ДООП "Красиво говорим" по коррекции звукопроизношения в ДОУ с использованием интерактивных технологий.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации, успешная адаптация к школьному обучению, использование интерактивных технологий как средство коррекции звукопроизношения, развитие связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дпоолнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Красиво говорим»
Направленность – социально - гуманитарная
Возраст воспитанников – 5-7 лет
Срок реализации - 1 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Комплекс основных характеристик программы……………………...………4
1. Пояснительная записка………………………………………………………..4
2. Учебно-тематический план и содержание программы…………………….17
II. Комплекс организационно-педагогических условий………………...…….37
1. Методическое обеспечение программы…………………………………….37
2. Базовые понятия……………………………………………………………....38
3. Материально-техническое обеспечение…………………………………….41
4. Кадровое обеспечение………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………………...43
Приложение………………………………………………………………………46
- Комплекс основных характеристик программы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Красиво говорим» (далее Программа) реализуется за счёт средств родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся), и разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 № 1726);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года);
- Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области;
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования;
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Порядка оценки (добровольной сертификации) ДОП и состава экспертной группы»;
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Киселёвского городского округа центр развития ребенка - детский сад № 1 «Лёвушка».
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Красиво говорим» имеет социально-гуманитарную направленность и обеспечивает создание оптимальных условий для коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности дошкольника.
Актуальность и новизна программы, педагогическая целесообразность.
Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью более тесного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Данная программа обеспечивает полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей ребенка 5-7 лет, предоставляет возможность комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальному развитию, укрепление его психического и физического здоровья через использование технологий здоровьесбережения.
Новизна программы. Введены новые педагогические технологии, а именно: развитие коммуникативно-речевой компетентности с использованием интерактивных форм работы. Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Использование в логопедической работе интерактивных игр, помогает детям приобрести недостающие знания и навыки по изучаемым темам, расширить их познавательные способности и доступ к специальным программным продуктам, а так же:
- привнести эффект наглядности в занятие;
- повысить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, речевую и познавательную активности;
- поможет ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме;
- способствует повышению самооценки ребенка.
Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью всестороннего развития и подготовки к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Цель программы: Устранение нарушений звукопроизношения у детей 5-7 лет.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать артикуляционно-акустический уклад звуков речи;
- постановка и автоматизация отсутствующих звуков;
- формировать выразительности речи;
- учить пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями, выработка дикции;
- формировать умение принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Развивающие:
- развивать лексический и грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- развивать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами;
- развивать фонематический слух, способность дифференцировать звуки;
- развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове, интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно;
- развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;
- развивать произвольность психических процессов;
- развивать способность к саморегуляции поведения;
- развивать и формировать мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
Воспитательные:
- воспитывать звуковую культуру речи;
- воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Красиво говорим» - комплексная. Разработана на основе программы Г.А.Каше «Исправление недостатков речи у дошкольников», 1997г., Н.В. Нищевой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР с 4 до 7 лет», 2007г, а так же Л.С Лыловой, Е.К.Ахметовой «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста», 2012г.
Отличительные особенности и уровни усвоения программы.
Ведущие идеи данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка, его самореализации, успешная адаптация к школьному обучению, использование интерактивных технологий как средство коррекции звукопроизношения, развитие связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников.
Содержание программы «Красиво говорим» ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка.
В программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Ведущей идеей данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко - буквенной системе родного языка и на этой основе –коррекция звукопроизношения.
Развивая фонематический слух, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильной речи. Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова.
Во время работы детям даются посильные задачи, создаётся трудовая атмосфера, вызываются соответствующие эмоции - всё это будет способствовать усвоению материала, развитию логического мышления, внимания.
Применение мультимедийных технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды.
Интерактивные игры вызывают у детей:
• познавательный интерес;
• способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;
• служат средством развития речи и двигательных качеств;
• развивают мелкую моторику, координацию;
• развивают двигательную память;
• повышают работоспособность;
• готовят руку к письму.
