Помощь Весне.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кугушина Людмила Вирамидовна

 

Тема:  «Помощь Весне»
Цель: Развитие речи с использованием мнемотехники.
Задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей о весне, ее приметах. Совершенствовать грамматический строй речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ.

Развитие связной речи, общей моторики, координации речи с движением, Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Тема:  «Весна пришла»
Цель: Развитие речи с использованием мнемотехники.
Задачи: 

Обобщить и систематизировать знания детей о весне, ее приметах. Совершенствовать грамматический строй речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ.

Развитие связной речи, общей моторики, координации речи с движением, Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе 
Словарная работа: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»; формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода; формирование словообразования существительных; формирование словоизменения; образование однокоренных слов; совершение синтаксической стороны речи.
Дидактический материал: Мнеботаблицы; солнышко и лучики; картина Левитана «Весна. Большая вода»; иллюстрации: дерево,  кустарник, трава, грибы, земляника; иллюстрации: дуб, берёза; макет разлива, животные: 2лисы, 3 зайца, 1 волк; лодочки, карточки неравенств, разрезные цифры;  карточки зимующих и перелётных птиц;  листы белой бумаги; цветные карандаши; фонограммы: «пение птиц», Шопен «Весенний вальс».

Воспитатель: Сегодня, дети, у нас не совсем обычная игра. Посмотрите, как много у нас гостей, они хотят посмотреть, как мы умеем играть. Давайте поздороваемся с гостями.

Вспомним наше главное речевое правило: Говорим красиво, внятно, чтобы всем было понятно.

 Я хочу предложить загадку, из которой вы узнаете, о чём мы будем сегодня говорить.

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает

Когда это бывает?

Почему вы решили, что это бывает весной?

А одежду зимнюю и летнюю не спутаете?

 1 задание. Оденьте куклу Машу на прогулку по погоде.

Чтобы выполнить это задание, нам нужно объединиться в 4 группы, каждая группа получит карточку с прогнозом погоды и выберет одежду для куклы.  (При проверке выясняем, в какое время года может быть такая погода. После, какого времени наступает весна? Какое время года наступит после весны? И т.д.)

Сюрпризный момент. Приход весны.

Воспитатель: Ребята,  я заметила, что у нашей гостьи-весны почему-то грустный вид. Весна, что случилось?

Весна. Ребята, у меня беда, я пришла к вам за помощью. Злая колдунья Пурга унесла у меня краски и оставила  записку: «Краски у меня, выполни все мои задания, и я верну. Ваша давняя знакомая Пурга». А если у меня не будет красок, как я смогу раскрасить листья на деревьях, травку, чем раскрашу цветочки?

Воспитатель. Дети, вспомните, кого мы спасали от Пурги? (петушка) Мы с вами тогда отлично справились. Я предлагаю вам помочь вернуть Весне волшебные краски. Вы согласны выполнить все задания Пурги?

Весна, а что это за свиток у тебя?  (Весна разворачивает, выясняем, что это план заданий.)

2 задание. Солнечная полянка.  «Пробуди солнышко»

(пурга заколдовала солнышко и оно уснуло, раскидала все лучики, выполняем задание, восстанавливаем лучи и пробуждаем солнышко)

а) назови слова ласково: солнце - …, туча - …, ручей - …, вода - …, ветер -…, лужа -…, сапоги - …, лист-…, цветок-…, дождь-…

б) назови родственников к слову весна (весняночка, весенний,  веснушки)

в) о чём можно сказать «весенний» (день, дождь, сад, цветок, ветер);

«весенняя» (песня, вода, проталинка, капель,  река);

«весеннее» (настроение, облако, солнце, небо, утро)

г) придумайте определения к слову весна (тёплая, ранняя, весёлая, радостная, долгожданная, солнечная, цветущая)

д) составь предложения с противоположным значением:

Зима ушла. – Весна … (пришла).

Зимой солнце морозит. -  Весной солнце… (греет).

Зимой воздух холодный. Весной - воздух… (тёплый).

Зимой день короткий. – Весной день… (длинный).

Зимой сугробы высокие. Весной сугробы… (низкие).

Зимой река замерзает. Весной река…(оттаивает)

Зимой лёд толстый. Весной лёд…(тонкий).

Зимой медведь спит. Весной  медведь…(проснулся).

На зиму птицы улетают на юг. Весной птицы (прилетают)

Зимой птицы поют тихо. Весной птицы поют…(громко).

