ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ЛЕТО"
методическая разработка по развитию речи на тему

Кочнева Наталья Викторовна

В данном материале собраны упражнения по развитию речи по лексической теме "Скоро лето!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_leto.docx472.04 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Лето»

http://logoped.kalinka5.edusite.ru/images/p59_dety31.jpghttp://logoped.kalinka5.edusite.ru/images/p59_dety31.jpg

1.Новая лексика

Существительные:

лето,   июнь,   июль,   август,   солнце,   жара,   роса, бадминтон, велосипед,   колокольчик,   ромашка,василёк,  одуванчик,  незабудка,  панама,  шорты,  футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.

Глаголы:

плавать,   нырять,   купаться,   отдыхать,   загорать, путешествовать,   расцветать,   цвести,   собирать,   поливать,ухаживать, согревать, светить.

Прилагательные:

яркий,   солнечный,   жаркий,   ласковое,   безоблачное, тёплое,летний; белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).

Наречия:

жарко, сухо, пасмурно, ясно, тепло.

 2.Скороговорка

Цели:  развивать   общие   речевые   навыки,   работать   над четкостью дикции и произношением.

 Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

 3.Игра «Четвёртый лишний»

Цели:  учить дифференцировать признаки лета от признаков других   времён   года,   развивать   связную   речь   (употребление

сложноподчинённых   предложений),   развивать   зрительное внимание.

Ход   игры.  Воспитатель   помещает   на   наборное   полотно четыре   картинки,   на   трёх   из   которых   одно   время   года,   а   на четвёртой—другое.  Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесь   лишняя   вторая   картинка,   потому   что   на   ней нарисована зима, а на остальных картинках изображено лето.

И т. п.

 4.Игра «Хлопаем — топаем»

Цели:  совершенствовать навык анализа речевого потока на слова.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   послушать предложения о лете.  Если  они согласны с выражением,  пусть хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.

 Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь — первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

5. Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это — лето

 На всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день

Всё длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

Ночь от ночи,

Всё короче и короче...

                И. Мазнин

 

6.Тексты для чтения

КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал, кричит:

— Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку.  Присел он на корточки,  за рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

— Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила, спрашивает:

— Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего!

Смеётся мама:

— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?! (Калинина)

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку?

Кто пошёл на речку с мамой?

 Почему Вася потянулся к воде?

Удалось ли Васе поймать рыбку?

Что сказала мама?

 

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И      Д Л Я   Р О Д И Т Е Л Е Й:

Лексическая тема «ЛЕТО»

SL731293

1.     Поговорите дома с детьми о лете. Поинтересуйтесь, понимают ли

       они значение "летних слов":

теплое, яркое, жаркое (солнце); густая, высокая (трава);

спелые, сочные, ароматные (ягоды); прозрачный, чистый

(воздух);  купаться, загорать, рыбачить (ловить рыбу), нырять;

загар, жара, зной, ливень, лес, поле, луг, речка, озеро; цветы,

ягоды, грибы.

 

2.       Найдите картинки, иллюстрирующие каждое "летнее слово"

3.      Для закрепления названий цветов (желтый, зеленый, синий, голубой, красный, оранжевый, фиолетовый, розовый)

нарисуйте вместе с детьми в тетради или попробуйте сделать аппликацию

"Лето": на голубом небе - желтое солнце, белые облака, на зеленой траве - красные, синие, розовые, фиолетовые цветы.

 4. Игра "Один - много"

Ягода - (ягоды), гриб - ..., дождь - ..., лес - ..., луг - ..., цветок - ..., речка - ...

5.Моторика

Мы учим в группе:  

Возле речки детский сад,

На лугу ромашки…

Десять маленьких ребят

Бегают в пятнашки.

Мы смеемся и поем,

Ходим за цветами.

Солнце, воздух и вода

На прогулке с нами. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...