картотека проблемных ситуаций для развития речи дошкольников
картотека по развитию речи на тему

Шатилова Надежда Ивановна

картотека условна разделена на мини-блоки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_-_problemnye_situatsii_dlya_razvitiya_rechi.docx44.72 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

игровых проблемных ситуаций

для развития речи дошкольников

ПРОБЛЕМНЫЕ

СИТУАЦИИ

НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Ситуации с огнём.

- В квартире пожар.

Что ты будешь делать? Почему?

 
- Дым в соседней квартире.

Твои действия?

Ситуации с водой.

- Видишь, что кто-то тонет.

Как поступишь?

- В квартире прорвало кран. Ты один дома.

Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

Ситуации на транспорте (городском, железнодорожном).

- Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел.

Что будешь делать? Почему?

-  Бабушка села на поезд, а ты остался.

Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

Ситуации в лесу.

- Дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы.

Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

- Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов.

Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

Ситуации в уголке «Школа».

-  В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка.

Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

-  В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!»

Чем может грозить его появление в лесу?

- В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья.

Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

Ситуации по сказкам.

- Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха.

Задача детей: организовывать  доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки. 

- Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)

- Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

Ситуации с животными

- Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья.

Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты.

Можно ли напиться?

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома»,

«Свойства материалов»

- Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.        

- В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Фрукты»

- Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты.

Можно ли напиться?

Тема:

«Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет.

Что можно сделать.

Тема: « Погодные условия»

- Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

- Одна подруга  живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и  снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)? 

Тема:

«Язык мимики и жестов»

- Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков

Тема: «Средства связи»

- У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Дружба красок»

- Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

Тема: « Свойства металлов»

- Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Свойства магнита»

- Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Стороны света»

- Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса

Тема: « Часы»

- Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Объём»

- Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: « Измерение длины»

- Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: « Выше, ниже»

- Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.        

Тема:

«Увеличительные приборы»

- Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Почва»

- Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.         

Тема: «Свойства воздуха»

- Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Тема:

«Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: « Свойства дерева»

- Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

СИТУАЦИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ

«Кот в одном сапоге»

- Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

«Вот так игра»

- Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

«Маша и медведь»

- Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Подготовка к празднику»

- Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

Помоги Золушке»

Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Рассеянный Петя»

- Решив отправиться в поход, дети договорились, кто, что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

СИТУАЦИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ

«Открытки для Дины»

- Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

«Красная Шапочка»

- У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

 «Корзинки для козлят»

- Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

«Чудный лесник»

- В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

«Жители города Кисельска»
- С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

«Варенье для Карлсона»

- Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
Итак дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.

- Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.
Как Буратино достать ключ?
В ситуации выделяется задача или вопрос.
Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.

- ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

- В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

- Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

«Помоги Оле»

- У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

«Молочные проблемы

кота Матроскина»

- Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

-  В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

 ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ.

- Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
- Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
- А я видела, как Рита сломала цветок.
Что можно сказать о поступке Риты?
Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации
?

- У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.
Никита закричал: «Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно».
Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу? 

- Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
Никита в раздевальной комнате кричит.
- Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
Катя молча подошла и помогла Саше.
Чей поступок верный? 

- Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит: «Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место».
Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
Почему?

Как бы ты поступил на месте Андрея.

- Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты? 

- Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.
- Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют.
Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.
Права ли Рита? Как бы ты поступил?

- Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит: «Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу». Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
- Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.
Что сказала Венера Рашитовна Наташе? 
Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился.
Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?

- Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе: «Ты предатель».

 Рома обиделся.

 Как ты думаешь, почему?

 - В раздевальной  комнате Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема.

Рита подходит и говорит:
- А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?

- Света выходит в раздевальную и громко говорит: «Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой-конфеткой». Почему обиделась Света.

- Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала:
- Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
Права ли Наташа в такой ситуации?

- Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.
Витя говорит: «Не нужна мне ваша добавка».
Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

- После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.

- Поправьте мне одеяло.

- Я хочу в туалет.

- А Саша громко сопит, мне мешает.
Как бы поступили вы? 

- Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.

 Никита громко сказал.
- Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.

Прав ли Никита?

Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому  что все люди равны.

