05.09
Тема недели: «День знаний», тема занятия « Сегодня -дошколята, завтра-школьники
Цель: познакомить детей с осенним праздником - Днём знаний; формировать представление о школе, интерес к школе, познавательную мотивацию; закрепить знания о детском саде как о ближайшем социальном окружении; развивать доброжелательные отношения между детьми; создавать эмоционально положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам; воспитывать уважение к труду педагога.
Чтение стихотворения З. Александровой « В школу»; Г.Ладонщикова «Про себя и про ребят» ОБЖ «Правила поведения в игровой комнате и на прогулке»; беседа на тему «Мы теперь в старшей группе», « На чём ты приехал в детский сад» ЗКР: звук «А», познакомить с гласным звуком [а] и буквой А, учить определять место звука в словах, делить слова на слоги.
2-я неделя 07.09 -11.09
Тема занятия: «Земля- планета, на которой мы живём»
Цель: расширение кругозора о земле, знаний об экосистемах, природно-климатических зонах, живой и неживой природе. Стране, городе, символика. Беседа о земле, стране, городе. Рассматривание глобуса, слайдов, фильмов, карты города. Герб, рассказ педагога. Развитие связной речи, составление предложений, описательных рассказов. ЗКР: звук «У» познакомить с гласным звуком[у] и буквой У, место звука в словах (начале, середине, конце слов…
З-я неделя 15.09-19.09
Тема недели «Дорожная азбука»
Тема занятия: Безопасность на дороге»
Цель: закрепить и расширить знания детей по ПДД. Развитие словаря (обогащение, уточнение и активизация словаря существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).Развитие грамматического строя (построение сложных предложений разных типов).Совершенствование диалогической формы речи, умение вступать в беседу).
ЗКР- звук «А», «У». Закрепление звуков и букв А и У(букв и слогов).
4-я неделя 22.09-26.09
Тема недели: «Осень разноцветная»
Тема занятия: «Осенняя пора, очей очарованье»
Цель: учить детей различать и характеризовать приметы ранней осени, проводить фенологические наблюдения; расширять представления о явлениях живой и неживой природы, воспитывать эстетическое отношение к природному миру.
Беседа- наблюдение «Осенняя пора»; рассматривание и сравнивание картин И. Левитана» Золотая осень», В. Волкова «Осень». Тематическая прогулка «Осень золотая в гости к нам пришла».Д/и «С какой ветки детки», «Сложи картинку», «Найди ошибку», «Вершки и корешки». Составление рассказов по стихотворениям об осени.
ЗКР: «И», «О». учить определять место звука в словах, делить слова на слоги
5-я неделя 28.09-02.1О
Тема недели : «Кладовая природы»
Тема занятия: «Огород»
Цель: Расширять обобщённые представления детей об овощах и фруктах, о месте их произрастания, методах ухода, пользе витаминов, содержащихся в овощах и фруктах. Что из них можно приготовить.
Д/И «Профессии», «Овощехранилище», «Вершки и корешки», «Сварим борщ», «Сварим компот», « Как собирают урожай», «закончи предложение»
Развитие связной речи – составление описательных рассказов.
Развитие словаря- умение обобщать, противопоставлять, сравнивать.
ЗКР- «А, У, И,О»
6 неделя 05.10-09.10
тема недели « Труд взрослых»
Тема занятия «Труд людей осенью»
Цель; Закрепить представления детей об осеннем урожае,о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях, (хлебороб, тракторист, комбайнёр) и технике; расширять знания о процессе выращивания зерна и изготовления хлебобулочных изделий, воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т.д.
Беседа на тему « Хлеб всему голова», « Как трудились наши предки». «Береги хлеб»
Д/И «Орудия труда земледельца», « Кому -что нужно для работы», «От зёрнышка до хлеба»
Рассматривание иллюстраций « Откуда хлеб пришёл?»; «Уборка урожая»
ЗКР –звук «Э»
7 неделя 12.10-16.10 тема недели «Деревья и дары леса»
Тема занятия
Цель: учить различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Дать представления о хвойных, плодовых деревьях России. Закреплять названия основных грибов, лесных и садовых ягод. Учить различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды по их строению и характерным внешним признакам.
ЗКР звук «Ы»
Словарная работа. Слова связанные с осенним периодом (листопад, дождливая погода),
ознакомление с основными признаками деревьев и запоминание названий деревьев (рябина.
береза, клен, дуб). Развитие связной речи - обучать детей описывать картинку по заданной схеме
д/и «Собери и назови», «Угадай по губам».
