методическая разработка "Очень важные слова"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

игры на развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ochen_vazhnye_slova.docx53.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Картотека игр по развитию речи

«Очень важные слова»

Составила учитель –логопед:

Бахмутова Е.Н.

Интенсивное освоение родного языка начинается  в первые годы жизни, поэтому очень важно помочь ребенку именно в это время  как можно успешнее освоить речь. Занимаясь с ребенком, я предлагаю подобранные мною такие речевые задания и словесные игры, которые, с одной стороны, будут необходимы ребёнку дошкольного возраста, а с другой стороны  интересны, занимательны.
Упражнения и задания, предложенные в этой методической разработке, на доступном уровне познакомят дошкольника  с синонимами, антонимами омонимами и многозначными словами.  Материал способствует развитию лексико-грамматической стороны речи.

Методическая разработка может быть полезна воспитателям, логопедам, для проведения занятий по развитию и коррекции речи. Могут использовать ее родители детей дошкольного возраста.

Игры и задания для развития лексики

1. Развитие ассоциаций.
Говорим ребенку по 1 слову и просим назвать в ответ первое слово, которое вспомнит (пришло в голову)
Например: Стол, посуда, дерево, бабочка, заяц, смелость, цвет.
Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, два. Летящий.
Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, почему ты вспомнил именно это слово?»

2. Классификация предметов по картинкам.
Предлагаются картинки и дается задание разложить их на 2 группы (критерий классификации не называется).
Например:
Овощи и фрукты.

Домашние и дикие животные.

Посуда и мебель. (см. приложение 1)

3. Игра «найди лишний предмет»
Предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы. Ребенок показывает (убирает) «лишнюю» картинку и объясняет, почему убрал именно ее.
(Можно использовать картинки предложенные в приложении 1)

4. Игра «Назови лишнее слово»
- Среди имен существительных
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
Волк, собака, рысь, лиса, заяц;
Лошадь, корова, олень, баран, свинья;
Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак;
Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;
Зима, апрель, весна, осень, лето;
Мама, подруга, папа, сын, бабушка;
Море, озеро, река, мост, пруд;
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;
Николай, Саша, Иванов, Миша, Пётр;
Молоток, топор, ложка, пила, клещи;
Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана;
Дом, сарай, изба, хижина, здание;
- Среди имен прилагательных.
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Желтый, красный, сильный, зелёный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далёкий, прочный, надежный;
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий;
- среди глаголов
Думать, ехать, размышлять, соображать;
Бросился, слушал, ринулся, помчался;
Ненавидеть, презирать, наказывать;
Приехал, прибыл, убежал, прискакал;
Пришел, явился, смотрел;
Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;
Налил, насорил, вылил;
Подбежал, вошел, подошел.

5. Объяснить, чем отличаются предметы ( с использованием картинок)
Например:
Чашка и стакан, яблоко и груша.,  помидор и тыква, кофта и свитер, стул и кресло, грузовик и легковая машина, самолет и птица.
(см. приложение 2)

 6. Разложите картинки по сходству.
Раскладываем вертикальный ряд картинок:
Овца, дерево, корова, колос.

Даем ребенку (нескольким детям) картинки:
Свитер, шапка, шерстяные варежки, шарф – к картинке «овца»
Стол, деревянные грабли, забор, стул — к картинке «дерево»
Молоко, масло, сыр, мороженное — к картинке «корова»
Хлеб, батон, бублик, рогалик – к картинке «колос».

Нужно разложить картинки к одной из 4х первых картинок и объяснить свой выбор.

(см. приложение 3)

«Слова – друзья» – синонимы

Синонимы – слова одной части речи различные по своему звучанию и написанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему лексическому значению.

Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.

"Скажи похоже"

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

-  Думать - ....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

- Этот дом большой, а этот....  (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем  ..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).

"Надо сказать по-другому"

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

"Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слезы."

Т. Белозерова "Подснежники".

- Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

- Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

- Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".

- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ....(льет). Снегурочка идет ...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет ...(едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется ).

"Найди другое слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

- Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: "Нет, эта веревка не годится, она оборвется". Папа взял другую веревку: "А вот эта ни за что не оборвется". Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

- Послушайте два предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед".

- Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.

Аналогично рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожитот страха".

