Сценарий литературного досуга для старших групп «Читаем А.С. Пушкина…»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Сценарий литературного досуга для старших групп «Читаем А.С. Пушкина…».
Цели:
- Прививать у детей интерес к сказкам А.С.Пушкина, которые способствуют
формированию положительных качеств.
Задачи:
- Образовательные: обобщить знания детей о великом русском поэте
А.С.Пушкине. В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании
сказок А.С.Пушкина.
- Воспитательные: формировать у детей с помощью сказок нравственные
качества личности. Вызвать чувство радости от прослушивания стихов и
сказок, желание услышать другие произведения поэта.
- Развивающие: развивать у детей выразительность речи, речевую активность,
- расширять словарный запас, развивать внимание, память, образное внимание;
- развитие творческих способностей;
- воспитывать желание принимать участие в инсценировках по мотивам литературных произведений;
- находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации;
- привлекать детей к разыгрыванию сценических диалогов;
-развивать художественно-речевые исполнительские навыки и умения чтения текста выразительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_k_dosugu_chitaem_a.s._pushkina.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного досуга для старших групп «Читаем А.С. Пушкина…».
Разработала: учитель-логопед Мартынова Ольга Александровна.
Цели:
- Прививать у детей интерес к сказкам А.С.Пушкина, которые способствуют
формированию положительных качеств.
Задачи:
- Образовательные: обобщить знания детей о великом русском поэте
А.С.Пушкине. В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании
сказок А.С.Пушкина.
- Воспитательные: формировать у детей с помощью сказок нравственные
качества личности. Вызвать чувство радости от прослушивания стихов и
сказок, желание услышать другие произведения поэта.
- Развивающие: развивать у детей выразительность речи, речевую активность,
- расширять словарный запас, развивать внимание, память, образное внимание;
- развитие творческих способностей;
- воспитывать желание принимать участие в инсценировках по мотивам литературных произведений;
- находить средства выражения образа в движении, мимике, жестах, интонации;
- привлекать детей к разыгрыванию сценических диалогов;
-развивать художественно-речевые исполнительские навыки и умения чтения текста выразительно.
Оборудование:
¬ Мультимедийная установка, презентация;
¬ Сундук с подарками;
¬ Макет дуба с наклеенными бумажными листьями;
¬ костюм няни с платком для ведущего.
Предварительная работа:
¬ Чтение стихов и сказок А.С.Пушкина;
¬ Рассматривание иллюстраций к этим произведениям;
¬ Заучивание наизусть некоторых эпизодов из сказок;
¬ Слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Ход.
Ведущий:
Слайд 1 Здравствуйте, ребята. Вы любите сказки? А стихотворения? Я тоже люблю, и сказки, и стихотворения! Хотите вместе со мной отправиться в сказочное путешествие?
Слайд 2
Сейчас мы отправляемся в путешествие по произведениям А. С. Пушкина, вы готовы ребята? Тогда — в путь!
Слайд 3
Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве.
Вот таким он был маленьким мальчиком с большими глазами и с кудрявой головой. Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворение.
Слайд 4
Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осиповна были не богатыми, но умными, образованными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги.
Слайд 5
А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, очень любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, песен, прекрасно умела их рассказывать.
Слайд 6
Александр Сергеевич посвятил своей любимой няне множество стихов, одно из этих стихотворений нам прочитает (ф.и. ребенка).
«Няне»
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
То чудится тебе…
Слайд 7
Няня рассказывала мальчику много разных сказок, и интересных, и веселых, и грустных, и страшных. И он так полюбил сказки, что когда вырос – стал их сочинять. Но сказки не простые, а сказки в стихах. А кто скажет, как называется человек, который сочиняет стихи? Правильно, поэт. И вот этими сказками зачитываются миллионы взрослых и детей вот уже много – много лет.
Ведущий:
Ребята, посмотрите здесь дерево какое-то. По-моему, это дерево не простое. И листочки на нем не простые, а волшебные: на каждом из них есть задание для вас. И если мы сможем выполнить все задания, то сможем найти клад. Ну что же - будем читать, ребята?
Ведущий: (срывает 1-ый листочек)
Первый листочек и первое задание: Вы знаете, какое это дерево? Посмотрите внимательно на его листочки, на их форму… А.С. Пушкин написал стихотворение об этом дереве, кто знает, как называется это стихотворение?
Слайд 8
И сейчас нам (ф.и. детей) прочитают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
«У Лукоморья»
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученный
Все ходит по цепи кругом;
Идёт на право – песнь заводит,
Налево – сказки говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Слайд 9
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На берег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Там королевич мимоходом
пленяет грозного царя,
Там в облаках перед народом
Колдун несет богатыря…
Второй листочек и второе задание: отгадать загадки
Александр Сергеевич написал множество прекрасных сказок, которые взрослые и дети любят вот уже много лет. Сейчас я предлагаю отправиться в путешествие по сказкам Пушкина. Я буду загадывать загадки о сказках, а вы постарайтесь их отгадать, из какой сказки отрывок?