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса и взаимодействия с родителями воспитанников.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках программы «Красиво говорим» соблюдаются основные принципы:
- открытость реализации программы для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как развивается его ребенок);
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов, осуществляющих реализацию программы – профессионально помочь семье в подготовке детей к школьному обучению, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее функций.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей и вовлечение в единое образовательное пространство.
Задачи:
- показать актуальность проблемы;
- применять дифференцированный подход в работе с родителями;
- привлекать специалистов к педагогическому просвещению родителей;
- применять эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- оказывать помощь современной семье в разрешении проблем при подготовке детей к школе;
- установливать доверительные и партнерские отношения.
По результатам проведенной стартовой логопедической диагностики с родителями детей, у которых были выявлены речевые нарушения, логопедом проводятся индивидуальные консультации. В индивидуальных беседах с родителями учитель-логопед раскрывает структуру дефекта и намечает пути наиболее быстрого его устранения.
Реализуются следующие формы работы учителя-логопеда с семьей:
- консультации;
- беседы;
- мастер-классы;
- видеоуроки;
- проекты.
Наиболее актуальными темами являются следующие:
«Артикуляционная гимнастика»;
«Развитие мелкой моторики»;
«Развитие внимания и мышления»;
«Речевые игры дома»;
«Как следить за автоматизацией звуков в домашних условиях»;
«Как учить звуко-буквенному анализу слова».
Наглядная форма работы учителя-логопеда ДОУ с семьей – картотека игр и упражнений – является стимулом к активному участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Индивидуальная работа с родителями позволяет выявить потребности родителей в коррекционно-педагогических знаниях. После каждого диагностического занятия родители приглашаются на индивидуальные беседы для ознакомления с результатами, получают советы, необходимые практические рекомендации.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Характеристика особенностей развития детей. Возрастные особенности развития детей 5-7 лет.
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему этапу в его жизни: обучение в школе. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей по содержанию и интонации взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений, обобщение). Развивается причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
собенности набора воспитанников. Комплектование осуществляется в свободной форме по желанию воспитанников на основании письменного заявления родителей (законных представителей).
Срок реализации программы, режим занятий.
Программа реализуется в очной форме в условиях дошкольного учреждения. Программа рассчитана на 1год обучения.
Общее количество часов - 72.
Занятия проходят 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия: 5-6 лет - 20 мин, 6-7 лет - 25 мин.
Методы, приемы и формы реализации программы
При отборе методов и приемов обучения педагог учитывает не только возрастные возможности, но и индивидуальные способности каждого ребенка. При освоении программы используются различные методы и приемы обучения:
Словесные методы: рассказ, беседа, словесные игры. Приемы: указание, объяснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы: наблюдение, работа с предметными и сюжетными картинками, фотографиями, таблицами, логическими цепочками (картинки), рабочими тетрадями на печатной основе; заучивание стихотворений с опорой на картины. Приемы: разъяснение, пояснение, показ образца.
Практические методы: упражнение, игровой метод (определение количества звуков в слове, местонахождение звука в слове, составление звуко - буквенных схем, развитие логического мышления, развитие грамотной речи; ассоциативные упражнения; тесты на понятийное мышление, воображение, логическое мышление, внимание; ориентировка на плоскости, штриховки и т.д.).
Игровые методы: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Приемы: внезапное появление объектов, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации.
Интерактивные методы позволяют управлять коммуникативными процессами, воздействовать на процесс принятия решений и обучения через практику. Интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов:
- метод проектов;
- дискуссия по конкретному вопросу;
- ролевая игра-метод используется для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации;
- баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуации, позволяет оценить способность ребенка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации;
- тренинг-обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций воспитанники имеют возможность развивать и закреплять необходимые знания и навыки;
- анализ практических ситуаций - метод обучения навыкам принятия решений: научить детей анализировать информацию, выявлять проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий;
- получение знаний с использованием компьютерных технологий:
- слайд-шоу или презентации;
- 3D рисунки и модели;
- интерактивные рисунки;
- обучающие и развивающие игры (программы);
- цветные рисунки;
- анимации сюжетные и др.
Ожидаемые результаты реализации программы и формы контроля.