8-я неделя 19.10-23.10 Тема недели: «Перелётные птицы»»
Тема занятия: «Птицы»
Цель: Закреплять названия перелётных птиц; строение птиц; их внешние признаки. Уточнить понятия перелётные и водоплавающие птицы. Употребление существительных. прилагательных, глаголов, наречий.
Игровые технологии: д/и «игра в слова»; «Кто где живёт», «Расскажи о птице», «мнемотехника», стихи, загадки, наблюдения.
ЗКР- «А,О,У,Ы,И,Э» . В словах игра «Хлопки»
9-я неделя 26.10-30.10
Тема недели «Путешествие по странам и континентам»
Тема занятия: « Наши соседи по планете»
Цель: знакомим детей с обитателями степей, пустынь, крайнего севера, тундры, морей и океанов, тропиков и субтропиков. Познакомить с некоторыми особенностями приспособляемости к конкретным условиям обитания.
ЗКР - звук «М», познакомить с согласным звуком [М], [М*]. Учить определять место звука в начале, середине и конце слова. Читать-АМ, МА, УМ, МУ, МАМА
10-я неделя 02.11-06.11
Тема недели: «Мир техники. Путешествие в прошлое и будущее»
Тема занятий «Мир предметов и техники»
Цель: расширять знания детей о предметах и технике, способах их использования. Учить устанавливать связи меду назначением предметов, строением и материалом, из которого сделан предмет, поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов. Уточнить виды транспорта; наземный, подземный, водный, воздушный)
Беседы на тему: «Что помогает нам в работе», «
Рассматривание тематического альбома «Знаменитые люди- изобретатели», «Помощники человека»
Д/И «Из чего это сделано», «Вчера, сегодня, завтра (путешествие по реке времени)
Развивающая образовательная ситуация «Что общего у этих предметов»
ЗКР - звуки «б», «п»
Сравнительная характеристика звуков, игра «поймай звук», игра «повтори песенку», » собери слова», проговаривание чистоговорок с этими звуками
l1-я неделя 09.11-13.11
Тема недели: «Наш город»
Тема занятия: « Достопримечательности С - Пб»
Цель: Расширять знания детей о родном городе, формирование представлений о памятниках. Развитие связной речи, Умение составлять описательный рассказ.
Беседы на тему: «История моего города»; «Улицы моего города»; «Где ты живёшь?»; «Мой район»
Рассматривание иллюстраций о городе, тематического альбома.
Составление описательных рассказов на тему: «Как я шёл в детский сад»
Д/И «Узнай, где я нахожусь?»; «Улицы города».
ЗКР-дифференциация звуков «С» и «С’»
Сравнительная характеристика звуков, игра «Поймай звук», игра «Песенки», «Подарки», повторение чистоговорок, стихотворных текстов.
Узнавание звука в словах, игра «хлопки»
12-я неделя 16.11-20.11
Тема недели: «Неделя игры и игрушки»
Тема занятия: « Моя подружка- моя игрушка»
Цель деятельности педагога: обогащать игровой опыт детей, посредством участия в с/ролевых играх, строительно- конструктивных, режиссёрских, театральных играх- драматизациях, народных, хороводных, развивающих играх- экспериментированиях, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
Д/И «Магазин игрушек», «Игрушки играют в прятки»,
Беседы на тему: «Какими игрушками играли наши бабушки и дедушки»,
Рассматривание тематического альбома « Игрушки разных стран»; рассматривание иллюстраций на тему «Народная игрушка» «Дымковские барышни"
ЗКР звук [З]; [З”]. Закреплять интонационное выделение звука в слове и умение называть этот звук изолированно. Закреплять дифференциацию твёрдых и мягких, ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
13 неделя 23.11- 27.11
Тема недели; « Семья и семейные традиции»
Тема занятия: « Моя семья»
Цель деятельности педагога: Расширять представления детей о семье и родственных связях, вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах, интерес и уважение к семейным традициям.
Беседы на тему: « Моя семья»; « Никого роднее мамы и папы в целом мире нет» , «Портрет дедушки»; «Бабушкин портрет»
Рассказ воспитателя на тему: « Что такое генеалогическое дерево».
ЗКР звук [c]; [з]; дифференциация звуков, сравнительная характеристика звуков, игра «Поймай песенку»; «Будь внимательным»; «Собери слова»; «Доскажи словечко», словосочетаний, чистоговорок с заданными звуками.