«Слова наоборот» – антонимы

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу. Для дошкольников более понятно выражение «слова-неприятели». Но можно ввести и понятие «антонимы». Я обычно говорю ребенку: «Сейчас будем искать слова-неприятели. Их еще называют «антонимы». Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе еще пригодится

"Все наоборот"

Цель: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет),  вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

"Говори наоборот"

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий - узкий

"Я начну, а ты закончи"

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

- Мальчик сначала подошел к дому, а потом...  (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером...  (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он...  (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом...  (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ...  (выбежали).

"Веселые автомобили".

(Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения ( н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

"Родная природа в стихах и загадках"

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о  природе и найти в них слова антонимы.

Круглое и яркое,

дарит всем тепло.

Встало утром рано,

По небу пошло.

Закатилось вечером

За леском.

Угадайте, дети,

Говорю о ком? (Солнце)

Вьется, словно лента,

В дымке голубой,

Может быть спокойной,

Может бить волной

Темной и глубокой,

Что не видно дна.

Мелкой и прозрачной

Может быть она,

А в жару купает

Нас в своей волне.

Что это такое,

Подскажите мне. (Река)

2. Далее предлагает отгадать следующую загадку:

Что за птица?

Черная, большая.

Над землей повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Эта птица плачет,

От нее подальше

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

Все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее.   (Туча)

И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:

черная....

большая....

темнеет....

скорее....

3. Найди слова-синонимы:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый

Значит дуб выносливый, значит закаленный.

"Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

-  Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).

-  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

-  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим  .... (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

- Худое ведро, худое платье, худой человек.

- Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

-  Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

- Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

"Игра с мячом"

- Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное.

Длинный - ..... короткий, глубокий - ...... мелкий, мягкий - ....... твердый, легкий - ..... тяжелый, тонкий - ....толстый, густой - ..... редкий, жидкий, сильный - ...... слабый.

Говорить - ...... молчать, смешить - ..... довести до слез, разрешить - ..... запретить, падать - ..... вставать, смеяться - .... плакать, зажечь - .... потушить, помогать - ..... мешать

"Найди противоположное слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

- Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...(темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая). Если нож не тупой, то он ....( острый).

Цель: Развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

Речевой материал:

" Ученье - свет, а неученье - тьма."

" Меньше говори, а больше делай."

" Труд кормит, а лень портит."

" Готовь сани летом, а телегу зимой."

" Большая работа лучше большого безделья"

" Лето собирает, а зима подъедает".

" Чужбина - калина, родина - малина".

«Слова – близнецы» – омонимы

Омонимы, слова которые пишутся одинаково, но в зависимости от места ударения произносятся по-разному. Предлагаемые игры вызовут у ребенка интерес к слову, позволят обогатить словарный запас.

Приступая к работе, объясните детям, что существуют слова-близнецы, которые различаются только ударением, например, ирис — ирис, замок — замок. Затем предложите ребятам самостоятельно назвать слова-близнецы. Картинки помогут вам в этом.

Что где?

Покажите детям картинку, например, с изображением ириса и ириса. Попросите детей назвать картинки и спросите: «Что находится слева, а что справа?» Дети дают полный ответ: «Слева находится ирис, а справа ирис». Затем спросите: «Где находится ирис, а где ирис?» (Слева находится ирис, а справа ирис.)

Во время выполнения упражнения следите за тем, чтобы дети четко выговаривали слова и правильно указывали, где какой предмет находится. (см. приложение 4)

Измени слово

В этом упражнении дети учатся переносись ударение с одного слога на другой.

Вы называете слово и предлагаете детям произнести его так, чтобы оно звучало по-другому и обозначало другой предмет. Например, вы говорите: «Гвоздики». Дети переносят ударение на второй слог: «Гвоздики».

Кроме слов, представленных в образце, рекомендую использовать и другие слова, например:

полки — полки;

хлопок — хлопок;

парить — парить;

выкупать — выкупать;

пили — пили;

дорогой — дорогой и др.

Эту игру можно провести с мячиком.

Дети образуют круг. Вы бросаете мячик ребенку и называете слово. Ребенок ловит мяч, изменяет слово и перебрасывает мяч обратно.

Вы называете новое слово и бросаете мячик следующему

Знакомство дошкольников с несклоняемыми существительными (упрямыми словами) через  игровые упражнения

Упрямые слова - это неизменяемые существительные.Например: одно эскимо и 5 эскимо,колличество меняется,а окончание сущ.нет,значит оно упрямое.
Кино,домино,эскимо,кенгуру,пальто,кофе.

