Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста проявляется в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения, поэтому велико влияние сюжетно-ролевой игры на формирование навыков данной компетентности .
Благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, дошкольник знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения людей между собой. В сюжетно-ролевой игре ребёнок приобретает основные коммуникативные умения. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника, именно поэтому следует использовать данный вид игры в качестве развития коммуникативных возможностей ребёнка .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_pechat.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста проявляется в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения, поэтому велико влияние сюжетно-ролевой игры на формирование навыков данной компетентности .
Благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению, дошкольник знакомится с нормами поведения и правилами взаимоотношения людей между собой. В сюжетно-ролевой игре ребёнок приобретает основные коммуникативные умения. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника, именно поэтому следует использовать данный вид игры в качестве развития коммуникативных возможностей ребёнка .
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения. В условиях сюжетно-ролевой игры дошкольник сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к решению конкретных ситуаций. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, которые требуют согласования детей, проявления доброжелательного отношения по отношению друг к другу, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. Именно в сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения.
Согласно работ Д.Б. Эльконина, специфическая особенность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что предметом этой деятельности является другой ребёнок, поэтому эта деятельность — и есть уникальная возможность для развития коммуникативных умений дошкольника .
По мнению Л.С. Выготского, в сюжетно-ролевых играх происходит реализация нереализуемых в жизни стремлений. В связи с тем, что ребёнок дошкольного возраста не принимает активного участия в жизни взрослых и решении возникающих у взрослых проблем, то именно через сюжетно-ролевое взаимодействие у него осуществляется своеобразный выброс накопившейся у него потребности встать на место взрослого. Но развитие коллективной сюжетно-ролевой игры, отражающей реальную жизнь, невозможно без овладения многообразными формами общения друг с другом. Без полноценных средств общения группе детей не удаётся развернуть игру, а каждый дошкольник не получит в таком случае подлинного удовлетворения от неё. Но сюжетно-ролевая игра, в силу своего коллективного характера, побуждает дошкольников к овладению различными формами речевого общения .
Вышесказанное позволяет заключить, что выпускник дошкольной образовательной организации должен обладать совокупностью компетентностей, в том числе и коммуникативной, но для этого необходимо развитие всех компонентов речевой системы.
М.И. Лисина выдвинула четыре критерия для выявления наличия у ребёнка дошкольного возраста потребности в общении:
- интерес и внимание к другому человеку (направленность на познание другого, который становится объектом особой активности ребёнка);
- эмоциональное отношение к другому человеку - свидетельство о неравнодушном отношении к нему;
- инициативные действия (привлечение к себе внимания партнёра, имеющие своей целью проявить себя, вовлечь товарища в совместные действия, увидеть свои возможности через реакцию другого ребёнка);
- чувствительность ребёнка к отношению другого (готовность принять инициативу другого и ответить на неё, способность ребёнка воспринять оценку и отношение к себе партнёра по общению, согласовать или перестроить свои действия в соответствии с ним) .
В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнёров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.
Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют, как организовать деятельность других детей, так и привлекают их симпатии. Выделение звёзд, предпочитаемых и отверженных детей, также как постоянно статуса ребёнка в групповой иерархии, являются важными показателями при диагностике.
В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становится всё более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребёнок более сильно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
Процесс становления общения ребёнка со сверстниками в сюжетно-ролевой игре проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания потребности, которая побуждает детей к взаимодействию. Собственно потребность в общении со сверстниками складывается на их основе и формируется постепенно .
В работах М.И. Лисиной утверждается, что в основе формирования межличностных отношений и привязанности лежит удовлетворение коммуникативных потребностей. Если содержание общения детей в сюжетно-ролевой игре не соответствует уровню коммуникативных потребностей субъекта, то привлекательность партера уменьшается, и наоборот, адекватное удовлетворение основных коммуникативных потребностей ведёт к предпочтению конкретного ребёнка, удовлетворившего эти потребности .
Результаты экспериментальных работ, проведённых под руководством М.И. Лисиной, показали, что наиболее предпочитаемыми в сюжетно-ролевой игре оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру – доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к воздействиям сверстника. У детей, которые отвергаются сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их главная задача в общении с другими заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего «я». Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать и руководить сверстниками.
Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредоточены на своем «я», которое замкнуто на своих преимуществах (или недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем ребёнку и людям, которые его окружают .
В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер коммуникации со сверстником: ровесник, как определённая индивидуальность, становится объектом внимания ребёнка. У дошкольника расширяется представление об умениях и знаниях других детей, возникает и развивается интерес к сторонам личности, которые прежде не замечались .
Итак, сюжетно-ролевая игра является необходимым условием для успешного овладения коммуникативной компетентностью ребёнком дошкольного возраста. Формирование коммуникативной компетентности будет направлено одновременно как на взаимодействие со сверстниками, так и на познание норм и правил поведения и речевого взаимодействия в процессе такого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"
Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...
Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.
В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...
«Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.»
laquo;Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возрастав сюжетно-ролевой игре.»...
Консультация. "Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста"
Коммуникативные способности - это те способности, которые нужно и можно развивать....
Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Материал статьи вкл...
Методическая разработка по логопедии. Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста
Статья опубликованна на сайте https://portal2010.com/metodicheskaya-razrabotka-po-logopedii-kommunikativnaya-ko/...
ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются особые трудности в развитии и удовлетворении коммуникативных потребностей. Они не проявляют инициативу в общении с вз...
- Мне нравится (1)