ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Прутникова Наталия Станиславовна

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и, разворачивается позднее. При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияет на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прутникова Наталия Станиславовна

воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №8п.Дубовое

 Белгородского района Белгородской области»

Речь является важнейшим средством развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте.

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и, разворачивается позднее. При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияет на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

            Основные задачи развития речи детей:

 1. Воспитание звуковой культуры речи.                                                                                  

 2. Обогащение и активизация словаря.                                                                    

 3. Формирование грамматического строя речи.

            Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).  

           Малые формы фольклора помогают «выломать язык ребёнка на русский лад»
К.Д. Ушинский сказал : «Малые формы фольклора помогают выломать язык ребёнка на русский лад».  По мнению   Д.Б. Эльконина « Рифма и ритм  являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек».

            Что такое устное народное творчество?

   « Устное» – передавалось «из уст в уста», так как раньше не записывалось.

   « Народное» – создано народом : русским, белорусским.

   « Творчество»- это когда что-то придумывают, творят.

Малые фольклорные формы ( загадки , заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Колыбельные песни.

       С самого раннего возраста ребёнок знакомится с устным народным творчеством. Это колыбельные песни в которых посредством прекрасных и доступных образов мать рассказывает ребёнку о том, что в родном доме его ждёт тепло и любовь, что мир может быть добрым и злым, что существует мера всему, «граница», край; как в этом мире жить и творить. Спи, моя радость, усни.

            Пестушка.
     Короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца .
Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни.

Потягунюшки, порастунюшки,                                                                                                     Поперек толстунюшки,                                                                                                                         А в ручки хватюнюшки,                                                                                                                          А в роток говорок,                                                                                                                                      А в головку разумок.

            Потешки.
        Потешки сопровождают игры с малышом.
Слыша потешки от родителей, ребёнок чувствует их заботу, любовь.
У него вырабатывается привычка соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. Водичка, водичка, умой моё личико.

Сорока-ворона                                                                                                                                  Кашу варила,                                                                                                                                     Деток кормила:                                                                                                                               Этому дала,                                                                                                                                            Этому дала,                                                                                                                                        Этому дала,                                                                                                                                          А этому не дала.

            Прибаутки.
       Стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.
Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой.

Сова, совинька, сова,                                                                                                                    Большая голова,                                                                                                                                     На колу сидела,                                                                                                                                        В стороны глядела,                                                                                                                        Головой вертела.

            Заклички
Короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Народ обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры с природой были ласковыми и приветливыми.

Жаворонки, жавороночки!                                                                                                                Прилетите к нам,                                                                                                                      Принесите нам лето теплое,                                                                                                           Унесите от нас зиму холодную.                                                                                                          Нам холодная зима надоскучила,                                                                                                        Руки, ноги отморозила.

            Приговорки.                                                                                                                                 Коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.
От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку.
Во время купания ныряют на последних словах. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Улитка, улитка,                                                                                                                              Высунь рожки!                                                                                                                                     Дадим лепёшки,                                                                                                                              Свиные ножки,                                                                                                                            Каши горшок,                                                                                                                                          Хлеба ворошок!

            Приметы.                                                                                                                                      Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой. Солнце красно заходит за лес – к колючему ветру.

            Сказки.                                                                                                                                                        В сказках предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. Сказка помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость.

            Пословицы и поговорки - своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать и отца.                                                                                                                           Дорога ложка к обеду.                                                                                                                         Волка бояться -в лес не ходить.                                                                                                          Рыбак рыбака видит издалека.                                                                                                         Мягко стелешь, да жёстко спать.                                                                                               Родина — мать, умей за неё постоять.                                                                                                  За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

           Загадки.                                                                                                                                   В глубокой древности люди использовали загадки как один из приёмов иносказательной речи, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от нечистой силы своё жилище, свою семью. С помощью загадок нередко испытывали мудрость, находчивость, образованность человека Стоит Антошка на одной ножке.

            Частушки - это маленькие песенки из четырёх слов, из которых мы узнаём о различных событиях в жизни русского народа, о труде и досуге, любви и страданиях, радостях и горестях, о достоинствах и недостатках, о природе. Разрешите поплясать, разрешите топнуть! Неужели в этом доме половицы лопнут?

            Скороговорки. Считалки. Игры.                                                                                Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак,                                                                                                                    Сунул грека руку в реку -                                                                                                                 Рак за руку греку — цап!

           Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,                                                                                                                          Аты-баты, на базар.                                                                                                                               Аты-баты, что купили?                                                                                                                          Аты-баты, самовар.

Устное народное творчество помогает узнать, как видели мир наши предки, во что верили, на что надеялись, как жили и трудились.

Фольклор - это плод народного досуга, это народное достоинство и ум. Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стала исторической памятью народа, праздничными одеждами его души и наполнила глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по законам, связанными с его трудом, природой почитанием отцов и дедов.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. 

Фольклор является действенным методом воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей. [Л.Н.Павлова]


           
Таким образом, фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно.


            Литература  

  1. Павлова Л.Н., Раннее детство: Развитие речи и мышления: методическое               пособие.- М.: Мозаика – Синтез, 2000.- 73.
  1. Эльконин Д. Б.. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика,1989.- С. 560
  2. Полная библиотека дошкольника [Текст] : [сборник : для чтения взрослыми детям   / сост.: Е. Позина, Т. Давыдова ; худож. С. Бордюг [и др.], 2009. – 606.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...

Консультация для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» .

laquo;Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановнаг. Сове...

Консультации для родителей Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей "Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошк5ольного возраста"....

Консультации для родителей Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей "Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"....