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они:

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

 в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

СИТУАЦИИ

НА ТЕМУ

«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

«…люди не знали об опасности»

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

«…в детском саду объявили тревогу»

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

«…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

«…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому

«…собака напала на ребенка»

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным

«…питаться только сладостями»

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать  культуру еды.

СИТУАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Место для прогулки»

Бабушка предложила тебе приехать к ней на выходной день: « Напечём с тобой пирогов, поиграем в новую игру, а потом пойдём на прогулку. Подумай, куда нам лучше отправиться гулять»- сказала она. Какое место для прогулки ты выберешь? Почему?

«В лифте»

Настя со старшим братом Ваней поднимались в  лифте домой. Дети смеялись и в шутку тихонько толкали друг друга. Вдруг Настя подпрыгнула и лифт сейчас же остановился. Что делать?

«Не хочу спать»

Вечером маленькая сестрёнка смотрела мультфильмы и не хотела укладываться спать. « Не хочу спать! Ещё один мультик, только один»,-просила она снова и снова. Подскажи, что делать? Почему?

«Зазвонил телефон»

Опять зазвонил телефон. «Алло,- сказала мама, - вы неправильно набрали номер». Какие-то люди всё время ошибаются и звонят в вашу квартиру. У всех  испортилось настроение, мама нервничает, бабушка сердится, дедушка ворчит. Что делать?

«Алло! Кто дома?»

Зазвонил телефон, и Саша взял трубку. «Алло!» - сказал он. Чей-то голос ответил: «Здравствуй! Где сейчас твои родители? Ты один дома?» Что делать Саше? Почему?

«Звонок в дверь»

Однажды, когда Лиза осталась совсем ненадолго одна дома, в дверь позвонили. «Кто там?» - спросила Лиза. «Откройте, я принёс для вас посылку с конфетами и игрушками», - ответил незнакомый голос из-за двери.

Что делать Лизе?

«Весной на улице»

Никита с ребятами играл на улице. Была весна,

таял снег. Никто не увидел, как Никита оступился, попал ногами в лужу, и промочил не только сапоги, но и носки. Что делать Никите?

«Забытый пакет»

Серёжа вышел во двор и увидел около песочницы большой яркий пакет. Серёжа огляделся вокруг, но во дворе кроме него никого не было. «Интересно, что лежит в пакете? Может быть, новый мяч или машина?» - подумал мальчик. Ему захотелось заглянуть в пакет.

Что делать Серёже? Почему?

«Грязные руки»

Таня с мамой возвращались домой и очень проголодались. «Сейчас купим что-нибудь вкусное, - сказала мама, - вот только руки у нас грязные».

Как привести в порядок руки?

Что можно купить и съесть, чтобы не навредить здоровью?

 

«Что поможет быть здоровым»

Мальчик Рома очень хочет научиться играть в хоккей, но зимой он часто сидит дома и не гуляет, потому что

боится заболеть.

Подскажи, что делать Роме?

Что поможет ему быть здоровым?

«Идём в театр»

Вы папой отправились в театр. Театр находиться совсем недалеко от вашего дома. Чтобы добраться до места, можно проехать на метро. А можно пройти по улицам пешком. Какой путь ты выберешь? Почему?

«Зуб заболел»

Мама отвела Никиту к зубному врачу. «Ты очень любишь есть конфеты и пирожные, - сказал врач Никите, - и мало заботишься о своих зубах».

Почему мальчик оказался у врача?

Что делать, чтобы зубы были здоровыми?

«Чужая старушка»

Катя играла на детской площадке с ребятами. Незаметно к ним подошла старушка, в руках она держала маленького пушистого котёнка. «Девочка, хочешь поиграть с котёнком? У меня в машине есть ещё один такой же, пойдём со мной», - обратилась она к Кате.

Что делать Кате?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений

Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста...

Проблемные ситуации для развития речи детей дошкольного возраста с общим нарушением речи

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных процессов, так же развитие речи связано с познанием окружающего мира, развитием ...

Картотека проблемных ситуаций по ПДД для дошкольников.

Данная картотека может быть использована в сюжетно-ролевых играх с детьми дошкольного возраста ....

Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений

Картотека проблемных ситуаций для развития элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста...

Картотека проблемных ситуаций по финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...