Методическая разработка "Путешествие к Лунтику"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Копылова Анастасия Сергеевна

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры...» На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12 «ТЕРЕМОК»

Методическая разработка занятия

по развитию речи детей 3-4 лет

«Путешествие к Лунтику»

Копылова Анастасия Сергеевна

воспитатель, 1 кв. категория

Котлас, 2015

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида  №12 «Теремок» реализует основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок», утвержденную приказом № 158/а от «09» сентября 2015г (протокол заседания педагогического совета № 1 от 3 сентября 2015г.). Программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

Актуальность методической разработки

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры...» На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. 

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться несформированность речевого аппарата и слухового внимания. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать как педагоги, так и родители. Взрослые должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является реализация комплексного подхода по развитию речевого аппарата и слухового внимания, посредством введения – элементов логоритмики, которая позволит повысить эффективность работы по развитию речи детей младшего возраста.

Задача педагогов - помочь малышу овладеть всем многообразием родного языка. Применяя  элементы логоритмики в своей работе, мы способствуем быстрому развитию речи и музыкальности малышей, формируем положительный эмоциональный настрой, учим общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Сюжетно – тематическая организация данной разработки позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно в ходе занятия. Комплексно – игровой метод способствует развитию интереса дошкольников к различным видам детской деятельности. Предложенная комплексная форма работы будет способствовать не только предупреждению речевых нарушений у младших дошкольников, но и развитию личности в целом.

Авторская новизна состоит в разработке материала и преобразования существующих методов и приёмов работы, способствующих внедрению элементов логоритмики в образовательную деятельность с детьми младшего возраста.

        Методическая разработка занятия предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Длительность занятия для детей  3-4 лет составляет 15 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26.

В зависимости от сюжета мы предлагаем использовать  набор элементов логоритмики по следующим схемам:

Схема 1

Схема 2

  • рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает)
  • дыхательные упражнения
  • речевая игра
  • психоэмоциональная минутка
  • танцевальная разминка
  • рефлексия

  • рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает);
  • пальчиковая гимнастика
  • игра или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание);
  • дыхательные упражнения;
  • игровые упражнения для развития органов артикуляции;
  • упражнения на регуляцию мышечного тонуса или заключительное упражнение на релаксацию.

        Представленные материалы, предлагаемые в игровой форме, могут использоваться в работе учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя.

Проект занятия

Воспитатель: Копылова Анастасия Сергеевна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)

Предмет: НОД «Развитие речи с элементами логоритмики».

Группа: 2-ая младшая.

Тема НОД: Путешествие к Лунтику.

Цель: формирование у детей устойчивого интереса к речевой деятельности.

Задачи:

Обучающая

1. Учить согласовывать  существительное с глаголом, называть  предлоги (на, за, рядом)

2. Закреплять умение строить простые предложения

Развивающая

3. Развивать общую моторику, речевое дыхание

4. Развивать чувство ритма и координацию речи с движением.

Воспитывающая

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим

Социализация

- учить детей оказывать помощь другим, находить общее решение проблемы

Индивидуализация

-  учить детей решать проблемно-игровые ситуации, оценивать свое эмоциональное состояние, радоваться успешному решению проблемы

Оборудование: 

- дидактические игрушки: кузнечик Кузя и  Лунтик;

- демонстрационный материал: изображение кораблика с парусом; макеты цветов, бабочки; макет солнышка;

- раздаточный материал: 3 геометрические фигуры (заплатки) квадрат, треугольник, круг; разрезные картинки друзей Кузи;

- ТСО: музыкальная колонка (муз. запись из мультфильма «Лунтик и его друзья», из серии «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А. Буренино, танцевальная разминка «Танец друзей»)

Характеристика группы: группа со средней работоспособностью, у 50% процентов детей звукопроизношение соответствует норме, 20% испытывают затруднения в составление простых и распространенных предложений, 30% детей имеют нарушения в грамматическом строе речи, недостаточная сформированность речевого аппарата.

Предполагаемый результат усвоения материала (из 8-10 человек):

- справились самостоятельно со всеми заданиями – 5-7 человек

- справились с заданием с небольшой помощью – 3-4 человека

Предполагаемые риски:

- удержать внимание детей на протяжении всего занятия

- знаний по незнакомой теме у детей может оказаться недостаточно

Структурные этапы

Содержание учебного материала

Дидактические задания

Действия воспитателя

Действия воспитанников

Результат

Создание благоприятного эмоционального фона

Приветствие друг друга под музыкальное сопровождение

Музыкальная игра «Ладошечка»

Подает ладошки детям, здоровается с ними

Участвуют в приветствии, повторяют движения воспитателя

Эмоциональный настрой детей, готовность к занятию

Создание проблемной ситуации – рассказ кузнечика Кузи, о том, как он с друзьями собрался в путешествие на кораблике, к Лунтику, но гусеницы испортили парус

Макет кораблика, парус с дырочками разных геометрических форм, цветочная полянка

Как поможем кузнечику Кузе?

Организует диалог,  предлагает детям право выбора решения проблемы, задает вопросы, активизирует речь детей

Дети участвуют в диалоге, называют разные варианты помощи, договариваются какой лучше

Отправляются на цветочную полянку, искать заплатки

Встреча с бабочками на цветочной полянке

 Цветочная полянка,  макеты цветов, бабочки, заплатка треугольной формы

Игра на поддувание;

Речевая игра «Назови, где сидит бабочка»

Создает условия с учетом индивидуальных особенностей детей для выполнения задания. Организует игру «Назови, где сидит бабочка». Активизирует употребление предлогов в  речи.

Дети участвуют в играх, выполняют задание, называют, что увидели на полянке. Называют  предлоги (на, за, рядом), согласовывая с существительным

Находят среди цветов заплатку треугольной формы

Работа с картинками

Разрезные картинки из четырех частей с друзьями Лунтика, заплатка квадратной формы

Практическое задание «Собери картинку»;

Речевая игра «Назови, что получилось»

Организует детей, предлагает разные варианты выполнения задания с учетом индивидуальных особенностей у детей, ведет диалог с ними, задает вопросы, активизирует речь детей

Дети выбирают картинку для выполнения задания и собирают ее.

Дети составляют простое предложение по картинкам

Находят заплатку квадратной формы

Встреча с солнышком

Макет солнышка (грустное, веселое), на лучиках заплатки круглой формы с разным настроением (грустное, веселое, сердитое)

Игра с элементами логоритмики на эмоционально-волевую сферу;

Задание «Выбери нужную заплатку»

Организует детей,  ведет диалог с ними, задает вопросы, активизирует речь воспитанников.

При выполнении задания  учитывает индивидуальные возможности, показывает движения сопровождаемые чтения стихотворения

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, выполняют задание, под музыку выполняют движения за педагогом

Выбирают заплатку, радуются, тому, что парус отремонтировали

Прощание с Кузей и его друзьями

Макет кораблика

Рефлексия

«Выбери лучик»

Создает условия для выбора солнышка.

Организует диалог, подводит итог путешествия, активизирует речь детей

Дети прикрепляют лучики к веселому солнышку, если путешествие к Лунтику им понравилось, и к грустному солнышку, если было не интересно.

Дети прощаются с Кузей и его друзьями,  возвращаются  в детский сад.


Библиография

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 – Логопедия;032000 – Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная) -СПб.:  «Петербург –XXI», 1997.

2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М.: «ТС СФЕРА», 2007.

3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;

4.Кныш В.А. , Комар И. И. ,Лобан Е. Б., Дудак Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для детей. Минск: АВЕРСЭВ», 2009.

5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;

6. Лопухина И.С. Логопедия- ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: « Дельта».

7. Лопухина И.С. «Ритм. Речь. Движение» СПб., 1997.

8. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3года). Практическое пособие. - СПб.:  Паритет, 2004. - 112 с.

9. Мухина А.Я., Михайлова Н.Ю. (состав.) Речедвигательная ритмика, Москва, Редакционно-издательский центр, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Космическое путешествие с Лунтиком"

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы на тему: "Космическое путешествие с Лунтиком"...

Презентация к методической разработке "Космическое путешествие с Лунтиком"

Презентация к конспекту НОД на тему: "Космическое путешествие с Лунтиком"...

Методическая разработка совместной образовательной деятельности педагога с детьми четвертого года жизни Тема: Возвращение Лунтика

Тема: Возвращение ЛунтикаУчастники ОД: дети четвертого года жизни, педагог, родителиФорма НОД: совместная образовательная  деятельностьФорма организации: групповаяДлительность: 15-20 минут ...

Методическая разработка физкультурного досуга в младшей группе "В гости к Лунтику"

Через двигательную активность познакомить с некоторыми спортивными снарядами и игрушками, их назначении; расширять их представление о предметном мире....

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений, тема: "Поможем Лунтику".

Занятие "Поможем Лунтику" тематическое, разработано по теме лексической неделе «Космос».На данном занятии по формированию элементарных математических представлений идет обу...

Методическая разработка по образовательной деятельности с детьми в старшей группы на тему : «В гостях у Лунтика» приоритетная область физическое развитие

Методическая разработка по образовательной деятельности с детьми в старшей группына тему : «В гостях у Лунтика»приоритетная область физическое развитие Вид занятия: тематически-игрово...