Методическая разработка "Путешествие к Лунтику"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры...» На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 12 «ТЕРЕМОК»
Методическая разработка занятия
по развитию речи детей 3-4 лет
«Путешествие к Лунтику»
Копылова Анастасия Сергеевна
воспитатель, 1 кв. категория
Котлас, 2015
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» реализует основную образовательную программу дошкольного образования МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок», утвержденную приказом № 158/а от «09» сентября 2015г (протокол заседания педагогического совета № 1 от 3 сентября 2015г.). Программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Актуальность методической разработки
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры...» На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться несформированность речевого аппарата и слухового внимания. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать как педагоги, так и родители. Взрослые должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
Ведущей педагогической идеей данной методической разработки является реализация комплексного подхода по развитию речевого аппарата и слухового внимания, посредством введения – элементов логоритмики, которая позволит повысить эффективность работы по развитию речи детей младшего возраста.
Задача педагогов - помочь малышу овладеть всем многообразием родного языка. Применяя элементы логоритмики в своей работе, мы способствуем быстрому развитию речи и музыкальности малышей, формируем положительный эмоциональный настрой, учим общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Сюжетно – тематическая организация данной разработки позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно в ходе занятия. Комплексно – игровой метод способствует развитию интереса дошкольников к различным видам детской деятельности. Предложенная комплексная форма работы будет способствовать не только предупреждению речевых нарушений у младших дошкольников, но и развитию личности в целом.
Авторская новизна состоит в разработке материала и преобразования существующих методов и приёмов работы, способствующих внедрению элементов логоритмики в образовательную деятельность с детьми младшего возраста.
Методическая разработка занятия предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Длительность занятия для детей 3-4 лет составляет 15 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26.
В зависимости от сюжета мы предлагаем использовать набор элементов логоритмики по следующим схемам:
Схема 1 | Схема 2 |
|
|
Представленные материалы, предлагаемые в игровой форме, могут использоваться в работе учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя.
Проект занятия
Воспитатель: Копылова Анастасия Сергеевна (МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок»)
Предмет: НОД «Развитие речи с элементами логоритмики».
Группа: 2-ая младшая.
Тема НОД: Путешествие к Лунтику.
Цель: формирование у детей устойчивого интереса к речевой деятельности.
Задачи:
Обучающая
1. Учить согласовывать существительное с глаголом, называть предлоги (на, за, рядом)
2. Закреплять умение строить простые предложения
Развивающая
3. Развивать общую моторику, речевое дыхание
4. Развивать чувство ритма и координацию речи с движением.
Воспитывающая
5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим
Социализация
- учить детей оказывать помощь другим, находить общее решение проблемы
Индивидуализация
- учить детей решать проблемно-игровые ситуации, оценивать свое эмоциональное состояние, радоваться успешному решению проблемы
Оборудование:
- дидактические игрушки: кузнечик Кузя и Лунтик;
- демонстрационный материал: изображение кораблика с парусом; макеты цветов, бабочки; макет солнышка;
- раздаточный материал: 3 геометрические фигуры (заплатки) квадрат, треугольник, круг; разрезные картинки друзей Кузи;
- ТСО: музыкальная колонка (муз. запись из мультфильма «Лунтик и его друзья», из серии «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А. Буренино, танцевальная разминка «Танец друзей»)
Характеристика группы: группа со средней работоспособностью, у 50% процентов детей звукопроизношение соответствует норме, 20% испытывают затруднения в составление простых и распространенных предложений, 30% детей имеют нарушения в грамматическом строе речи, недостаточная сформированность речевого аппарата.