14 неделя 30.11-04.12
Тема недели: «Зима. Приметы зимы, игры и развлечения».
Тема занятия: «Зимняя сказка»
Цель деятельности педагога: Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы, воспитывать бережное отношение к природе. Развивать наблюдательность. Обобщать игровой опыт. Игры в зимнее время года.
Беседы о зимнем времени года,
Чтение стихов о зиме С.Я. Маршак «Декабрь»; загадок, примет, пословиц и поговорок.
Рассматривание картин русского художника И. Шишкина: «Иней»; «Еловый лес»; «Зима».
Д/И «Правила безопасности зимой»; «Кто больше знает слов?»
Показ слайдов на тему «Зимняя сказка» под музыку П.И. Чайковского «Времена года»
ЗКР-звук [С];[Ц], артикуляционная гимнастика, Сравнительная характеристика звуков «Ц» и «С». Игра «Повтори со мной», «Добавь слоги», « Четвёртый лишний» и т. д.
15 неделя 07.12-11.12
Тема недели: « В мире русской литературы»
Тема занятия: « Кто много читает, тот много знает»
Цель деятельность педагога: Формирование интереса детей к познавательной литературе, красоте и выразительности русского языка произведения. Пополнение литературного багажа рассказами, стихами.
Беседа по вопросам: «Зачем нужны книги»; «Правила пользования книгой»
С/р игра «Библиотека»
Рассказ воспитателя об истории эволюции создания книг (древние способы пересказа событий)
Познакомить с некоторыми детскими писателями и поэтами. А. Барто; К.Я. Чуковский.
ЗКР звуки [С]; [З]; [Ц]. Продолжать обучение детей звуковому анализу слов, учить называть слова с заданным звуком, составлять трёхбуквенные слова.
16неделя 14.12- 18.12
Тема недели: «Народная культура и традиции»
Тема занятия: «Народная культура и традиции»
Цель деятельности педагога: Расширения представлений детей об искусстве, традициях и обычаях народов России. Знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорками, сказками. Воспитывать интерес к народной культуре.
Рассматривание тематического альбома «Деревянное зодчество», иллюстраций к русским народным сказкам.
Беседа на тему: «Куклы из прошлого» ц. дать представление о народных игрушках-оберегах, тряпичных куклах; познакомить с их историей, способами изготовления.
«Как питались люди на Руси? А что теперь кушают люди?»
ЗКР- обучать детей звуковому анализу слова.
Закреплять умение называть слова по определённому фонематическому признаку. Стр. 7 Л. Е. Журова
17 неделя 21.12- 25.12
28.12- 31.12
Тема недели: «Зимние чудеса»; «Новый год»
Тема занятия: «Новый год – самый волшебный праздник"
Цель деятельность педагога: Формирование эмоционально –положительного отношения к празднику. Познакомить с основой праздничной культуры, традициями празднования Нового Года в различных странах.
Чтение и рассказ воспитателя о традициях разных народов.
Разучивание стихов.
Просмотр мультфильмов на новогоднюю тематику.
Развитие словаря (обогащение сущ.-праздник, хоровод, карнавал, гирлянда, хлопушка, т.д.
Прилагательными, глаголами.
Д/И «Что это такое?»; « Опиши Ёлочку»; « Кто больше увидит?»
ЗКР звуки [с’] и [з']. Дифференциация звуков. Игра «Оса и оска»; сравнительная характеристика звуков, игра «Песенки», «Добавь слог», « Доскажи словечко»
18 неделя 11.01- 15.01
Тема недели: « Неделя зимних игр и забав»
Тема занятия: «
Цель деятельность педагога: расширенное представление о зимних играх и забавах,
Составление описательных рассказов о видах забав. Рассматривание иллюстраций.
Задание пересказ стр.86 И.Н. Шевченко. Упражнение для развития умения согласовывать
движения с речью.
Чтение рассказа С. Георгиева: «Я спас Деда Мороза»
ЗКР-дифференциация звуков «з» и «ж»- совершенствовать слуховое внимание детей с помощью упражнений на различение звуков. Игра «Хлопки»; ст.49 И.Н. Шевченко. Игра «Кто поёт?»; сравнительная характеристика [з] и [ж]. Игра « Собери слова»; «Песенки»;
«Помоги собрать вещи»
Повторение предложений, с чётким произношением звуков, чистоговорок.
19 неделя 18.01- 22.01
Тема недели: «Неделя творчества»
Тема занятия: «День волшебного магнита»
Цель деятельности педагога: поддержание и стимулирование попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, развитие эстетического восприятия, эмоции и чувств, отклик на проявление красоты в окружающем мире, расширение опыта в применении и сочетании разнообразных материалов и инструментов..
Беседа и рассказ воспитателя на выбранную тему, проведение опытов и экспериментов.
Опыты: « Испытание магнита»
Просмотр мультика «Лунтик и его друзья»
Демонстрация слайдов презентации о магните.
Игры с магнитами в центре экспериментирования.
Беседа на тему «О дружбе и друзьях».
Учить составлять рассказы на темы личного опыта. Упражнять в образовании слов- антонимов
20 занятие 25.01- 29.01
Тема недели: «Блокадный кусочек хлеба»
Тема занятия:
Цель деятельности педагога: знакомство с ВОВ. Воспитание любви и уважения к участникам войны и бережному отношению к хлебу. Развитие связной речи (умение формировать и задавать вопрос).
Рассказ воспитателя Ленинградском блокадном хлебе, «Дороге жизни». Обсуждение проблемы бережного отношения к хлебу.
Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, дневников блокадных детей.
Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение « Что это?»
ЗКР звук «Ш». артикуляция звука, характеристика звука, автоматизация звука в звукоподражаниях . Придумывание слов со звуком «Ш». В начале, середине ,конце слова.
21 занятие 01.02- 05.02
Тема недели: « Мальчики и девочки»
Тема занятия:
Цель деятельности педагога: расширение гендерных представлений детей, формирование
культуры организации свободного времени, удовлетворяющие интересы девочек и мальчиков, воспитание культуры общения мальчиков и девочек.
Развитие связной речи, обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картин, соблюдая последовательность изложения.
Ситуации общения на данную тему, загадки, игры,
ЗКР звуки [с]-[ш]; артикуляционная гимнастика, повторение артикуляции звуков, повторение характеристики звуков, упражнения на развитие слухового внимания и памяти (с опорой на картинки), развитие зрительного внимания. Д/И «Что изменилось?». Звуковой анализ слов типа – сок, шум, мышь, сушь.
22 занятие 08.02-12.02
Тема недели: «Для чего нужны инструменты»;
Тема занятия: «С кем или с чем работают люди разных профессий»
Цель деятельности педагога: Расширение знаний детей о различных инструментах и их их предназначением. Развитие словаря (введение в словарь слов, обозначающих материал из которого сделан предмет)
Рассказ об инструментах разных видов: плотницких, сельскохозяйственных, медицинских, строительных….
Отгадывание загадок об инструментах. Д/И «Кому что нужно?»
ЗКР-звук [ж], артикуляция звука, сравнивание со звуком [ш], выделение слов Со звуком «ж» из предложений, придумывание слов на заданный звук.
23 занятие 15.02-19.02
Тема недели: «Наши защитники»
Тема занятия: «Кто защищает нашу родину»
Цель деятельности педагога: Расширять знания детей о Российской армии, о трудовой, но почётной обязанности защищать родину, о разных родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые, ракетные), боевой технике; формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми- стать защитниками Родины. Воспитывать детей в духе патриотизма , любви к Родине.
Развитие связной речи(обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картин, соблюдая последовательность изложения)
Беседа на тему: «Что за праздник папин день? Почему папу поздравляют с праздником?»
Чтение стихотворения В. Руденко: «Мужской праздник»
ЗКР- звуки «Ж-З», сравнение артикуляции звуков, дифференциация звуков в словах, Д/И»4-ый лишний», автоматизация звуков. Игра «Пчёлы и комары»
24 занятие 22.02-26.02
Тема недели: «Будь осторожен!»
Тема занятия: «Правила и нормы безопасного поведения»
Цель деятельности педагога: формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении, с незнакомыми людьми( развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, познакомить с универсальным способами( алгоритмами действий) предупреждения опасных ситуаций, учить обращаться к помощи взрослых, в случае возникновения, способствовать становлению устойчивого интереса к правилам нормам безопасного поведения.
Беседа на тему: «Как правильно обращаться с колющими и режущими предметами»; «Огонь друг или враг?»; «Как работает мой организм?»
Д/И «Раз, два, три что может быть опастно- найди»; «Собираемся на прогулку» Развитие словаря (продолжение работы над смысловой стороной слова).
Составление описательного рассказа по картинке.
25 занятие 29.02- 04.03
Тема недели: «Международный женский день»
Тема занятия: «Что за день 8 марта?»
