Взаимосвязь развития движений и речи.
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_rechi.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь развития движения и речи
Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».
Движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией исторически. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки – она дала возможность путем движений, жестов развить первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.
В процессе развития словесной речи, она долгое время оставалась тесно связанной с жестикуляторной речью. Это связь видна и сейчас.
Все ученые, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Просветитель 18 века Н. И. Новиков в 1782г утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.
В. М. Бехтерев писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.
Психолог Д. Сели также придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.
Н. А. Бернштейн предложил уровневую теорию организации двигательных функций, в которой отнес речь к высшему уровню организации движений. Согласно его теории, речь является высшим уровнем организации движений, неразрывно взаимосвязана со всеми нижележащими уровнями организации двигательных функций.
В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
В. И. Лубовский указал на теоретическое и практическое значение раскрытия «взаимовлияний двигательного анализатора и словесной системы».
А. В. Запорожец указывал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи.
Е. М. Мастюкова считает, что одним из основных принципов логопедической работы с детьми, страдающими церебральными параличами, является двигательно-кинестетическая стимуляция. Она обнаружила корреляционную зависимость между динамикой развития речи и моторикой у детей с церебральной патологией на всех этапах возрастного развития.
Исследования, проведенные М. М. Кольцовой, обосновывают положение, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики
Совершенствование движений пальцев рук у людей у людей происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами.
На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными.
На 7-м месяце – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба.
8-9 месяцев – малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Затем начинается произнесение первых слов.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функций.
Т. П. Хризманом и М. И. Звонаревой было проведено электрофизиологическое исследование, в результате которого было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
Еще проведенные электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
В книге «Ребенок учиться говорить» М.М. Кольцова представляет описание ряда исследований, которые доказывают тесную связь между речью и моторикой. Первое на что автор обращает внимание, это карта головного мозга, на которой отражено близкое расположение речевой и двигательной областей друг к другу (речедвигательная зона является частью двигательной области головного мозга). Было сделано предположение, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом. М.М. Кольцова описывает исследование, в котором участвовало 19 здоровых, но неговорящих детей в возрасте от 1года 1 мес. до 1г 3 мес. Первой группе (9 детей) была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Дети второй группы (10 детей) находись в манеже. Со всеми детьми проводились ежедневные двухминутные занятия по развитию речи. Эти занятия состояли в том, что ребенку показывали игрушку и называли ее. Например, при показе собачки педагог говорил «ав-ав», стимулируя таким образом звукоподражание ребенка.
Дети 1-й группы стали делать попытки к звукоподражанию на занятиях в среднем на 7-й день. Но звукоподражания ребенка были слабыми и стереотипными – на слова взрослого «ав-ав», «му-му», ребенок отвечал звуком «а-а-а» или «у-у-у». К 20-му дню стали отмечаться попытки более точного звукоподражания. Во 2-й группе голосовые реакции появились значительно позже, на 13-й день и после 30 дней существенно не изменились.
Таким образом, из проведенного исследования видно, что свободное передвижение детей 1-й группы облегчило возникновение звукоподражания.
В основу следующего исследования был взят факт того, что в двигательной области коры больших полушарий около трети площади занимает проекция кисти руки, и она расположена очень близко от речевой моторной зоны. Было сформулировано предположение о том, что тренировка тонких движений пальцев оказывает влияние на развитие активной речи ребенка больше, чем тренировка общей моторики.
Исследование было проведено Л. В. Фоминой. В доме ребенка было выделено три группы детей в возрасте от 10 мес. до 1 г 3 мес. В каждой из групп занятия велись по определенному плану, в каждой из трех групп проводились ежедневные занятия по развитию речи (2,5 минут). При этом в 1-ой группе не было никаких дополнительных занятий; дети 2-ой группы ежедневно 20 минут свободно передвигались по полу; а с детьми 3-й группы проводились тренировки пальцев (пирамиды, нанизывание пуговиц на проволоку). В 1-й группе голосовые реакции стали появляться в среднем на 20-й день, они были стереотипны и очень слабые. Во 2-й группе попытки звукоподражания появились на 6-й день, после 15 дня в 10% было отмечено достаточно точное воспроизведение звуков. В 3-й группе голосовые реакции возникли уже на 3-й день, с 7-го дня у 41%, а с 15-го дня у 67% детей было отмечено уже более правильное звукоподражание.
Таким образом, был сделан вывод о том, что при тренировке тонких движений пальцев рук звукоподражание не только удалось получить намного раньше, но оно оказалось и более совершенным. Так же было отмечено, что у детей 3-й группы стали наблюдаться тонкие движения пальцев рук и вне специальных занятий (ребенок трогал нос куклы, брал со стола крошку хлеба).
Продолжая исследования, Л. В. Фомина обследовала более 500 детей и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики, а с уровнем общей моторики он совпадает не всегда. Это отражено в таблице:
Степень развития движений пальцев | Степень развития речи | Степень развития общей моторики |
Норма | Норма | Норма |
Норма | Норма | Ниже нормы |
Ниже нормы | Ниже нормы | Норма |
Выше нормы | Выше нормы | Норма |
Ниже нормы | Ниже нормы | Выше нормы |
Из данных, приведенных в таблице видно
- если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы;
- если развитие движений пальцев отстает, то отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в пределах нормы и даже выше,
-при развитых речи и мелкой моторики, общая моторика может быть ниже нормы.
Следующий опыт, который описывает М. М. Кольцова, проводился с детьми первых лет жизни. Детей просил показать один пальчик, два пальчика, три («сделай вот так»). Говорящим детям удавались изолированные движения пальцев. У неговорящих детей пальцы напряженные или вялые, не было изолированных движений. Были сформулированы выводы о том, что:
- не услышав речь ребенка, можно определить ее развитие;
- пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Об этом говорят также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с другими людьми с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают дактильной азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу, и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом – оно требует многих месяцев, а те дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко и быстро овладевают звуковой речью.
Сопоставляя все это факты, М.М. Кольцова приходит к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные факты позволяют, по мнению М. М. Кольцовой, отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.
Используемая литература:
1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144
2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Россия, 1979. – С. 192
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимосвязь эмоций, движений и речи
СООБЩЕНИЕ К ПЕДСОВЕТУ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИЙ, ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ...
«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»
Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...
Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
Значение логоритмических занятий для развития движения и речи детей с ОВЗ.
Регулярное проведение логоритмических занятий дает положительный результат в развитии общих движений, в развитии мелкой моторики и речи детей, а также их социальной адаптации и положительного эмоциона...
Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.
Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), а развитие мышления развивает ...
Консультация для педагогов на тему "Взаимосвязь эмоций, движения и речи в развитии детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей ...