ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
статья по коррекционной педагогике

Феденых Наталья Владимировна

У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются особые трудности  в  развитии  и  удовлетворении коммуникативных  потребностей.  Они не проявляют инициативу в общении с взрослыми и сверстниками, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения. 

Особое место в развитии коммуникативной компетенции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий является детская журналистика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rostochek.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (мобильный телефон, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое общение человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Взаимоотношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому педагогам и родителям нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются особые трудности в развитии и удовлетворении коммуникативных потребностей. Они не проявляют инициативу в общении с взрослыми и сверстниками, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения. У детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе.

Опираясь на все вышеизложенное, можно сделать вывод, что особое место в развитии коммуникативной компетенции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи занимает выбор эффективных технологий. Одной из таких технологий является детская журналистика.

В настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных журналистских навыков, но ориентированы они, чаще всего, на детей школьного возраста. Предложенная нами программа предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена сложившимися противоречиями. С одной стороны – повышенным вниманием педагогов к различным видам обучения дошкольников. В результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут инертными, безынициативными и учатся подчиняться взрослому. С другой стороны, наблюдается тенденция «дефицита общения» детей со сверстниками и родителями.

В результате сложившихся противоречий, важное значение имеет углубленное изучение и разработка практико-ориентированных, учебно-методических мероприятий по развитию коммуникативной компетентности не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у родителей, вовлечение их, как активных участников педагогического процесса, а так же поддержка образовательных инициатив семьи.

Необходимость разработки программы «Детская журналистика» вызвана: требованиями модернизации Российского образования; поиском эффективных, научно обоснованных, удобных в практическом применении комплексных путей по развитию коммуникативной компетенции.

Теоретическая значимость и новизна программы состоит в следующем:

  • интеграция в образовательное пространство понятия о детской журналистики;
  • использование системно-деятельностного подхода в работе с детьми и при взаимодействием с родителями;
  • коммуникативная мотивация старших дошкольников рассматривается в контексте общения ребенка с взрослым и сверстником;
  • программа объединяет все виды образовательной деятельности (организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми в ходе режимных моментов, взаимодействие детей и родителей).

Практическая значимость программы состоит в следующем:

  • Разработка модели сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
  • Образовательная система учреждения становится открытой для непосредственного участия родителей в педагогическом процессе.

Реализация программы позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ключевые компетенции, составляющие основу умения учится.

Деятельностная компетентность: ребенок ставит цель, отбирает необходимые средства для ее осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия.

Социальная компетентность: ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми(сверстниками, старшими, младшими).

Коммуникативная компетентность: ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения.

Информационная компетентность: ребенок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...

Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...

Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...

Коллективная лепка как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Сфера общения – самый мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье. Поэтому требуется особая осторожность и предусмотрительность как в общении взрослых в прису...

Самообразование по теме «Детская журналистика как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством детской журналистики. Повысить профессиональную компетентность в вопросах «Детской журнали...