Цель деятельности педагога: Формирование элементарных представлений о Международном женском дне, о роли женщины в обществе, семье. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому, указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброжелательное отношение к старшим.
Беседа на тему: « Наши мамы»; чтение стихотворения Е. Благиной: «Посидим в тишине»,А.Л.Барто»Перед сном»
Рассказы на тему «как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днём» Д/И «Где мы были не расскажем, а что делали покажем»
Стихи .загадки, про мам и бабушек…
ЗКР-дифференциация звуков [ч] и[ ц]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «шумный бабах»
26 занятие 07.03-11.03
Тема недели: « Ранняя весна»
Тема занятия: « Весна пришла»
Цель деятельности педагога: Расширять знания о том, когда наступает весна. Развитие представлений о характерных признаках весны
Развитие связной речи (обучение рассказыванию по серии картин)
Грамматический строй речи (построение сложных предложений)
Д/И «Подбери действие»; «Путаница» ; «Скажи нооборот» (стр 89-92Лексические темы под редакцией И.В.Козиной)
27 занятие 14.03-18.03
Тема недели: « Вода и её свойства»
Тема занятия: « Путешествие капельки»
Цель деятельности педагога: Углубление и систематизация знаний детей о значении воды в жизни человечества, знакомство с разными состояниями воды
Развитие связной речи ( умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)
Агрегатное состояние воды. Экосистема «Водоем». Опыты и эксперименты с водой»
Оснащение: емкости для опытов с водой, иллюстрации разного состояния воды
ЗКР, грамота звуки [ч] и [c]. Сравнение артикуляции. Дифференциация звуков изолированно. Дифференциация в словах. Д/И 4-ый лишний с заданными звуками. Д/И «Хлопки»
28 занятие 21.03-25.03
Тема недели:« «Речные, озерные, морские и аквариумные рыбы»
Тема занятия:«Рыбка плавает в водице…»
Цель деятельности педагога: Расширение и углубление знаний детей о разновидностях рыб. Проблемы экологии.
Развитие словаря (проведение работы над смысловой стороной слова)
Связная речь (обучение творческому рассказыванию)
Рассказ педагога о рыбах. Рассматривание иллюстраций по теме. Наблюдение за поведением рыб в аквариуме.
Дидактическая игра «Кто где живет?» ; «Рыбаки»; «Четвёртый лишний
29 занятие 28.03-01.04
Тема недели: Книжная неделя» (театральными тропами)
Тема занятия: «Откуда пришла современная книга?»
Цель деятельности педагога: Закрепление и расширение знаний о книге. Знакомство с театрами.
Развитие связной речи ( умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)
Знания о частях книги, о различных видах книг (словари, энциклопедии, альманахи), уметь ими пользоваться
Оснащение: использование разной литературы, афиши, билеты
ЗКР. Звуки «Ч-С-Ц-ТЬ». Артикуляционная гимнастика. Найти на картинке слова на заданный звук. Звуковой анализ слов: МЯЧ, ТОК,ТЮК, СУП. Развитие слухового и зрительного внимания с картинками на звуки. Д/И «Чего не стало?»; «Что изменилось?»
30 занятие 04.04-08.04
Тема недели: « Что нам стоит дом построить»
Тема занятия: « Я б в строители пошёл, пусть меня научат…»
Цель деятельности педагога: Знакомство детей с профессиям людей их жильем и быте. Отличие города и деревни.
Рассказ педагога с опорой на представление детей с использованием иллюстраций и карты
Обогащение активного и пассивного словаря
грамота- Согласование существительных с числительными 2 и5 в именительном и родительном падежах. Д/И «У тебя есть- у меня нет….»
ЗКР: звук «Щ». Артикуляция звука. Характеристика звука из ряда других. Придумывание слов на заданный звук.
31 занятие 11.04-15.04
Тема недели: «Космические просторы»
Тема занятия: «Космос. Солнечная система».
Цель деятельности педагога: Формирование представлений о космосе, об освоении космоса людьми, планетах, галактике, путешествиях, космических кораблях, о происхождении луны, солнца, звезд.
Беседа по вопросам: «Кем вы хотите быть? Почему? Чем вам нравится эта профессия?»
«Кто такие космонавты?»
Разучивание стихотворения В. Степанова : «Ю. Гагарин»
Рассказ о полёте 1 ого космонавта.
развитие связной речи (совершенствование диалогической формы речи, высказывание своей точки зрения, рассуждение..)
Беседа о космосе, рассказ о полете первого космонавта, космической технике , луне, Галактике. Конструктивная деятельность
История космонавтики от первого спутника до наших дней.
