Конспект НОД в старшей группе "Очень важные слова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Бархоткина Юлия Михайловна

Занятие помогает научить детей пересказывать текст по опорной схеме

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_st.gr_zima.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 «Ласточка»

НОД  

по развитию речи в старшей группе

Тема: « Зима» (обучение рассказыванию).

Воспитатель: Бархоткина Юлия Михайловна

Цель: 

Продолжать учить детей пересказывать текст по опорной схеме

Задачи:     

  • обобщать и систематизировать знания детей о зиме;
  • уточнить знания о признаках зимы;
  • совершенствовать речь детей;
  • с помощью игры «Подбирай, называй, запоминай»  активизировать  словарный запас детей;
  • активизировать мышление, развивать воображение,  чувство юмора;
  • воспитывать любовь к природе.

                 

  Оборудование:

Картина И. И. Шишкина «Зима», конверт с   письмом    от Незнайки с  двумя    рассказами о зиме и с опорными схемами «Зима», музыка  Вивальди «Зима», магнитофон

  Предварительная работа:

  • Беседа о признаках зимы.
  • Чтение и рассказывание рассказов о том, кто как зимует (животные, птицы, насекомые).
  • Рассматривание картин о зимних забавах.
  • Заучивание стихотворений о зиме.

 

Ход занятия:

1. Вводная часть.                

 

    /Дети стоят возле воспитателя, у мольберта. Воспитатель включает музыку  композитора Вивальди «Зима»./

- Послушайте музыку. Закройте глаза.

  /Дети слушают музыку./

-  А о чём написал композитор, поможет вам в этом разобраться загадка-подсказка.  

- Послушайте загадку:

                                  Снег на полях,

                                  Лёд на водах,

                                  Вьюга гуляет.

                                  Когда это бывает?   (Зимой)

- О каком времени года написал композитор?

- Мы сегодня будем говорить о зиме.

 - Что представили, когда слушали музыку?  

 

   /Воспитатель ставит на мольберт картину И. И. Шишкина «Зима»./

- О зиме писали не только композиторы, но и художники

- Назовите признаки зимы, а картина, как подсказка, она вам поможет.

- Что мы  видим на этой картине? (Лес, деревья и земля укрыты снегом, солнце не видно, погода пасмурная и т. д.)

- Что делают деревья зимой? (Спят.)

- Почему не слышно птиц зимой? (Перелётные птицы улетели осенью, а зимующие прилетают поближе к человеку.)

- Почему не видно зверей зимой? (Медведь, барсук, ёж – спят зимой, белка и заяц поменяли цвет своей шерсти.)

- Где насекомые зимой? (Спят.)

- О зиме писали ещё и поэты. Послушаем стихотворение И. Сурикова «Зима».

       /Ребёнок выразительно читает стихотворение И. Сурикова «Зима»./

- Зима – чудесное время года.

- Как можно ласково назвать зиму? (Зимушка.)

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

- Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая.

- Снег (какой?) -  мягкий, пушистый, белоснежный, сверкающий, красивый, холодный, нежный, искристый, серебристый, мокрый, мягкий, твёрдый и т. д.

- Давайте мы с вами покажем, как падает снег!

                   /Дети показывают руками, как «падает» снег - психогимнастика./

-  Скажите пожалуйста, мороз (какой?) -  сердитый, озорной, весёлый, жгучий и др.

- Давайте теперь покажем, какой «мороз»!

                    /Дети «показывают»  мороз - психогимнастика./

-  Лёд (какой?) -  хрупкий, скользкий, твёрдый, блестящий, прозрачный и др.

2.  Чтение 1-ого рассказа о зиме.

 - Ребята, садитесь пожалуйста на свои стульчики.

- Наш друг Незнайка прислал нам письмо, послушайте внимательно его рассказ о зиме.

             /Воспитатель достаёт из письма первый рассказ Незнайки о зиме и    

           читает его./

        Зимой солнце светит ярко, греет жарко; на небе тучи, идёт дождь. На земле зимой травка. На деревьях зимой зелёные листья. Птицы радостно щебечут – у них много корма зимой. Звери рады зиме. Люди купаются в реке, надевают шорты и футболки.

  3. Беседа по опорной схеме.