Слайд 10
а) - И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
Взился… и в тоже время
С колесницы пал Дадон-
Слайд 11 («Сказка о золотом петушке»)
Слайд 12
б) В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
В тайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Слайд 13 («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)
Слайд 14
в) Жил- был поп толоконный лоб
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Слайд 15 («Сказка о попе и его работнике Балде».)
Слайд16
Ведущий:
г) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица,-
Говорит одна девица
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Слайд 17 («Сказка о царе Салтане».)
Слайд 18
д) Старичок к старухе воротился
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит сваю старуху,
За столом сидит она царствует,
Служат ей бояре да дворяне.
Слайд 19
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
Ведущий:
Третий листочек и третье задание: прочитать отрывок из этой сказки. А отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» нам расскажут дети (перечислять имя и фамилию детей).
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе"
Ведущая: (срывает 4, 5, 6, 7 листочек)
1. Это сколько же лет прожили старуха со стариком у самого синего моря? (30 лет и 3 года). Молодцы, внимательные!
2. А что было в неводе, который старик вытянул в первый раз? (Тина).
Слайд 20 3. Сколько просьб старика выполнила золотая рыбка? (4 просьбы).
4. Что старик просил для старухи? (Корыто, избу, превратить в дворянку, в царицу, в владычицу морскую).
Слайд 21 5. Как называется предмет домашнего обихода, с которым в конце – концов осталось жадная старуха? (Корыто).
Ведущий: молодцы, ребята. А давайте мы сейчас немного отдохнем, перейдем на ковер и выполним 8 задание. Поиграем в игру, повторяйте все движения за мной.
Слайд 22
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают)
Ведущий Ребята давайте перейдем на свой стульчики и продолжим дальше.
9 листочек и вот задание. Александр Сергеевич очень любил природу и написал много стихов о природе, временах года и все они наполнены красотой, вдохновением. Давайте с вами послушаем стихи и попробуем угадать, о каком времени года поэт писал эти строки.
«Румяной зарею..»
Румяной зарею
Покрылся восток:
В селе за рекою
Потух огонек.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.
Слайд 23
«Унылая пора!»
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Слайд 24
«Вот север тучи нагоняя…»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сковала пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Слайд 25
«Гонимы вешними лучами…»
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор еще снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
С улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года:
Синея блещут небеса,
Еще прозрачные леса,
Как будто пухом зеленеют,
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют.
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Слайд 26
Ведущий:
Александр Сергеевич любил русскую природу и ее обитателей. Он написал прекрасное стихотворение «Птичка», которое нам прочтет (ф.и. ребенка).
Слайд 27
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.
Ведущий:
Читая Пушкина, читая его сказки мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина.
Слайд 28
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет.
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветет в них, злоба чахнет,
В них русский дух, в них Русью пахнет.
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
Слайд 29
Подведение итогов.
Ведущий: Наше волшебное путешествие подошло к концу. Все задания волшебного дерева мы выполнили, вспомнили сказки и стихи А.С. Пушкина (перечислить основные моменты досуга), и под деревом нашли сундук с подарками. Угощайтесь ребята, сладости вы попробуете у себя в группе. До скорой встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного досуга «Поле – чудес по сказкам Александра Сергеевича Пушкина» с детьми подготовительной группы.
Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества...
Сценарий литературного досуга в старшей группе «Моя любимая книга»
Систематизирование и закрепление знаний детей о прочитанных литературных произведениях К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова.Развивать диалогическую речь, речевой слух, интонационную выразител...
Сценарий литературного досуга в старшей подготовительной группе «К Пушкину – с детства»
Под музыку Чайковского,дети заходят в группу,на столе лежит посылка от Кота Ученого со сказками А.С.Пушкина.Дети смотрят призентацию о писателе.Читают стихи, участвуют в викторине: 1.Музыкальный...
Сценарий литературного досуга «Поле чудес» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста
Воспитание духовно - нравственных начал посредством литературных произведений...
Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста
Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возрастаЗадачи:ОО Познавательное развитие- раз...
Литературный досуг в старшей группе «Читаем А.С. Пушкина…».
Прививать у детей интерес к сказкам А.С. Пушкина, которые способствуют формированию положительных качеств....
Литературный досуг в старшей группе «Читаем А.С. Пушкина…».
Прививать у детей интерес к сказкам А.С. Пушкина, которые способствуют формированию положительных качеств....