картотека проблемных ситуаций для развития речи дошкольников
картотека по развитию речи на тему
картотека условна разделена на мини-блоки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
игровых проблемных ситуаций
для развития речи дошкольников
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ | Ситуации с огнём. - В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? Твои действия? |
Ситуации с водой. - Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? - В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему? | Ситуации на транспорте (городском, железнодорожном). - Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему? - Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? |
Ситуации в лесу. - Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы. - Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные». | Ситуации в уголке «Школа». - В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти? - В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу? - В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь. |
Ситуации по сказкам. - Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки. - Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?) - Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес). | Ситуации с животными - Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев. |
Тема: «Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. Тема: «Фрукты» Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться? | Тема: «Транспорт» Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться. |
Тема: «Дома», «Свойства материалов» - Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. - В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги. | Тема: «Фрукты» - Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться? Тема: «Лекарственные растения» Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать. |
Тема: « Погодные условия» - Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно. - Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)? | Тема: «Язык мимики и жестов» - Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков Тема: «Средства связи» - У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как. Тема: «Дружба красок» - Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах. |
Тема: « Свойства металлов» - Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет. Тема: «Свойства магнита» - Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов? | Тема: «Стороны света» - Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса Тема: « Часы» - Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились. |
Тема: «Объём» - Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. Тема: « Измерение длины» - Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая… | Тема: « Выше, ниже» - Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая. Тема: «Увеличительные приборы» - Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта. |
Тема: «Почва» - Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше. Тема: «Свойства воздуха» - Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет. | Тема: «Свойства бумаги» Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик? Тема: «Свойства копировальной бумаги» Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок? |
Тема: « Свойства дерева» - Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать? | СИТУАЦИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ |
«Кот в одном сапоге» - Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту? «Вот так игра» - Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки? | «Маша и медведь» - Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь? |
«Подготовка к празднику» - Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы? Помоги Золушке» Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? | «Рассеянный Петя» - Решив отправиться в поход, дети договорились, кто, что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек? |
СИТУАЦИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ | «Открытки для Дины» - Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью? |
«Красная Шапочка» - У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать? | «Корзинки для козлят» - Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей. |
«Чудный лесник» - В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали? «Жители города Кисельска» | «Варенье для Карлсона» - Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать? |
- Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям. | - ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку? Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем. - В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши? Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея. |
- Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть? Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать. | «Помоги Оле» - У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему. «Молочные проблемы кота Матроскина» - Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока? |
- В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком? Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать. | ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ. |
- Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились? | - У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу. - Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. |
- Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит: «Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место». Как бы ты поступил на месте Андрея. | - Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. - Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал. |
- Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит: «Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу». Потом подходит и трогает воспитателя за руку. | - Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе: «Ты предатель». Рома обиделся. Как ты думаешь, почему? - В раздевальной комнате Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит: |
- Света выходит в раздевальную и громко говорит: «Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой-конфеткой». Почему обиделась Света. - Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала: | - Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку. - После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю. - Поправьте мне одеяло. - Я хочу в туалет. - А Саша громко сопит, мне мешает. |
- Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко. Никита громко сказал. Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты? | ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков. |
В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи? а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье; б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения; в) взял бы с собой, потому что все люди равны. | Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей? а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!"; б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки; в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел. |
В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване? а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком; б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка; в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь. | Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они: а) засмеялись, показывая пальцем на старика; б) стали передразнивать; в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии. Как поступил бы ты? |
В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты? а) Так же, как братья; б) взял бы Иванушку с собой; в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина". | Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты? а) Правильно; я поступил бы так же; б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя; в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы |
СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...» | «…люди не знали об опасности» Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности. «…в детском саду объявили тревогу» Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу. |
«…съесть незнакомую ягоду» Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры. «…взлететь высоко, как птица» Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому | «…собака напала на ребенка» Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным «…питаться только сладостями» Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать культуру еды. |
СИТУАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | «Место для прогулки» Бабушка предложила тебе приехать к ней на выходной день: « Напечём с тобой пирогов, поиграем в новую игру, а потом пойдём на прогулку. Подумай, куда нам лучше отправиться гулять»- сказала она. Какое место для прогулки ты выберешь? Почему? |
«В лифте» Настя со старшим братом Ваней поднимались в лифте домой. Дети смеялись и в шутку тихонько толкали друг друга. Вдруг Настя подпрыгнула и лифт сейчас же остановился. Что делать? «Не хочу спать» Вечером маленькая сестрёнка смотрела мультфильмы и не хотела укладываться спать. « Не хочу спать! Ещё один мультик, только один»,-просила она снова и снова. Подскажи, что делать? Почему? | «Зазвонил телефон» Опять зазвонил телефон. «Алло,- сказала мама, - вы неправильно набрали номер». Какие-то люди всё время ошибаются и звонят в вашу квартиру. У всех испортилось настроение, мама нервничает, бабушка сердится, дедушка ворчит. Что делать? «Алло! Кто дома?» Зазвонил телефон, и Саша взял трубку. «Алло!» - сказал он. Чей-то голос ответил: «Здравствуй! Где сейчас твои родители? Ты один дома?» Что делать Саше? Почему? |
«Звонок в дверь» Однажды, когда Лиза осталась совсем ненадолго одна дома, в дверь позвонили. «Кто там?» - спросила Лиза. «Откройте, я принёс для вас посылку с конфетами и игрушками», - ответил незнакомый голос из-за двери. Что делать Лизе? «Весной на улице» Никита с ребятами играл на улице. Была весна, таял снег. Никто не увидел, как Никита оступился, попал ногами в лужу, и промочил не только сапоги, но и носки. Что делать Никите? | «Забытый пакет» Серёжа вышел во двор и увидел около песочницы большой яркий пакет. Серёжа огляделся вокруг, но во дворе кроме него никого не было. «Интересно, что лежит в пакете? Может быть, новый мяч или машина?» - подумал мальчик. Ему захотелось заглянуть в пакет. Что делать Серёже? Почему? |
«Грязные руки» Таня с мамой возвращались домой и очень проголодались. «Сейчас купим что-нибудь вкусное, - сказала мама, - вот только руки у нас грязные». Как привести в порядок руки? Что можно купить и съесть, чтобы не навредить здоровью?
| «Что поможет быть здоровым» Мальчик Рома очень хочет научиться играть в хоккей, но зимой он часто сидит дома и не гуляет, потому что боится заболеть. Подскажи, что делать Роме? Что поможет ему быть здоровым? |
«Идём в театр» Вы папой отправились в театр. Театр находиться совсем недалеко от вашего дома. Чтобы добраться до места, можно проехать на метро. А можно пройти по улицам пешком. Какой путь ты выберешь? Почему? «Зуб заболел» Мама отвела Никиту к зубному врачу. «Ты очень любишь есть конфеты и пирожные, - сказал врач Никите, - и мало заботишься о своих зубах». Почему мальчик оказался у врача? Что делать, чтобы зубы были здоровыми? | «Чужая старушка» Катя играла на детской площадке с ребятами. Незаметно к ним подошла старушка, в руках она держала маленького пушистого котёнка. «Девочка, хочешь поиграть с котёнком? У меня в машине есть ещё один такой же, пойдём со мной», - обратилась она к Кате. Что делать Кате? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека проблемных ситуаций на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Технология проблемного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/31/picture-1264844-1598859931.jpg)
Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений
Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/24/picture-1403475-1650789102.jpg)
Проблемные ситуации для развития речи детей дошкольного возраста с общим нарушением речи
В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных процессов, так же развитие речи связано с познанием окружающего мира, развитием ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/06/picture-723585-1562398075.jpg)
Картотека проблемных ситуаций по ПДД для дошкольников.
Данная картотека может быть использована в сюжетно-ролевых играх с детьми дошкольного возраста ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1495142-1702207944.jpg)
Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений
Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-1124750-1552193866.jpg)
Картотека проблемных ситуаций по финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...