По окончании обучения воспитанник будет иметь следующие результаты:
Предметные
- Пользуется правильным артикуляционно-акустическим укладом звуков;
- Различает звуки со сходными фонемами.
Метапредметные результаты:
- проявляет интерес и потребность в познании нового;
- понимает предложенные задания и самостоятельно их выполняет;
- под руководством взрослого осуществляет самоконтроль и самооценку;
- самостоятельно планирует свои действия на достижение поставленной цели.
Личностные результаты:
- трудолюбие, усидчивость, способность к волевым усилиям;
- следование принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего;
- соблюдение культуры слушания: слушаю, слышу, не перебиваю.
Для отслеживания результатов освоения программы предусматриваются следующие виды контроля: стартовый (в начале обучения), итоговый (в конце обучения).
Формы контроля за реализацией программы:
Формой подведения итогов реализации программы является диагностика. При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).
При исследовании фонематических функций дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок (презентации), в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчетливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.
Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) - пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук - заместитель.
Мониторинг сформированности звуковой стороны речи с детьми проводится два раза в год: стартовый-сентябрь, итоговый - май.
Целью стартового мониторинга является: выявление сформированности произношения звуков речи изолированно, в слогах, словах, предложениях, составление индивидуального маршрута по коррекции звукопроизношения.
Целью итогового мониторинга является осуществление анализа динамики сформированности произношения звуков речи.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального, дифференцированного подхода к детям.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие «Приключения Язычка» | 1 | 1 | Тестовые задания | ||
Раздел № 1.Свистящие звуки. | 18 | 5 | 13 | Педагогическое наблюдение, анализ достижений, диагностика | |
1.1 | Звук С | 8 | 1 | 7 | |
1.2 | Звук З | 5 | 2 | 3 | |
1.3 | Звук Ц | 3 | 1 | 2 | |
1.4 | Звук С′ | 2 | 1 | 1 |
Раздел № 2 Шипящие звуки | 24 | 4 | 20 | Педагогическое наблюдение, анализ достижений, диагностика |
1.1 | Звук Ш | 10 | 1 | 9 | |
1.2 | ЗвукЖ | 3 | 1 | 2 | |
1.3 | Звук Ч | 4 | 1 | 3 | |
1.4 | Звук Щ | 4 | 1 | 3 | |
1.5 | Дифференциация З-Ж | 1 | 1 | ||
1.6 | Дифференциация Ч-Т′ | 1 | 1 | ||
1.7 | Дифференциация Ч-Щ | 1 | 1 |
Раздел №и 3 Сонорные звуки | 28 | 4 | 24 | Педагогическое наблюдение, анализ достижений, диагностика |
1.1 | Звук Л | 10 | 1 | 9 | |
1.2 | Звук Л′ | 2 | 1 | 1 | |
1.3 | Звук Р | 13 | 1 | 12 | |
1.4 | Звук Р′ | 2 | 1 | 1 | |
1.5 | Дифференциация Р-Р′ | 1 | 1 |
Итоговое занятие «Приключения Звуковичка» | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 72 | 13 | 59 |
Содержание программы
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1.Методическое обеспечение
Выбор форм работы и дидактического материала по направлениям программы обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, а также целями и задачами программы. Соотношение теоретических и практических частей занятия по каждому разделу программы описано в учебно - тематическом плане.
