Рекомендации для воспитателей по развитию речи в игровой деятельности
консультация по развитию речи на тему
представлена консультация в форме рекомендаций для воспитателей как организовать игровую деятельность по развитию речи с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_vospitateley_po_razvitiyu_igrovoy_deyatelnosti.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе.
- Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
- Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
- Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
- Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
- Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
- Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
- Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
- Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
- Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
- Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
- Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
- Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.
- Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
- Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
- Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
- Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
- Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
- Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
- Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
- В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
- Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
- Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
- Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
- Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
- Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста
(старшие, подготовительные группы).
- Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
- Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
- Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
- Воспитатель поощряет детскую инициативу.
- Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
- Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
- Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
- Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
- Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
- Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
- Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
- Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
- Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
- Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
- Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
- Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.
Рекомендации по планированию игровой деятельности.
Перспективное планирование | Календарное планирование |
I. Самостоятельные игры | |
1. Игра – экспериментирование (2-3 игры) 2. Сюжетно – ролевая игра 3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление). 4. Театрализованные игры | Ежедневно вечером 1 игра Ежедневно вечером Ежедневно вечером Ежедневно вечером |
II. Обучающие игры: 1. Дидактические игры 2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей). 3. Словесные, ТРИЗ игры. 4. Пальчиковые, хороводные 5. Подвижные с правилами. 6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры) | Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером |
III. Игры национальные: 1. Дидактические 2. Подвижные игры с правилами | В средних, старших, подготовительных группах В средних, старших, подготовительных группах |
Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.
1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).
2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:
- воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
- трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
- использование художественного слова и художественной деятельности;
- развитие речи и активизация словаря.
3. Методические приёмы по руководству игрой.
Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.
4. Подготовка материала к данной игре.
5. Подготовка воспитателя к данной игре:
- изучение методической литературы;
- составление плана игры, конспекта;
- приготовление атрибутов детьми с родителями.
Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.
6. Деятельность детей в игре.
Распределение по игровым группам.
Перечень правил о каждой игре.
7. Ход игры.
8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.
Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.
- Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
- Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
- Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
- Проведение экскурсии по теме игры.
- Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
- Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
- Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
- Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
- Совместная с детьми игра.
- Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
- Постановка проблемных игровых задач.
- Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
- Рассказ воспитателя об играх другой группы.
- Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
- Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
- Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
- Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
- Составление с детьми альбома по тематике игры.
- Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
- Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
- Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
- Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.
Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками.
1. Тема игры.
2. Цель игры.
3. Задачи игры (примерные):
- Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.
- Развивать умение сюжетосложения.
- Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.
- Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
- Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.
4. Игровое оборудование.
5. Ход игры:
- Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).
- Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)
6. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).
Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.
Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
Консультация для воспитателей «Развитие речи в игровой деятельности дошкольников»
В логопедической работе по развитию речи широко применяются дидактические игры. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятель...
Рекомендации для воспитателей по развитию речи детей
Воспитание звуковой культуры речи.Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия. Для...
Рекомендации для воспитателей по развитию речи детей раннего возраста
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы спосо...
Консультация для воспитателей «Развитие речи в игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитани...
Консультация для воспитателей «Развитие речи в игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировани...