Семинар- практикум: Развитие связной речи дошкольников методом ТРИЗ и РТВ.
консультация
Представляю мастер класс на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-РТВ технологии».
Что же такое технология?
Технология – это инструмент профессиональной деятельности современного педагога.
Триз – технология – это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать задачи, которые были возложены министерством образования страны на педагогов ДО.
ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач разработана в СССР в 1946 году, ученым, Бакинским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Её современное название «Прикладная диалектика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_seminar.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум: Развитие связной речи дошкольников методом ТРИЗ и РТВ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Много гостей, много новостей!
Чтоб мастер-класс был веселей
Отвечайте поскорей!
Вы хотите поиграть?
Мастер-класс пообсуждать?
Вы сегодня ночью спали?
Утром встали, танцевали?
На мастер-класс вы опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего, узнали?
На вопросы отвечали?
Это был вариант игры «Да-Нет» с элементами ТРИЗ.
Представляю мастер класс на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-РТВ технологии».
Что же такое технология?
Технология – это инструмент профессиональной деятельности современного педагога.
Триз – технология – это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать задачи, которые были возложены министерством образования страны на педагогов ДО.
ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач разработана в СССР в 1946 году, ученым, Бакинским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Её современное название «Прикладная диалектика».
Цель ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии – это привить ребенку радость творческих открытий.
Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём. Можно говорить всё! ».
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста:
Метод Мозгового Штурма Используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть, ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.
Синектика - так называемый метод аналогий: сравнение и нахождение сходства объектов или явлений. Представление самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
Морфологический анализ — комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта.
- Метод фокальных объектов (МФО)- установление ассоциативных связей с различными случайными объектами (к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов).
Метод Робинзона – нахождение применения казалось бы совсем ненужному предмету.
Системный оператор - анализ и описание системы связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
Метод маленьких человечков (с этим методом вас уже знакомила Нина иосифовна)
Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения. Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Сегодня я постараюсь заинтересовать вас данной технологией и познакомлю с новыми элементами ТРИЗ.
Для более полного представления о методах и приёмах ТРИЗ предлагаю поиграть.
Игра «Теремок» (с 5 лет)
(метод системного анализа, с 5-ти лет).
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ввод в игру: напоминание сказки «Теремок».
Давайте вспомним сказку Теремок.Каждый участник получает карточку и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Чем же похожа гитара и удочка? Гость должен сравнить оба рисунка(гитара и удочка сделаны из дерева или и у гитары и у удочки есть струна – веревочка)
После этого гость заходит в теремок, далее вступает в игру следующий участник игры. Теперь нужно сравнить новый предмет уже с удочкой. И так, пока все карточки не окажутся в теремке.
Игры можно проводить как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами деятельности, как элемент занятия, игру-соревнование и пр.
Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации.
(картинки- дудочка, скрипка, груша, яблоко, мячик, часы, колесо)
Игра «Маша-Растеряша»
(метод мозгового штурма (проблемные ситуации), с 4-х лет)
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: педагог берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла нож. Чем я теперь буду хлеб резать?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша отмечает самый оригинальный ответ.
-Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла ножницы. Чем я теперь буду бумагу резать?
бумагу можно резать ножом, лезвием, можно рукой оторвать.
Метод «Эвроритма». Предлагаю пофантазировать и изобрести свой новый предмет (подружить с каким-нибудь предметом- нарисовать новое изобретение, придумать ему название и для чего оно нужно
кастрюля – танк;
кастрюля – книжка;
кастрюля – коляска;
кастрюля – клякса.
Предлагаю поиграть в рифмы
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),
Взяла я корзину, купил ты…(картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -…(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит…(воробей).
Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке …(Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши…(врачи).
И в заключение моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:
Кто готов к общению с директором ресторана?
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте…
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Уважаемые педагоги!
• если вы хотите идти на работу как на праздник;
• если вам нравится, когда глаза детей блестят;
• если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;
• если вы желаете общаться с умными, думающими детьми;
• если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству,
займитесь ТРИЗом! Творческих вам успехов!
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ"
Презентация "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ". раскрывается теория применения технологии ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста....
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Семинар - практикум «Технологии развития связной речи дошкольников (по Триз)
Семинар - практикум "Технологии развития связной речи дошкольников (по ТРИЗ)"...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...
Семинар-практикум "Развитие связной речи дошкольников"
Семинар-пркатикум "Развитие связной речи дошкольников"...
Семинар-практикум "Развитие связной речи как средство формирования коммуникативной компетентности дошкольников".
ldquo;Ввести ребёнка в мир человеческих отношений— одна из важных задач воспитания личностиребёнка дошкольного возраста”В. А. Сухомлинский...