Раздел | Форма занятий | Методы организации | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
Раздел № 1 | Игра, рассказ, объяснение, демонстрация | Методы накопления содержания детской речи Рассматривание и обследование предметов Наблюдение за животными, растениями, деятельность взрослых Рассматривание картин Чтение художественных произведений Показ видеофильмов Речевой образец педагога Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря Рассматривание игрушек Рассматривание картин Дидактические игры Словарные упражнения Загадывание и разгадывание загадок Инсценировки с игрушками | Демонстрационные картины Предметные картинки Игрушки Дидактические игры Художественная литература Подборка видеофильмов Коллекции предметов (дерево, бумага и т.д.) Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Артикуляционные профили звуков | Конкурс чтецов Совместные мероприятия с родителями Драматизация сказок |
Раздел № 2 | Игра, рассказ, объяснение, демонстрация | Наглядные Рассматривание картин Словесные Чтение художественной литературы Пересказ коротких рассказов и сказок Практические Грамматические упражнения Словесные упражнения Специальные упражнения Игровые Дидактические игры Игры-драматизации с игрушками | Предметные картинки Игрушки Дидактические игры Художественная литература | Конкурс чтецов Совместные мероприятия с родителями Драматизация сказок |
Раздел № 3 | Игра, рассказ, объяснение, демонстрация | Словесные Чтение и рассказывание сказок, рассказов Практические Словесные упражнения Артикуляционные упражнения Игровые Рассказ-драматизация Игра-драматизация Дидактические игры | Предметные картинки Игрушки Дидактические игры Художественная литература | Конкурс чтецов Совместные мероприятия с родителями Драматизация сказок |
2. Базовые понятия
Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.
Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.
Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.
Ламбдацизм – неправильное произношение звуков [Л], [Ль].
1.Звук л вовсе не произносится (лопата-«опата», молоко-«мооко»).
2.Звук л произносится мягко, как ль (луна-«люна и т.д»)
3.Звук л произносится, как иностранное л (альвеолярно), корень языка при этом опущен.
4.Звук л произносится гнусаво (как нг), причем образует смычку корня языка с мягким небом и выдох происходит через нос.
Параламбдацизм.
1.Звук л заменяется звуком р (луна- «руна», молоко- «мороко»).
2.Звук л заменяется звуком в – губно-зубным (лук- «вук»и т.д.).
3. Звук л заменяется звуком б – губно-губным.
4. Звук л заменяется звуком у (лампа-«уампа», молоко-«моуоко»).
5. Звук л заменяется звуком й (лампа-«йампа», калоши- «кайоши»).
6. Звук л заменяется звуком н (лошадь-«ношадь»).
7. Звук л заменяется звуком ы (луна - «ыуна» и т.д.).
8. Звук л заменяется звуком к (луна - «куна» и т.д.).
9. Звук л заменяется повторным звуком г (украинским).
Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.
Парафазия – нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.
Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.
Ротацизм – расстройство произношения звуков [Р], [Рь].
1.Звук р вовсе не произносится (рак-«ак», корова- «коова», пар-«па»)
2.Звук р произносится картаво (велярное р). В данном случае происходит вибрация не кончика языка, а небной занавески, к которой приближен корень языка, образуя узкий канал.
Другая форма картавости (увулярное р) происходит вследствие вибрации маленького язычка в углублении корня языка.
3.Звук р произносится не кончиком языка, а боковым краем (боковой ротацизм). Тогда вместо р слышится звук, состоящий из быстрого сочетания звуков р и ль (рль).
4.Звук р произносится как кучерское прр (вибрация крепко сомкнутых губ).
5.Звук р произносится гнусаво (как нг), причем корень языка образует смычку с мягким небом и выдох происходит через нос.
6. Звук р произносится одноударно, т.е. вместо периодических колебаний кончика языка производится только однократный удар кончика языка о альвеолы. В результате получается р, похожее на звук д (при попытке воспроизвести длительный рокот арррррррр… обнаруживается отсутствие настоящей вибрации).
7. Звук р произносится мягко, как рь (рука-«рюка», корова-«корёва», шар-«шарь»).
Параротацизм.
1.Звук р заменяется звуком в, который произносится обеими губами без вибрации (рука- «вука», паровоз-«павовоз», пар-«пав»).
2. Звук р заменяется звуком д (рама-«дама», трава-«тдава», сор- «сод»).
3. Звук р заменяется звуком ы (рама-«ыама», ворона-«воыона», сыр-«сыы»).
4. Звук р заменяется звуком л (рыба-«лыба», арбуз-«албуз», сыр-«сыл»).
5. Звук р заменяется звуком г (рука-«гука», паровоз-«паговоз», пар-«паг»).
6. Звук р заменяется звуком й или ль (рука –«пай»-«паль», рыба-«йиба»- «либа», пар-«пай»- «паль»); такое произношение только твердое носит характер детского лепета.
Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков. Сигматизмы имеют следующие виды:
- Межзубный сигматизм, или так называемая шепелявость.
Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами и получается шепелявый звук.
- Губно-зубной сигматизм.
При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся близко к звукам ф и в. Части артикуляционного аппарата располагаются при этом так: нижняя губа подтягиваются к верхним резцам, сужая проход, через который проходит выдыхаемая струя воздуха; язык находится в таком же положении, как и при произнесении звука с. При такой артикуляции образуется звук, который содержит в себе элементы звуков ф и с (в и з), вследствие чего произношение становится нечётким, непонятным, неприятным на слух.
- Призубный сигматизм.
Этот недостаток произношения объясняется следующим: при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель; вследствие этого отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з, ц слышатся звуки т и д. Этот недостаток можно назвать парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.
- Шипящий сигматизм.
При этом виде стигматизма язык имеет следующее положение: кончик оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягчённое ш и ж.
- Боковой сигматизм.
В данном случае свистящие или шипящие звуки (а иногда те и другие) могут произносится двумя способами, а именно:1). Кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, в результате в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при произнесении звука л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.
- Носовой сигматизм.
При этом недостатке произношения свистящих или шипящих звуков (а иногда тех и других) корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, мягкое небо опускается и выдыхаемый воздух проходит через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
3.Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Оборудование, инструменты, материалы | Количество |
Оборудование для организации образовательного процесса | ||
1. | Учебный кабинет | 1 шт. |
2. | Столы двухместные | 2 шт. |
3. | Стулья детские | 4шт. |
4. | Доска школьная | 1 шт. |
5. | Зеркало | 1 шт. |
Методические пособия | ||
6. | Азбука и цифры магнитная | 2 набора. |
7. | Пособие «Звуковые часы» | 1 шт. |
8. | Пособие «Буквенный домик» | 1 шт. |
9. | Сюжетные картинки | набор |
11. | Зеркало индивидуальное | 1шт. |
12. | Схемы для определения места звука в слове | 30 шт. |
13. | Схемы для определения количества слогов в слове | 30 шт. |
14. | Слоговые таблицы | 50 шт. |
15. | Артикуляционные профили звуков | набор |
16. | Предметные цветные картинки для дидактических игр | 60 шт. |
Игры и игрушки | ||
17. | Игрушки – персонажи | 5 шт. |
18 | Театр кукольный | 1 шт. |
19. | Мяч | 3 шт. |
20. | Разрезная азбука | 2 шт. |
21. | Набор цифр (0-20) | 20 шт. |
22. | Наборное полотно | 1 шт. |
23. | Детские книги с крупным шрифтом | 30 шт. |
ТСО | ||
25. | Дистанционный экран | 1 шт. |
26. | Проектор | 1 шт. |
27. | Ноутбук | 1 шт. |
28. | Магнитофон | 1 шт. |
4. Кадровое обеспечение.
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Красиво говорим» реализует учитель – логопед, высшая квалификационная категория, базовое образование высшее.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М., 2008.
2. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с.
3. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПБ., 2012.
4. Ворошнина, Л. В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в доу : учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 291 с.
5. Ворошнина, Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей : учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 291 с.
6. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодолений нарушения звукопроизношения. //Логопед в детском саду. – 2005, № 2 (5).
7. Галасюк, И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка : учеб. пособие для СПО / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
8. Иванова Ю.Л. Дошкольный логопедический пункт. М., 2008.
Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М., 2006.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб., 2003.
9. Писарева Л.Ю. Система работы по развитию общих речевых навыков у детей 5 – 7 лет. – СПб., 2016.
10. Поварова, И. А. Основы логопедии: нарушения письменной речи у младших школьников: учеб. пособие для СПО / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 139 с.
11. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков: С, Ш, Л, Р. – СПб., 2006.
12. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду». – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2004.
13. Сухих И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль, АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2004.
14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: 1997. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / Е. А. Медведева [и др.]; под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 274 с.
