"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВМЕСТО ЛЕКАРСТВ ИЛИ КРАСИВО ГОВОРИТЬ ПОМОЖЕТ ....... БАБОЧКА"
консультация по развитию речи на тему
Создание здоровьесберегающей среды в современном детском саду — одна из самых актуальных задач дошкольного образования, ведь с каждым годом увеличивается количество малышей, страдающих нарушениями речи, осложненными тяжелой патологией. У таких детей, как правило, снижен иммунитет, они легко возбудимы (или заторможены), с рассеянным вниманием. У них отмечаются скованные и нескоординированные движения рук и ног, не развита мелкая моторика. Поэтому воспитателю приходится не только исправлять дефекты речи, но и укреплять психическое и физическое состояние ребенка. Одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей занимает артикуляционная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_vmesto_lekarstv_ili_krasivo_govorit_nauchit_.babochka.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание здоровьесберегающей среды в современном детском саду — одна из самых актуальных задач дошкольного образования, ведь с каждым годом увеличивается количество детей, страдающих нарушениями речи. У таких детей, как правило, снижен иммунитет, они легко возбудимы (или заторможены), с рассеянным вниманием. У них отмечаются скованные и нескоординированные движения рук и ног, не развита мелкая моторика. Поэтому воспитателю приходится не только исправлять дефекты речи, но и укреплять психическое и физическое состояние ребенка. В своей практике я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий. Среди них важное место занимает организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки, логоритмические упражнения.
Не оставляю без внимания и обеспечение психологической безопасности ребенка, создание эмоционально комфортной среды. Для этого применяю психогимнастику (игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятие невротических состояний), музыкотерапию (музыкальное сопровождение педагогического процесса), релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые, театрализованные игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.
Одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей занимает артикуляционная гимнастика. Уже в младшем дошкольном возрасте детям доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Малыши учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания взрослым, потом — перед зеркалом. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений. Каждая артикуляционная гимнастика ориентирована на определенную лексическую тему, что очень удобно для повседневной работы по развитию речи с детьми. Комплексы включают в себя и специальные артикуляционные упражнения, направленные на выработку тонких дифференцированных движений органов артикуляции. При подборе артикуляционной гимнастики я широко использую упражнения для выработки правильного произношения разныхзвуков.
Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике и к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии. В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него. В своей работе я использую различные варианты игр и упражнений по развитию речевого дыхания.
Известно, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие мелкой моторики занимают значительное место на занятиях. Тренируя пальчики, мы стимулируем речевое развитие ребенка, способствуем улучшению артикуляционных движений, готовим кисть руки к письму. Помимо специальных упражнений пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики я использую в своей работе игры с предметами, к которым относятся мозаика, матрешки, пирамидки, разноцветные прищепки, игры-вкладыши, мелкий конструктор. Также на своих занятиях я даю детям различные задания: выкладывание узоров из счетных палочек, пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую, графические упражнения. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во времязанятий.
На своих занятиях я использую различные виды массажа: дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий), точечный, массаж с применением специальных инструментовсамомассаж.
Во время физкультминуток, когда движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, исправляются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. В несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, грамотно подобранной, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал. Для занятий я подбираю динамические паузы и физкультминутки с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, которые способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детей нужно научить произвольно расслаблять мышцы, помочь эмоционально успокоиться, чтобы настроиться на предстоящую работу, снять эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций. Я подробно объясняю все упражнения, выполняю их вместе с детьми. Главный принцип таких занятий — взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Организуя коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, я вижу главную свою задачу в том, чтобы не только исправить эти недостатки, но и превратить занятия в детском саду в желаемые и долгожданные.
Дыхательная гимнастика «Бабочка»
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Ветерок подул -
Она полетела.
Летела-летела
И на цветочек села.
Выставить цветочную поляну. Задача ребенка — сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Скороговорка поможет правильно и красиво говорить"
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они р...
Вместе с мамой учимся говорить красиво
У большинства дошкольников отмечаются нарушения звукопроизношения, некоторые из которых носят временнный, непостоянный характер. Это обусловлено тем, что у детей данного возраста недостаточно хо...
"Скороговорка поможет правильно и красиво говорить"
Консультация логопеда для родителей...
Скороговорка поможет правильно и красиво говорить
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развива...
ДООП "Красиво говорим" по коррекции звукопроизношения в ДОУ с использованием интерактивных технологий.
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации, успешная адаптаци...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе на тему: «Лечение и лекарства»
Цель: создание условий для знакомства детей с понятиями «лекарство», «лечение»; пояснить детям, что лекарства полезны, только если их назначил доктор, иначе ими можно отравитьс...
Заседания детско – родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Мамина школа». Тема: «Весело играем, красиво говорим»
Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Мамина школа" тема заседания "Весело играем, красиво говорим"....