ё) Составь рассказ с опорой на таблицу на тему «Весна»

(Все задания выполнены, рассматриваем радостное солнышко) Какое солнышко? (радостное, весёлое, лучистое, тёплое, горячее)

Физкультминутка

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (шагаем)

Пролетел весёлый жук,

Ж-ж-ж! (машем руками)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (вращение шеей)

Клювом перья расправляют. (повороты туловища)

Ветер Ветки раскачал(машем руками)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (руки на поясе, наклонились вперёд)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (подняли руки вверх, потянулись)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш! (присели)

Уточняем по плану следующий пункт. Отправляемся на реку.

3 задание. Рассмотреть картину Левитана «Весна. Большая вода».

Какое время года изобразил художник на картине?

Почему вы думаете, что это весна?

Как думаете, какой день изобразил художник пасмурный или солнечный?

Какое настроение было у художника?

Пейзажи Левитана безлюдны, но что напоминает о человеке?

Как бы вы назвали эту картину? А Левитан назвал «Весна. Большая вода».

Составить описательный рассказ с опорой на таблицу.

Ребята, а вы можете объяснить, отчего происходит, весной разлив рек в природе? (От солнечного тепла снег, лежавший в лесу, в полях и лугах растаял, превратился в воду, ручьями сбежал в реку. Река наполнилась и вышла из берегов.)

Молодцы, ребята, теперь можно и поиграть. Игра: «Высоко, низко».  Если я назову предмет, который находится ближе к земле, вы садитесь, если предмет находится  высоко от земли, поднимаете руки вверх, а если этот предмет летает, машете руками.  ( трава, небо, бабочка, кузнечик, облако, дерево, птица, муравей, стрекоза, песок)

Рассматриваем план, отправляемся в лес.

Ребята, а вы знаете, что такое лес?

Какие деревья вы знаете?

Опишите вот это дерево по таблице. (дуб)

А что ещё растёт в лесу? (кустарники, травы, грибы, ягоды)

 

Игра на внимательность. «Что изменилось»?

Составить предложение с перечислениями.

(рассматриваем макет, выясняем, что река разлилась и  кругом всё залито водой, животные спасаются на пнях и брёвнах)

4 задание. Помоги животным.

В следующем задании нам нужно перевезти животных на лодке в безопасное место, на сушу. Для этого нам необходимо объединиться в три группы и подготовить лодки. Каждая лодка сможет перевезти столько животных, какое число вы вставите на место пропуска (1< 2<3;   2> 1<5;  4>3>2).

Макет: 3 зайца, 1 волк, 2 лисы. Дети объясняют, кого и почему они могут перевезти на своих лодках.

Расскажи о животном по мнемосхеме. (лиса)

5 задание.  Первые цветы.

Пригрело землю солнышко, снег растаял, вода напоила землю и появились из неё сначала листочки, потом вырос, потянулся к солнышку стебелёк, затем распустился цветок.

Ребята, какой цветок зацветает первым? Давайте представим, что мы подснежники.

Физкультминутка «Подснежники» (музыкально-танцевальная композиция)

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глазки),

Улыбнулись (улыбаются),

Потянулись (тянутся),

Раз – росой умылись (умываются),

Два – изящно покружились (кружатся),

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),

А четыре – полетели (бегают),

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают).

 Дети, давайте прислушаемся. Вы что-нибудь слышите? (нет) Злая пурга заколдовала всех птиц. Что бы они ожили нам нужно правильно назвать зимующих и перелётных птиц. Игра: «Зимующие, перелётные».

Описать птицу по таблице. (Скворец)

Вспомнить стихотворение с опорой на таблицу.

Какие птицы прилетают к нам первыми?  Последними? Почему ласточки прилетают последними?

6 задание. Изобразить запрещающий знак, что нельзя делать в лесу.

Посадка. Пальчиковая гимнастика с карандашом.

(после выполнения задания, звучит фонограмма – звуки леса)

Чары пропадают, находим краски. Весна благодарит детей.

О чём мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что запомнили, что понравилось?

Самоанализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Помощь Весне и лесным жителям" в старшей группе

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:  «Коммуникация» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте); «Познание» (формирование элементарных математиче...

Спешим на помощь весне

Это открытое занятие для подготовительной группы, на котором дети развивают связную речь, навыки речевого общения, развивают память, логическое мышление, творческое воображение, фантазию, находчивость...

Конспект НОД в старшей логопедической группе "Спешим на помощь Весне"

Конспект познавательного занятия тема"Спешим на помощь Весне" - итоговое занятие по теме весна....

Интегрированное занятие во второй младшей группе « «Спешим на помощь весне»

Цель:·         Формирование первичных, элементарных представлений о деревьях, о зимующих птицах, о месте обитания диких животных;·...

Спешим на помощь весне

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по теме: Интеллектуальное развитие детей посредством экологического воспитания дошкольников....