Интернет-ресурсы
Логопед-мастер www.logopedmaster.ru
Азбука логопеда azbukalogopeda.ucoz.ru
Логозаврия www.logozavr.ru
Логопед logopediya.com
Логопед-плюс www.logopedplus.ru
Журнал Логопед www.logoped-sfera.ru
Практическая логопедия logopedi.narod.ru
Развитие речи www.r-rech.ru
Список литературы для детей и родителей.
1. Азова Е.А., Чернова О.О. Комплект домашних тетрадей "Учим звуки." ТЦ Сфера, 2014.
2. Жихарева-Норкина Ю.Б. Комплект домашних тетрадей для занятий с детьми. Владос, 2017.
3. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. Пособие для логопеда. Владос, 2015.
4. Ткаченко Т.А. Логопедическое лото в картинках. Эксмодетство, 2019. - 32 с.
5. Косинова Е.М. Логопедические игры и упражнения для формирования правильной речи. Махаон, 2019. - 104 с.
6. Ткаченко Т.А. Логопед у вас дома (+CD).- Эксмодетство, 2011. - 288 с.
7. Ткаченко Т.А. Комплект рабочих тетрадей "Правильно произносим звук". Литур, 2017(2018). Звуки С, Ш, Л, Р.
Интернет – ресурсы для родителей и детей.
Лукошко http://lukoshko.net/
Теремок http://teremoc.ru/index.php
Клёпа http://www.klepa.ru/
Лужайка http://lujayka.com/
Детский сайт журнала Мурзилка http://www.murzilka.org/glossary/detskiy_sayt/
Детский портал "Солнышко"http://www.solnet.ee/
Логопедический сайт "Болтунишка" http://www.boltun-spb.ru/
Логопункт.ru http://www.logopunkt.ru/
Наши детки http://www.ourkids.ru/
Дошкола Тилли https://tillionline.ru/
Родная тропинка».http://dochkiisinochki.ru/chistogovorki-na-r-k-g-x.html •
Играемся”http://www.igraemsa.ru/
Приложение №1
Диагностика звукопроизношения у детей дошкольного возраст 5-7 лет.
Группы звуков
Свистящие звуки С, С’, З, З’, Ц
Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ
Соноры Р, Р’, Л, Л’
Фонематический слух
1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.
2. Обследование артикуляционного аппарата:
а) строения;
б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).
3. Обследование произношения звуков:
а) по подражанию
изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова), фразах, коротких потешках;
б) в самостоятельной речи
в словах по предметным картинкам (см. цветную вставку), во фразах по сюжетным картинкам (см. цветную вставку), в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору ребенка).
4. Обследование звукослоговой структуры в словах типа:
сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал, …
5. Обследование фонематического слуха
а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда и ряда слов, подбор картинок на заданный звук;
б) различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).
Свистящие звуки С, С’, З, З’, Ц
1. С-С-С-С-С-С
2. са — со — су — сы
ас — ос — ус — ыс
ска — ско — ску — скы
аск — оск — уск — ыск
сапоги | писать | квас | маска | скамейка | сын |
сок | песок | нос | миска | стадо | косынка |
суп | пасут | фокус | киска | спутник | Денис |
4. В саду стоит высокая сосна.
Под сосной стоит собака.
5. Са — са — са — в саду оса, Ест киска суп из миски,
Со — со — со — оса пьет сок, Сыта киска — пуста миска.
Су — су — су — видим мы осу,
Сы — сы — сы —в саду нет осы.
С’
1. С’-С-С’-С’-С’-С’
2. ся — сё — сю — си
ась — ось — усь — ысь
стя — стё — стю — сти
асть — ость — усть — исть
3. | сети | гуси | умываюсь |
| Сима | гусёнок | боюсь |
| сядь | осень | снег |
| сюда | гусята | свинья |
4. Вася пасёт гусей. Вася ходит босиком.
5. Ты не бойся — это гусь.
Я сама его боюсь.
Непоседа Васенька Есть усы у Васеньки,
Не сидит на месте. На усах сединки.
Непоседа Васенька Хвост дугой у Васеньки
Всюду с нами вместе. И пятно на спинке.
З
1. З-З-З-З-З-З
2. за — зо — зу — зы
зда — здо — зду — зды
3. Завод, мозаика, мимоза, язык, азбука, знамя.