  1. Назови упрямые слова, четко произнося последний звук в слове. Почему они называются упрямыми?

Пальто, кино, какао, пианино, Буратино …

  1. Закончи предложение заданным словом.

  • пальто

          Мама купила себе новое ….

          Она  обрадовалась новому …

          Мама довольна новым …

          Она  рассказала подруге о новом …

          Она  всегда мечтала о таком …

          Она  приколола брошку к своему …

          Мама будет носить осенью красивое  …

  • пианино

В музыкальном зале стоит  …

Музыкальный руководитель играет на  …

Картина висит над  …

На занятии дети подходят к …

  • какао

Я люблю пить …

На столе стоит чашка с  …

  • кино

 В кинотеатре я посмотрел интересное ...

 Я рассказал друзьям о …

 Они решили сходить в  ….

  1. Ответь на вопросы  предложением.

  •  Буратино

Кого сделали из полена?

С кем занималась Мальвина?

О ком поют песни?

  • Пьеро

У кого в «Сказке о золотом ключике» унылое настроение?

Кого мы попытаемся развеселить?

  1. Составь сам любые предложения с упрямыми словами.

     Выучи стихотворения.

Слова ты эти твердо знай,

И в предложеньях не меняй.

Кофе, радио, пальто, пианино и кино,

И какао, и метро – как придумано хитро,

Если нам  встречаются – вовсе не меняются.

           Я на себя пальто надел

           И рукавом свой нос задел.

           Решил пальто я наказать

           И без пальто пошёл гулять.

  1. Послушай и исправь ошибки.

      Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

      И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

      Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без шарфа…

       А вернее – я и ты без шарфа  и без пальты.

      Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

      И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

      Вдруг какаду, схватив стакан, стал играть на фортепьян.

      Взрослый, выпив кофею, хохотал на всю киню.

      Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

      В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

Игры - рифмовки

Игра «Рифмы»

Мы в рифмы играли –  слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу:  на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним  летит…(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(Циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи). (приложение 5)

Игра « Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.) 

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей  пушку,

А лошадка – …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…( мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем – рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Мартышка предложила: мишка,…( далее дети выбирают картинки).

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки:  мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку   и подставляют слово в стихотворение. 

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…(варан).

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде…(толк).

В КВН играли сутки,

Залу нравились все -…(шутки).

На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…(чайка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось -…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся…(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он…(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…(Женя).

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел…(жучок).

Закричала громко баба-

Испугала её -…(жаба).

В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…(мир).

На стройке делают бетон,

В метро потребуют -…( жетон).

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …(билет).

Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка…(Лора).

Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -…(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…(бант).

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит…(ранка).

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…(мыл).

Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…(нёс).

Подарили Рэму дудку,

И сторожевую…(будку).

У Ильи красивый волос,

И приятный, звонкий…(голос).

Клич победный издал вождь,

Не помеха ему…(дождь).

Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …(врать).

Чтоб придать причёске лоск,

Нам понадобится…(воск).

Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

Картину написал творец,

Изобразил на ней…(дворец).

Соловья не слышно трель,

Заглушает её…(дрель).

Видел я чудесный сон,

Что поехал я на…(Дон).

Тёмная настала ночка,

Засыпает моя…(дочка).

Красивые у кошки лапки-

Пушистые обуты…(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге…(торт).

Не нужны солдату санки,

Изучать он будет…(танки).

Случай приключился раз-

Перевернули медный…(таз).

Любит дед табачок,

А внучок -…(кабачок).

Экзотический фрукт-манго.

Незнакомый танец…(танго).

Во дворе стоят кусты,

Очень уж они …(густы).

Возле дома стоит горка-

Ледяная на ней …(корка).

Кто-то вырыл большой грот-

Оказалось, это …(крот).

На птичнике живёт гусак,

В лесу бегает…(русак).

Танцевала польку Глаша,

Пела песню громко…(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,

А бабуля – лук …(полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,

И сразу побежала…(кровь).

Привёз корабль спортсменов  в порт,

Отправились они на …(корт).

На столе осталась крошка,

Покормила птичек…(Прошка).

Убежали с клумбы розы,

Очень уж колючи…(розы).

Утром выпала роса-

Выходи на луг …(коса).

На скачках выступали кони,

Катали в парке детей…(пони).

Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой…(рот).

На столе лежала пышка-

Запах уловила…(мышка).

В царстве сказок собран бал –

Были там и стар, и …(мал).

Большому начальнику нужна папка,

И, конечно, зимой, обязательно…(шапка).

Если по парку гуляете детки,

Не надо ломать у кустиков…(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.

«Вискасом» вкусным наполнена …(миска).

Испекла Наташа кекс,

Очень любит их наш…(Рекс).

Клоун снял смешную кепку,

Посадил дед в сказке…(репку).

В крайнем ряду стоит школьная парта,

Лежат на ней ручка, учебник и…(карта).

На карнавал наденем маску,

В бой солдат наденет…(каску).

Увидала мышка корку-

Утащила её в …(норку).

Стал пилить Артур полено,

Повредил себе…(колено).

С неба падала вниз капля,

Не боится её…(цапля).

Не удалась у веры кройка,

Теперь стоит в журнале…(тройка).

Мила сделала салат,

Постирала свой…(халат).

Очень страшен зайцу холод,

Но ещё страшнее…(голод).

Приобрёл сметану Глеб,

Покупал Василий …(хлеб).

Замедляя время ход,

От нас уходит старый…(год).

Цветёт весною пышно хмель,

На него садится…(шмель).

Что ребята затевают драки,

Не верьте! Это просто -…(враки).

Бегал на лугу щенок,

Сплела Лена для него…(венок).

Жил на свете великан,

И у него был…(пеликан).

Для солдата строго норма:

Всегда выглаженная …(форма).

В руки взял Арсений пультик,

Посмотреть хотел он …(мультик).

У пограничников есть пост,

Под охраной у них…(мост).

Называет Иру папочка:

« Моя дочка -…(лапочка)».

Очень любит Федя сало,

Всё ему, бедняге, …(мало).

Любят сериалы киски,

Покупают в « Треке»…(диски).

Вика чистит с утра зубы,

Затем красит ярко…(губы).

Плыла по небу тучка,

В реке плескалась…(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,

Выдаёт лекарство -…(лекарь).

На берегу реки – песок,

А вокруг стоит …(лесок).

Не достиг кораблик цель,

Напоролся он на …(мель).

Петя руки с мылом мыл,

Все микробы быстро…(смыл).

На окне сидела кошка

И мяукала…(немножко).

Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

Вот смотрите – паровоз,

Он вагончики…(повёз).

На большой зелёной ветке

Сидят белочкины…(детки).

Игры по развитию словаря дошкольников

     Игра «Чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование: набор предметных картинок по теме.

Ход игры:

Низкий уровень сложности - взрослый выкладывает на наборном полотне 3—4 картинки, называя изображенные на них предметы (например: автобус, троллейбус, корабль, самолет). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку. Командует: «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.

Средний уровень сложности - взрослый демонстрирует и называет 5—6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Высокий уровень сложности - количество картинок увеличивается до 7—8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

     Игра «Назови сок, варенье».

Цель: научить образовывать относительные прилагательные.

Ход игры: Взрослый объясняет, что  если из яблока сделать сок, то это будет яблочный сок; а если сделать варенье из яблок – то оно будет яблочное; потом каждый из детей по очереди образовывает относительные прилагательные: сок из груши - ...; варенье из груши - ...; сок из апельсина - апельсиновый, варенье из апельсина - .... и т.д.

     Игра «Кто больше действий назовёт».

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.

Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

    Игра «Чего не хватает?»

Цель: расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела животных; формирование представлений о предметах, о животных.
Оборудование: изображения предметов (животных) с недостающей деталью (частью тела) по изучаемой лексической теме, цветные карандаши.
Ход игры: Взрослый предъявляет детям картинки и задает вопрос об отсутствующей детали предмета, просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Дорисуй». Ребенку необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.

Предлагаемые изображения: кастрюля без дна; грузовик без кабины; яхта без парусов; пиджак без рукава; корова без рогов; рыба без плавников; чашка без стенки; мотоцикл без фар; лодка без весла; платье без воротника; лошадь без копыт; цапля без клюва; чайник без крышки; автомобиль без дверцы; корабль без штурвала; рубашка без манжеты; слон без хобота; петух без крыла.

     Игра «Качества предметов».

Цель: расширение объема словаря прилагательных, формирование представлений о предмете.

