ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
статья по коррекционной педагогике
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются особые трудности в развитии и удовлетворении коммуникативных потребностей. Они не проявляют инициативу в общении с взрослыми и сверстниками, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения.
Особое место в развитии коммуникативной компетенции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий является детская журналистика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rostochek.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (мобильный телефон, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое общение человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Взаимоотношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому педагогам и родителям нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.
У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются особые трудности в развитии и удовлетворении коммуникативных потребностей. Они не проявляют инициативу в общении с взрослыми и сверстниками, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения. У детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.
Опираясь на все вышеизложенное, можно сделать вывод, что особое место в развитии коммуникативной компетенции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий является детская журналистика.
В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но ориентированы они, чаще всего, на детей школьного возраста. Предложенная нами программа предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы обусловлена сложившимися противоречиями. С одной стороны – повышенным вниманием педагогов к различным видам обучения дошкольников. В результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут инертными, безынициативными и учатся подчиняться взрослому. С другой стороны, наблюдается тенденция «дефицита общения» детей со сверстниками и родителями.
В результате сложившихся противоречий, важное значение имеет углубленное изучение и разработка практико-ориентированных, учебно-методических мероприятий по развитию коммуникативной компетентности не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у родителей, вовлечение их, как активных участников педагогического процесса, а так же поддержка образовательных инициатив семьи.
Необходимость разработки программы «Детская журналистика» вызвана: требованиями модернизации Российского образования; поиском эффективных, научно обоснованных, удобных в практическом применении комплексных путей по развитию коммуникативной компетенции.
Теоретическая значимость и новизна программы состоит в следующем:
- интеграция в образовательное пространство понятия о детской журналистики;
- использование системно-деятельностного подхода в работе с детьми и при взаимодействием с родителями;
- коммуникативная мотивация старших дошкольников рассматривается в контексте общения ребенка с взрослым и сверстником;
- программа объединяет все виды образовательной деятельности (организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов, взаимодействие детей и родителей).
Практическая значимость программы состоит в следующем:
- Разработка модели сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
- Образовательная система учреждения становится открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.
Реализация программы позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ключевые компетенции, составляющие основу умения учится.
Деятельностная компетентность: ребенок ставит цель, отбирает необходимые средства для ее осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия.
Социальная компетентность: ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми(сверстниками, старшими, младшими).
Коммуникативная компетентность: ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.
Информационная компетентность: ребенок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект...
Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...
Русская народная игра как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Доклад для выступления на педсовете...
Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...
Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...
Коллективная лепка как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Поэтому требуется особая осторожность и предусмотрительность как в общении взрослых в прису...
Самообразование по теме «Детская журналистика как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста»
Цель: создание условий для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством детской журналистики. Повысить профессиональную компетентность в вопросах «Детской журнали...