4. У Зои мимоза.
Зоя ставит мимозу в вазу.
5. Зоя — зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.
За — за — за — у Зои коза, Зайка не спит,
зо — зо — зо — у Зои зонт, Зою зовёт.
зу — зу — зу — Зоя пасёт козу, Зайке коза
зу — зу — зу — зайка с Зоей пасёт козу, Спать не даёт.
за — за — за — от Зои убегает коза, Возьмите козу,
зо — зо — зо — Зоя гонится за козой, Замкните козу —
зы — зы — зы — у Зои лет козы, И заинька мой
зы — зы — зы — у зайки нет козы. Заснёт в тазу.
З’
1. З’-З’-З’-З’-З’-З’
2. зя — зе — зю — зи
зня — зне — зню — зни
азнь — ознь — узнь — изнь
3. Зина, музей, изюм, гвозди, гвоздика.
4. Зимой у Зины зябнет нос.
Кузя идёт в музей.
5. Зе — зе — зе — Кузя едет на козе,
Зя — зя — зя — ездить на козе нельзя!
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок земляники несу,
Зелёная ветка под вязом не спит,
Зелёная музыка где-то звучит,
Зелёный кузнечик в зелёной листве
Поёт он зелёную песенку мне.
Ц
1. Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц
2. ац — оц — уц — ыц
ца — цо — цу — цы
цма — цму — цмо — цмы
ацм — оцм — уцм — ыцм
3. певец цепь яйцо
танец цыган акация
отец овца цветок
боец умница цветик-самоцветик
4. Заяц сидит под кустом акации.
В степи цветут цветы.
Цапля важная, |
Носатая, |
Целый день |
Стоит, как статуя |
Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ
Ш
1. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
2. ша — шо — шу — ши
аш — ош — уш — ыш
шка — шко — шку — шкы
ашк — ошк — ушк — ышк
3. | шапка | уши | мышь | пушка |
| шайба | каша | душ | шпагат |
| шина | душа | вишня | пшено |
| шуба | машина | башня | шишка |
4. | Маша, ешь пшённую кашу. Паша шьет шапку. |
5. | Тише, мыши, не шумите, Нашу кошку не будите. |
Маша под душем
моет шею и уши.
Кошка в окошке шапку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
Мышонку шепчет мышь:
— Ты всё шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
— Шуметь я буду тише.
Кукушка кукушонку
Шьёт новый капюшон
— Надень, кукушонок, капюшон!
Как в капюшоне ты смешон!
Ж
1. Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
2. жа — жо — жу — жи
жда — ждо — жду — жды
3. жатва пижама
жить ужин
кожа ждать
ужи одежда
4. Жук жужжит на ветке жасмина.
Женя живёт на шестом этаже.
5. Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому,
Жук жужжит: «Жу-жу-жу!
Я живу, не тужу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»
Ч
1. Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч
2. ач — оч — уч — ич
ча — че — чу — чи
чня — чне — чню — чни
ачнь — очнь — учнь — ычнь
3. | ночь | дочка | чай | почта |
| дочь | внучка | чайка | птенчик |
| луч | колечко | ученик | чтение |
| печь | бабочка | печенье | пончик |
4. Танечка качается на качелях.
Девочка печёт печенье.
5. Идёт бычок качается, Ча-ча-ча — на столе стоит свеча,
Вздыхает на ходу: чо-чо-чо — солнце на небе печёт,
— Ох, доска кончается, чу-чу-чу — я стучу, стучу, стучу,
Сейчас я упаду! чи-чи-чи — мы сидели на печи.
Щ
1. Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ
2. ащ — ощ — ущ — ищ
ща — ще — щу — щи
3. Вещь, овощ, щит, щёки, щипцы, вещи
4. Щенок пищит в ущелье.
Дети ищут щенка.
Щенок щиплет щётку.
5. Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Ты нас, мама, не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.