- Всё правильно Незнайка написал в своём рассказе? Он   решил, что ребята в детском саду не знают что такое зима и захотел над нами пошутить.

- Давайте исправим Незнайку, а помогут нам  в этом схемы-подсказки.

     

     /Воспитатель достаёт из конверта схемы-подсказки и вешает их по очереди на доску. Дети отвечают на вопросы полным ответом./

–Какое время года наступило? (Закончилась осень, наступила холодная зима).

 – Что происходит зимой с солнцем? (Солнце если есть, то оно не греет.)  Чем стали покрыты дома, деревья, земля? (Земля, дома, деревья покрыты снегом.)  Что стало с озёрами, реками?  (Озёра, реки, пруды замёрзли.) Птицы и звери рады зиме? У них много корма?

На улице стало тепло или холодно? (На улице стало холодно, мороз). Как люди стали надеваться? (Люди надевают тёплую одежду и обувь.)

В какие игры дети могут играть зимой?  (Зимой можно кататься на коньках, лыжах, санках с горки, играть в хоккей, лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в снежки.)

Какой праздник зимой? (Зимой мы провожаем Старый год, встречаем Новый год. Празднуем Рождество Христово.)

- Молодцы, ребята, вы доказали Незнайке, что всё знаете о зиме.

- Теперь я прочитаю другой рассказ Незнайки о зиме, а вы постараетесь запомнить его и потом расскажите его сами.

4. Чтение 2-ого рассказа о зиме.    

       

/Воспитатель достаёт из конверта   второй рассказ Незнайки и  

           читает рассказ./

 

                                              Зима.

   Давно закончилась золотая осень. Наступила холодная зима.

   Выпал белый снег. Пушистым ковром покрыл он землю, крыши домов, ветки деревьев. Замёрзли реки, озёра, пруды.

   Холодно зимой, поэтому мы надеваем тёплую одежду и обувь.

   Весело зимой: можно кататься на коньках, лыжах, санках с горки, играть в хоккей, лепить снеговиков, строить снежные крепости, играть в снежки.

   Зимой мы провожаем Старый год, встречаем Новый год. Празднуем Рождество Христово.

   Я очень люблю зиму.

Пересказ рассказа детьми.

- Кто хочет попробовать сам рассказать рассказ о зиме по схемам-подсказкам. Можно добавить что-то своё интересное о зиме.

           

                     / 5-7  детей пересказывают рассказ./

- Молодцы ребята!

5. Заключительная часть.

-  Мы сейчас пойдём гулять в зимний лес. Встали со стульчиков.

- Мы с вами поиграем.          

   

             /Воспитатель проводит с детьми игру «Зима».

                  Дети читают стихотворение и выполняют движения./

   

     Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы

         

     /Воспитатель  включает музыку Вивальди «Зима»./

- Сейчас ребята, мы подойдём к картине «Зима», которую написал Иван Иванович Шишкин и будем слушать музыку  композитора    Вивальди.

   

    Представим, что мы в зимнем лесу. Посмотрите, как красиво кругом. Мы остановились у этой сосны и слушаем, слушаем, что происходит в лесу. Мы слышим, как скрипит под ногами снег, где-то хрустнула ветка, там дятел стучит, на сосновой ветке пробежала белочка и вильнула своим пушистым серым хвостом,  на снегу  увидели  следы зайца, вон под тем сугробом - спит медведь и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Волшебные слова"

Занятие по развитию речи для детей старшей группы ДОУ...

Проект "Это важное слово-Семья". Старшая группа

Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни....

Конспект занятия в старшей группе. «Волшебные слова»

Конспект занятия "Волшебные слова"...

Конспект занятия в старшей группе «Волшебное слово»

Тема «Волшебное слово»Задачи:• воспитывать уважение друг к другу, старшим, посторонним,;• формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честн...

Кратко-срочный проект в старшей группе "Мама-важное слово в каждой судьбе!"

Кратко-срочный проект в старшей группе "Мама-важное слово в каждой судьбе!"...

Конспект занятия в старшей группе «Вежливые слова » .

Задачи:                                                      ...

Конспект досуга в старшей группе "Несколько слов о Победе"

Данный материал будет полезен воспитателям при изучении темы "Великая Победа"...