Предполагаемый результат усвоения материала (из 8-10 человек):
- справились самостоятельно со всеми заданиями – 5-7 человек
- справились с заданием с небольшой помощью – 3-4 человека
Предполагаемые риски:
- удержать внимание детей на протяжении всего занятия
- знаний по незнакомой теме у детей может оказаться недостаточно
Структурные этапы | Содержание учебного материала | Дидактические задания | Действия воспитателя | Действия воспитанников | Результат |
Создание благоприятного эмоционального фона | Приветствие друг друга под музыкальное сопровождение | Музыкальная игра «Ладошечка» | Подает ладошки детям, здоровается с ними | Участвуют в приветствии, повторяют движения воспитателя | Эмоциональный настрой детей, готовность к занятию |
Создание проблемной ситуации – рассказ кузнечика Кузи, о том, как он с друзьями собрался в путешествие на кораблике, к Лунтику, но гусеницы испортили парус | Макет кораблика, парус с дырочками разных геометрических форм, цветочная полянка | Как поможем кузнечику Кузе? | Организует диалог, предлагает детям право выбора решения проблемы, задает вопросы, активизирует речь детей | Дети участвуют в диалоге, называют разные варианты помощи, договариваются какой лучше | Отправляются на цветочную полянку, искать заплатки |
Встреча с бабочками на цветочной полянке | Цветочная полянка, макеты цветов, бабочки, заплатка треугольной формы | Игра на поддувание; Речевая игра «Назови, где сидит бабочка» | Создает условия с учетом индивидуальных особенностей детей для выполнения задания. Организует игру «Назови, где сидит бабочка». Активизирует употребление предлогов в речи. | Дети участвуют в играх, выполняют задание, называют, что увидели на полянке. Называют предлоги (на, за, рядом), согласовывая с существительным | Находят среди цветов заплатку треугольной формы |
Работа с картинками | Разрезные картинки из четырех частей с друзьями Лунтика, заплатка квадратной формы | Практическое задание «Собери картинку»; Речевая игра «Назови, что получилось» | Организует детей, предлагает разные варианты выполнения задания с учетом индивидуальных особенностей у детей, ведет диалог с ними, задает вопросы, активизирует речь детей | Дети выбирают картинку для выполнения задания и собирают ее. Дети составляют простое предложение по картинкам | Находят заплатку квадратной формы |
Встреча с солнышком | Макет солнышка (грустное, веселое), на лучиках заплатки круглой формы с разным настроением (грустное, веселое, сердитое) | Игра с элементами логоритмики на эмоционально-волевую сферу; Задание «Выбери нужную заплатку» | Организует детей, ведет диалог с ними, задает вопросы, активизирует речь воспитанников. При выполнении задания учитывает индивидуальные возможности, показывает движения сопровождаемые чтения стихотворения | Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, выполняют задание, под музыку выполняют движения за педагогом | Выбирают заплатку, радуются, тому, что парус отремонтировали |
Прощание с Кузей и его друзьями | Макет кораблика | Рефлексия «Выбери лучик» | Создает условия для выбора солнышка. Организует диалог, подводит итог путешествия, активизирует речь детей | Дети прикрепляют лучики к веселому солнышку, если путешествие к Лунтику им понравилось, и к грустному солнышку, если было не интересно. | Дети прощаются с Кузей и его друзьями, возвращаются в детский сад. |
Библиография
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 – Логопедия;032000 – Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная) -СПб.: «Петербург –XXI», 1997.
2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. М.: «ТС СФЕРА», 2007.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
4.Кныш В.А. , Комар И. И. ,Лобан Е. Б., Дудак Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для детей. Минск: АВЕРСЭВ», 2009.
5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
6. Лопухина И.С. Логопедия- ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: « Дельта».
7. Лопухина И.С. «Ритм. Речь. Движение» СПб., 1997.
8. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3года). Практическое пособие. - СПб.: Паритет, 2004. - 112 с.
9. Мухина А.Я., Михайлова Н.Ю. (состав.) Речедвигательная ритмика, Москва, Редакционно-издательский центр, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Космическое путешествие с Лунтиком"
Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы на тему: "Космическое путешествие с Лунтиком"...
Презентация к методической разработке "Космическое путешествие с Лунтиком"
Презентация к конспекту НОД на тему: "Космическое путешествие с Лунтиком"...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности педагога с детьми четвертого года жизни Тема: Возвращение Лунтика
Тема: Возвращение ЛунтикаУчастники ОД: дети четвертого года жизни, педагог, родителиФорма НОД: совместная образовательная деятельностьФорма организации: групповаяДлительность: 15-20 минут ...
Методическая разработка физкультурного досуга в младшей группе "В гости к Лунтику"
Через двигательную активность познакомить с некоторыми спортивными снарядами и игрушками, их назначении; расширять их представление о предметном мире....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности «ПОМОЖЕМ ЛУНТИКУ» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)
В документе представлен практический материал для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений, тема: "Поможем Лунтику".
Занятие "Поможем Лунтику" тематическое, разработано по теме лексической неделе «Космос».На данном занятии по формированию элементарных математических представлений идет обу...
Методическая разработка по образовательной деятельности с детьми в старшей группы на тему : «В гостях у Лунтика» приоритетная область физическое развитие
Методическая разработка по образовательной деятельности с детьми в старшей группына тему : «В гостях у Лунтика»приоритетная область физическое развитие Вид занятия: тематически-игрово...