Оснащение: фотографии и иллюстрации, глобус. Презентация,
придумывание игр.
Обогащение словаря: «Кто больше «космических слов знает и объяснит» - активизация знаний детей о космосе, предметах, технике, связанной с космосом.
32 занятие 18.04-22.04
Тема недели: «Цветущая весна»
Тема занятия: «Весна пришла»
Цель деятельности педагога: Расширение и углубление знаний детей об изменениях в природе
Развитие связной речи (Обучение рассказыванию по серии картин)
Грамматический строй речи (учить строить сложные предложения)
Беседа, загадки, составление описательных рассказов. Наблюдение в природе, природные явления.
Связная речь, обучение составлению вопросов: Д/И «Загадочная картина» (дети с помощью вопросов по представлению о весне, должны выяснить содержание картины, которой не видят).
ЗКР звуки «Щ»- «СЬ». Сравнение характеристики. Придумывание слов на заданный звук.
32 занятие 25.04-29.04
Тема недели: «Насекомые»
Тема занятия:
Цель деятельности педагога: Закрепление представления детей о насекомых их главные признаки. Умение сравнивать и выделять общие и отличительные признаки.
Рассказ педагога. Воспитание любознательности, использование дидактических игр, пособий.
Обогащение активного и пассивного словаря.
Зрительное внимание: Д/И «Кто больше?» нахождение различий и сходств на картинках, с изображением жуков и бабочек.
ЗКР: Звук «Р». Артикуляция звука, характеристика звука. Игра на звукоподражание «Эхо»
33 занятие 02.05-06.05
Тема недели: «Юный гражданин»
Тема занятия:
Цель деятельности педагога: Раскрытие содержания прав человека, развитие толерантности, чувство свободы, справедливости.
Конвенция о правах ребёнка, подбор художественных произведений, сказок «Кот, лиса и петух», «Гуси-лебеди»..
Рассказ воспитателя о Конвенции, о правах ребёнка
Дидактические игры.
34 занятие 10.05-13.05
Тема недели: «День победы»
Тема занятия:
Цель деятельности педагога: Расширение представления о ВОВ. Воспитание патриотизма, любви к Родине
Развитие связной речи ( умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)
Великая отечественная война. Герои войны: взрослые, дети. Военная техника. Незабываемые страницы блокадного Ленинграда. Парад Победы. Наши ветераны. Подвиг в семье.
Оснащение иллюстрации, книги, фильмы.
Связная речь: Развивать умение правильно строить предложение.
ЗКР- звук «Р»- повторение артикуляции. Придумывание слов со звуком «р». Игра «Хлопки»; «Эхо».
35 занятие 16.05-20.05
Тема недели: Скоро в школу»
Тема занятия:
Цель деятельности педагога: Формирование представлений о школе, эмоционально-положительное отношение к школе, усвоению знаний, знакомство с трудом учителя, обязанностях учеников.
Развитие связной речи (умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы), загадывать загадки и ребусы.
Знакомство со школой, правилами поведения на уроке. Экскурсия в школу.
Школьные принадлежности.
Оснащение иллюстрации, экскурсия в школу, школьные принадлежности.
ЗКР- звуки «Р-Л»,. Сравнение артикуляции . Придумывание слов.
36 занятие 23.05-27.05
Тема недели: «День города Санкт-Петербурга»
Тема занятия: « Пушкинские места в Санкт-Петербурге»
Цель деятельности педагога: Закрепление и расширение знаний о городе
Развитие связной речи (умение участвовать в общей беседе, умении формулировать и задавать вопросы)
Символы нашего города. Они жили в Санкт-Петербурге- жизнь замечательных людей(А.С. Пушкин).. театры, музеи.
Санкт-Петербург будущего.
Оснащение: портреты великих людей, картины и панорамы города, достопримечательности.
Д/И «Экскурсия по городу»; «Строим город »; «Какой наш город?»
Загадки про Санкт-Петербург (логическое мышление)
ЗКР- звуки «Р» и «Л». Дифференциация звуков изолированно. Придумывание слов с заданным звуком. Определение места звука в словах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых, прежде всего надо назвать М.М. Алекс...
Ознакомление детей с профессиями как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Познавательно - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с трудом взрослых....
Доклад из опыта работы «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе совместной деятельности воспитателя и детей в течение дня»
Доклад из опыта работы по речевому развитию старших дошкольников на основе совместной деятельности...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно. Э...
«Развитие дивергентного мышления речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...