Оборудование: предметы по лексической теме «Фрукты» (если нет предметов, то можно заменить их картинками).

Ход игры: Взрослый рассматривает предмет и указывает детям на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко, называя его основные признаки: «Это яблоко. По цвету оно красное с жёлтым. По форме напоминает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)».

     Игра “Кто чем занимается?”

Цель: расширение словаря названиями профессий.

Оборудование: картинки, на которых изображены люди разных профессий.

Ход игры:  

Взрослый читает стихотворение:

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит;

а далее взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку должен назвать, что делает человек определённой профессии:  повар – варит; повар – варит (готовит), учитель - учит …

     Игра «В зоопарке».

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным. Активизировать глагольный словарь. Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование: игровое поле (фланелеграф, магнитная доска). Картина “Зоопарк”, составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Ход игры: Логопед предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает и т. д. Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

     Игра “Кто может совершать эти движения?”

Цель: расширение глагольного словаря и словаря существительных.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Логопед говорит стихотворение:

Кто и что – летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит?

Потом кидает каждому ребёнку мяч и говорит слово «Идёт – …(человек), ребёнок должен поймать мячик и сказать существительное, которое подходит к данному глаголу (животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога);

Бежит – (человек, животное, ручей, время …)

Летит – (птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …)

«Всему название дано…»

Тематический словарик

Фрукты

Предметный словарь:

Фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, банан, слива, киви; сад, урожай, дерево, кожура, косточка, ветка; компот, варенье, джем, повидло, сок, желе, мармелад; витамины, здоровье,  садовник, ломтик, кусок, вкус, долька, начинка.

Глагольный словарь:

Расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, есть, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть.

Словарь признаков:

Цвет: зелёный, желтый, оранжевый, красный;

Форма: круглая, овальная, треугольная;

Вкус: сладкий, кислый, сочный;

Поверхность: гладкий, шершавый, мохнатый, твердая, мягкая;

Размер: крупный, мелкий;

Румяный, ароматный, душистый, полезный, вкусный, фруктовый, яблочный, апельсиновый(-ая, -ые, -ое)

Слова – предметы: мебель, шкаф, стол, стул, кресло, кровать, стенка, полка, диван, сервант, трюмо, табурет, тумбочка, ножка, спинка, сиденье, крышка, ручка.

Слова – действия: ставить, вносить, переставлять, сидеть, спать, есть, ухаживать, вытирать.

Слова- признаки: деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, мягкий, твёрдый, удобный, кухонный, столовый, обеденный, письменный, журнальный,  круглый, квадратный

Насекомые

Слова-предметы: насекомое, бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, таракан, божья коровка, стрекоза, муравей, оса, пчела, паук, гусеница; улей, нора, рой, муравейник; кокон, куколка; крылья, голова, усы, жало, брюшко, туловище, хоботок, спинка, лапки(3пары или 6 лапок - у насекомых, 4пары или 8 – у паука); цветы, пыльца, корм, вред, мёд.

Слова- действия: летать, порхать, жужжать, звенеть, кусаться, переносить, собирать, перелетать, засыпать, вредить, ловить, поедать, ползать.

Слова-признаки: летающие, опасные, ползающие, вредные, полезные, маленькие, красивые, кусающиеся, надоедливые, нарядные, разноцветные, трудолюбивые.

Овощи

Предметный словарь:

морковь, картофель, репа, свёкла, лук, чеснок, редис -корнеплоды; капуста, помидоры, огурцы, кабачок,

перец, тыква, укроп, петрушка, салат, фасоль, горох, баклажан; грядка, рассада, теплица, посадка, урожай,

огород; стручок, качан, овощерезка, щи, борщ, салат, пища.

Глагольный словарь:

Сажать, вырастить, поливать, созревать, собирать, выдернуть, мыть, резать, чистить, солить, жарить, варить, готовить, есть, квасить, выкопать.

Словарь признаков:

Цвет: зелёный, желтый, оранжевый, красный, белый,

фиолетовый, бордовый, коричневый;

Форма: круглая, овальная, треугольная;

Вкус: сладкий, кислый, горький, сочный;

Поверхность: гладкая, шершавая, мохнатый, твердая, мягкая, неровная, ровная;

Размер: крупный, мелкий, толстый; крепкий, зрелый, овощной, картофельный(-ая, -ые, -ое)

Полевые цветы

Слова-предметы: цветок, растение, незабудка, вьюнок, лютик, клевер, василёк, колокольчик, одуванчик, ромашка, мак; земля, поле; корни, стебель, листья, бутон, лепестка; букет, чай, мёд, Красная книга.