Соноры Р, Р’, Л, Л’
Р
1. Р-Р-Р-Р-Р-Р
2. ра — ро — ру — ры
ар — ор — ур — ыр
тра — тро — тру — тры
атр — отр — утр — ытр
3. | рак | ворона | пар | парта | трава |
рот | куры | Двор | корка | трубы | |
руки | кенгуру | сыр | бурка | виноград | |
рысь | барабан | мир | дырка | торт |
4. Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.
К нам во двор пробрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот.
Р’
1. Р’-Р’-Р’-Р’-Р’-Р
2. ря — ре — рю — ри
арь — орь- урь — ырь
кря — кре — крю — кри
акрь — окрь — укрь — ыкрь
3. | .рябина | дерево | дверь | пряники |
| ремень | ириска | букварь | брюки |
| репка | зарядка | сухарь | грядка |
| ребёнок | берёза | фонарь | абрикос |
4. Рита варит рис.
Боря ремонтирует приёмник.
5. У моей сестры Марины Открываем календарь:
Щёки, будто мандарины, Начинается январь.
А сама сестра Марина В январе, в январе
Чуть побольше мандарина. Много снегу на дворе.
Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.
Л
1. Л-Л-Л-Л-Л-Л
2. ал — ол — ул — ыл
ла — ло — лу — лы
кла — кло — клу — клы
акл — окл — укл — ыкл
3. | мел | полка | луна | балык | яблоко |
| пенал | палка | лапа | холод | клоун |
| пол | вилка | локоть | палуба | клубника |
| бал | булка | пила | палатка | свёкла |
4. Мила мыла пол в классе.
Алла ела яблоко.
5. | Белый снег, | — Заяц белый, |
| Белый мел, | Заяц белый, |
| Белый заяц | Ты куда |
| Тоже бел | За лыком бегал? |
| А вот белка | Заяц белый |
| Не бела. | Отвечал: |
| Белой белка | — Я не бегал, |
| Не была. | Я скакал. |
Л’
1. Л’-Л’-Л’-Л’-Л’-Л’
2. ля — ле — лю — ли
аль — оль — уль — иль
для — дле — длю — дли
адль — одль — удль — идль
3. Лена калина моль пальто туфля
липа колено пыль пальма блины
лёд метель уголь дельфин клён
люди салют шаль бульдог клюв
4. У Лены зелёная лента.
Люда поливает тюльпаны из лейки.
5. В лесу метёт метелица,
Белым снегом стелется,
А мы валенки надели –
Не боимся мы метели.
Фонематический слух
1. Различение на слух фраз, слов, слогов (при помощи шумового сигнала: хлопков, колокольчика, погремушки и т.д.)
а) На лугу пасутся козы.
У Сони длинные косы.
На клумбе расцвели розы.
На траву выпали ранние росы.
б) барка — балка
балка — палка
балка — булка
в) па — ба ба — па
ши — жи жи — ши
зы — сы сы — ши
2. Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда и ряда слов
а) а а, о, у, ы, а, и, а, ы, у
б) п па, ба, пы, по, бу, ап, збо
в) б бант, поле, будка, панама, банан, дом
3. Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов
санки, суба, шапка, шуба, шанки, санка, сарик, и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ Этот материал был представлен на научно-практическ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Использование интерактивных технологий в воспитании здорового образа жизни у детей
Образ жизни дошкольников в детском саду строится с учетом того, чтобы дети росли здоровыми, крепкими, жизнерадостными. Работа педагогов включает в себя все аспекты воздействия на здоровье ребенка на р...
Статья «Использованием интерактивных технологий в сюжетно-ролевой игре с целью коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития на примере словоизменения глаголов»
статья рекомендована для логопедов и дефектологов коррекционных групп....
«Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ»
опыт работы с интерактивной доской...
Презентация: "Коррекция звукопроизношения посредством сказки с использованием метода биоэнергопластики"
Коррекция звукопроизношения посредством сказки с использованием метода биоэнергопластики"....
Конспект НОД для подготовительной группы с использованием интерактивных технологий и технологии проблемного обучения «Замок Снежной Королевы»
Цель: Развитие интегративных качеств личности воспитанников подготовительной группы через игру-путешествие: любознательности, интереса к исследовательской познавательной деятельности.Задачи:Образовате...