Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Рассказывание по картине «На севере диком»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 Муравикова Елена Ивановна

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Рассказывание по картине "На севере диком"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему:

«Рассказывание по картине «На севере диком»

Цель:

Совершенствовать умение составлять рассказ по картине. 

Задачи:

1. Обогащать речь детей существительными и прилагательными.

2. Развивать связную речь, мышление. 

3. Использовать в речи разные образные слова и выражения.

4. Совершенствовать умение рассказывать связно, плавно, эмоционально.

5. Воспитывать любовь к природному окружению.

6. Помочь получить эстетическое наслаждение, чувства и переживания.

 

Материал и оборудование: картина «На Севере диком» И.И. Шишкин, музыкальная запись произведения к картине (из к/ф «Гарри Поттер и узник Азкабана»), мультимедиа – проектор.

Предварительная работа: беседа о дружбе и одиночестве, дидактическая игра «Скажи ласковое словечко». Наблюдения за зимними явлениями. Рассматривание картин и иллюстраций о зиме. Чтение и заучивание стихотворения «На Севере диком…» Ю.М. Лермонтов. Слушание музыкальных произведений П.И. Чайковского из альбома «Времена года».

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, у вас есть друзья? (ответы детей)

О друзьях говорить всегда приятно. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем ласковое словечко.

Игра «Назови своего друга ласково»

Дети придумывают ласковые эпитеты:

(Красивенький Денисочка, добренькая Дианочка, беленькая Ксюшенька, умненькая Сашенька, ласковый Вадимочка, и т.д.)

- Молодцы, вы хорошо относитесь друг к другу. А какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову «друг»?

(друг – дружба – дружелюбный – дружный – подруга – дружить и т. д.)

Воспитатель:

- Бывает, что у человека нет друзей, и он остаётся один.

- Какие слова можно подобрать к слову «один» (один – одинокая – одинокий – одиночество – одиноко и т. д.)

- Дети, как вы думаете, быть одному хорошо или плохо?

- Верно, не с кем поделиться со своими проблемами, ждать помощи в трудную минуту.

Посмотрите, перед вами репродукция картины И. И. Шишкина «На Севере диком». Вам нравится? Сейчас мы послушаем музыкальное произведение, и я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину и почувствовать всю красоту зимней природы. 

 - Какая музыка прозвучала? (печальная, грустная, тоскливая, задумчивая)

- Какие краски выбрал художник для написания этого пейзажа?

(синие, чёрные, белые, серые, голубые)

- Что изображено на переднем плане?

- Верно, на переднем плане изображена сосна.

- Дети, что вы можете сказать о сосне? Какая она?

(одинокая, печальная, лохматая, грустная, большая, старая)

- Молодцы, ещё можно добавить – величественная, задумчивая, могучая.

- Что изображено на заднем плане?

- Небо.

- Какими словами можно сказать о небе? Какое оно?

(хмурое, тёмное, холодное)

Физминутка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч
Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой.
Наклоняются, складывают ладони чашечкой
Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – ствол могучий, Проводят ладонями вдоль тела вниз
Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону
И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком
В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой
Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.
Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками

Воспитатель:

Поэт М.Ю. Лермонтов написал стихотворение к этой картине. Давайте послушаем, как Ксеня нам его прочтет.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Воспитатель:

Поэт изобразил заснувшую под пушистым снежным покровом сосну. Такую тихую, могучую, древнюю, мудрую, одинокую. А какая стоит тишина! Слышите? Вся вершина горы покрыта ослепительным белым снегом, и только в тени снег голубоватый и желтоватый. Холодно, морозно. Кажется, что даже воздух застыл.

- Как вы думаете, с каким настроением писал картину художник? (С грустью, тоской, печалью и т.д.)

- Как вы догадались об этом? Какие краски указывают на это? (Тёмно-голубая, чёрная, серая.)

- Какие детали картины говорят о тоске, задумчивости, грусти? (Вечернее холодное небо, хмурые тяжёлые облака и т.д.)

- Что в картине говорит о светлых чувствах, о чистоте? (Снег ослепительной белизны.)

- А что за яркий свет освещает вершину горы и часть сосны? (Лунный свет.)

- Много лет стоит одинокая сосна на горе. За это время у неё были беды, страдания, радости, счастье. Но имела ли возможность сосна рассказать о них кому-нибудь?

- С кем она могла общаться? (С ветром, солнцем, луной, снегом и т.д.)

- Как вы считаете, о чём думает сосна?

- Ребята, рисовать картину можно не только красками, но и словами. Послушайте, какой рассказ составила я.

Примерный рассказ

На вершине горы стоит одинокая сосна. Она грустная, печальная, усталая, красивая. У неё длинный ствол и пушистые ветви. На ветвях – сугробы снега, как белая шуба. По тёмно-голубому вечернему небу плывут хмурые облака. Кругом тишина. Лунный свет ласково освещает вершину сосны, и от этого она становится ещё великолепнее. Сосна тихо дремлет в зимней тиши. И снится ей замечательный сон.

 

Дети составляют рассказ.

Воспитатель: Молодцы! Хорошие рассказы у вас получились.

Рефлексия.

- Как называется картина, которую мы сегодня рассматривали? («На Севере диком»). Давайте вспомним, что же изображено на этой картине? (Изображена сосна). Я вам приготовила еще одно дерево, (на мольберте прикреплен силуэт дерева) и оно такое же одинокое и ему холодно. Я предлагаю укутать его снежком, но чтобы положить снежинку на веточку вы должны сказать, что вам понравилось на занятии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание по картине "Ежи" с использованием опорных схем»

Цель данного учебного материала - помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.Формир...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Рассказывание по картине «Ежи» из серии «Дикие животные»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Рассказывание по картине «Ежи» из серии «Дикие животные» Задачи: образовательные: развивать связную речь, учить подбирать пр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием икт.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием  икт.Программное содержание:        Помочь ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Рассказывание по картине «Ежи» из серии «Дикие животные»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Рассказывание по картине «Ежи» из серии «Дикие животные» ...