Слова-признаки: красивые, редкие, пахнущие, нежные, цветущие, полевые, садовые, луговые, лесные, дикорастущие, лечебные, полезные, пахучие, сушёные, исчезающие.

Слова-действия: сажать, поливать, выращивать; расти, распускаться, цвести; срезать, собирать, рвать, сушить, заваривать, лечиться, дарить, радовать, заносить, охранять, исчезать.

Продукты

Слова-предметы:

продукты, холодильник; масло, молоко, сыр, кефир, сметана; мясо, колбаса, сосиски, котлеты; рыба, птица, яйца; хлеб, булки, баранки, сухари; овощи, фрукты; специи, соль, сахар, перец; крупы (рис, пшено, гречка, манка) вермишель, макароны, продавец, магазин.

Слова-действия:

покупать, хранить, продавать, готовить, изготавливать.

Слова-признаки:

продуктовый, овощной, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, кондитерские, растительные.

Профессии

Слова-предметы: профессии, работа, учитель, воспитатель, логопед, дворник, сторож, художник, врач, повар, пилот, помощник воспитателя, продавец, маляр, кассир, штукатур, стекольщик, сварщик, инженер, архитектор, шофёр, машинист, водитель, певец, закройщик, приемщик, военный, танцор, спортсмен, певец.

 

Слова-признаки: нужный, полезный, необходимый, тяжёлый, интересный, весёлый, опасный.

Слова-действия: готовить, учить, строить, лечить, шить, монтирует, опускает, сваривает, кладёт, управляет, красит, копает, подметает, собирает, стеклит, защищает, охраняет, тренирует, бегает, побеждает, рисует, старается, украшает, вышивает, режет, шьёт.

Семья

Слова – предметы: семья, родители, родственники, папа, мама, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, сын, дочь, дядя, тётя, фамилия, имя, отчество, работа, забота

Слова – действия: жить, дружить, воспитывать, помогать, радоваться, заботиться, любить, уважать, отдыхать.

Слова- признаки: дружная (семья), ласковая, добрая, трудолюбивая, заботливая, внимательная, строгая, старший, младший, родные, любимые, взрослые, большие, маленькие, молодые, старые.

Транспорт

Слова-предметы: транспорт, автобус, такси, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолёт, вертолёт, автомобиль, лодка, грузовик, пароход, теплоход, катер; кабина, колёса, руль, двери, сидение, вагон,  крылья, штурвал, салон, хвост, нос, шасси, винт, трап, якорь, палуба, рельсы, провода, «рожки»; улица, остановка, маршрут, вокзал, порт, аэропорт; светофор, перекрёсток, дорога, земля, вода, воздух; груз, пассажир, работа, билет; пилот, водитель, шофёр, капитан, машинист, таксист, велосипедист.

 

Слова-признаки: пассажирский, водный, воздушный, автомобильный, наземный,  подземный, железнодорожный, грузовой, легковой, служебный, быстрый, скорый, удобный.

Слова-действия: летать, плавать, ездить, перевозить, ждать, садиться, мыть, грузить, ремонтировать, сигналить, выходить (приехать, уехать, отъехать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Страна важных слов"

У каждого человека есть самые дорогие и важные слова, это: семья, страна, Родина, любимый город. Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного воспитания. Мы, педагоги, должны...

Познавательно-творческий проект "Это важное слово - семья"

Проект поможет детям понять значимость семьи для каждого человека, расширит представления детей о жизни их предков и семьи, о родословной семьи....

Конспект НОД в старшей группе "Очень важные слова"

Занятие помогает научить детей пересказывать текст по опорной схеме...

Консультация «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников.

Слово спасибо было внедрено в обиход в начале 20 века и означает «спаси бог». Как часто мы произносим слово спасибо и почти никогда не задумываемся, над его истинным значени...

Консультация для родителей га тему: «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников».

Консультация для родителей га тему:  «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников»....

Консультация «Спасибо  важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников.

Слово спасибо было внедрено в обиход в начале 20 века и означает «спаси бог». Как часто мы произносим слово спасибо и почти никогда не задумываемся, над его истинным значени...