«Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.»
методическая разработка на тему
«Формирование социальной компетентности
детей старшего дошкольного возраста
в сюжетно-ролевой игре.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sotsialnoy_kompetentnosti.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к школьному педсовету.
«Формирование социальной компетентности
детей старшего дошкольного возраста
в сюжетно-ролевой игре.»
Развитие социальной компетенции – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В ней ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.
Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития.
По мнению выдающегося отечественного психолога А.Н.Леонтьева, игра – это школа морали в действии. Можно сколь угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но только игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями, научить его терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности и т.д.
Педагогический коллектив дошкольного отделения №2 работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Веракса. В программе большое внимание уделяется обучению детей игре. Многолетний опыт работы позволил нам сделать вывод, что дети дошкольного возраста стали меньше играть в сюжетно-ролевые игры. Их больше занимают телевидение, компьютеры, видео.
Необходимость работы по социализации детей подтвердили и наши наблюдения. Результаты наблюдений показывают, что не все дети дошкольного отделения уверены в себе, есть дети, которые не выполняют и не воспринимают требования взрослых. Большинство детей предпочитают играть в одиночестве, у них мало опыта социального общения с другими детьми, со взрослыми, не всегда могут отказаться от сиюминутных желаний и подчиняться каким-либо правилам, на первое место у них всегда выступают свои собственные интересы и желания.
В начале нашей работы 75% детей имели средний уровень социальной компетентности. 25% детей имели низкий показатель социальной компетентности.
Поэтому в ходе работы с детьми необходимо учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.
Исходя из актуальности проблемы, мы определили для себя методическую тему «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Поставили цель:
- формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Наметили задачи:
- Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
- Создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДО№2 и родителей по социально-личностному развитию детей;
- Совершенствование стиля общения педагога с детьми:
придерживаться психологически-корректного стиля
общения, добиваться уважения и доверия детей;
- Создание условий для развития положительного
отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- Формирование у ребенка чувства собственного достоинства,
осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
6. Профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем:
- формировать социальную компетентность в старшем дошкольном возрасте;
- обогащать сюжеты ролевых игр;
- подвести родителей к пониманию значимости сюжетно-ролевых игр в социальном развитии ребенка.)
Поэтому обучение и воспитание детей необходимо осуществлять не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий, с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются.
Для решения поставленных задач нами был составлен план, включающий работу, как с детьми, так и с родителями.
Перспективный план обучения детей игре мы составляем с постепенным усложнением.
Так если в младшей группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым сюжетно-ролевым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений ( беседы, составление рассказов и т.д.),
К подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни.
За основу планирования по социализации старших дошкольников были взяты сюжетно-ролевые игры, которые значительно могли расширить представления детей об окружающем мире, такие как «Салон красоты», «Автосервис», «Больничный городок», «Детское кафе», «Строительный комплекс», «Спорт комплекс», «Турагенство».
Тематику игр подбирали с учетом интересов и пожеланий детей, учитывали детскую субкультуру, а также современные реалии жизни.
Большое внимание, уделяли предварительной работе, используя разнообразные формы работы с детьми, такие как мозговой штурм «Что мы знаем о профессии…»,
«Встречи с интересными людьми» представителями разных профессий, рассказы из личного опыта, ролевые диалоги, экскурсии, в результате которых создаются презентации для детей, тематические альбомы, фотоколлажи, фотогазеты.
В рамках реализации данного направления, с детьми проводили различные групповые проекты.
В группе с ребятами организовали «Салон-мастерскую" по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм, где дети побывали в роли художника-оформителя, художника-декоратора, дизайнера.
Свою педагогическую деятельность строим в тесном сотрудничестве с родителями.
Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, дети познакомились с такими профессиями как спасатели (МЧС), актеры кино и театра, военный, парикмахер, музыкант, стоматолог, строитель, продавец-консультант, экскурсовод, мультипликатор, автомеханик и др.
А в форме практикума родители профессий парикмахер, учитель продемонстрировали свои профессиональные знания и умения.
Так же интересной и увлекательной совместной формой работы с родителями и детьми были мастер-классы, в ходе которых ребята познакомились с такими профессиями как кондитер, шеф-повар и были активными участниками кулинарного процесса.
В самостоятельной и совместной деятельности детей обращали внимание на взаимоотношения детей, отношения друг к другу, на умения анализировать поступки, чувства как своих, так и других детей, и взрослых.
Постепенно стали замечать, что поведенческие характеристики детей значительно изменились. Они стали внимательно прислушиваться к взрослых, значительно реже стали конфликтовать, охотно вступают в игры друг с другом, стремятся поддержать игру.
Серьезному изменению подверглась речь детей, увеличился их словарный запас, речь стала правильной, дети стали более разговорчивыми легче стали вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.
Объем знаний детей об окружающем их мире и, прежде всего, социальном значительно расширился.
Дети стали более чувствительными, научились сопереживать друг другу, помогать. У детей сформировались общие социально-бытовые навыки. Дошкольники стали более активными и самостоятельными, научились быстро, продуктивно и творчески работать.
Таким образом можно сделать вывод, что сюжетно- ролевая игра формирует социокультурный мир ребенка, его социальную компетентность, в ней ребенок приобретает и развивает свой социальный опыт, в игре ребенок осваивает окружающий его мир, она позволяет ребенку существенно сократить время для накопления информации, приобретения тех или иных навыков и умений.
В сюжетно-ролевой игре эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
Сюжетно-ролевая игра, имитируя различные виды социальной деятельности, помогает ребенку ориентироваться в различных жизненных ситуациях, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретать те качества, которые необходимы в будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх...
Развитие социально – личностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей по методике формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у ког...
Статья: "Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре"
Значимость игровой деятельности детей в их развитии всегда была и будет высоко оцениваться педагогами дошкольного образования....
педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....
Формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у ког...
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"
В статье описан опыт работы педагога ДОУ по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры....