Педагогический совет "Развитие речи детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Абрамова Людмила Ивановна

Педагогический совет станет хорошим подспорьем для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон №1, д.10.

Педсовет № 4

Тема:  «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Дата проведения: 21.04.2016 г.

Подготовила и провела:

старший воспитатель

Абрамова Л.И.

Ростов

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста»

Форма проведения: деловая игра

Цель: систематизация и углубление знаний педагогического коллектива по вопросу речевого развития у детей дошкольного возраста, совершенствование педагогического мастерства.

План проведения педсовета:

1. Актуальность темы педсовета (старший воспитатель Абрамов Л.И.)

2. Итоги тематической проверки  «Развитие речи детей в условиях ДОУ» (старший воспитатель Абрамов Л.И.)

3.  Практическая часть.

Деловая игра  «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет ФГОС»

(старший воспитатель Абрамов Л.И., педагоги

4. Методическая копилка (старший воспитатель Абрамов Л.И.)

5.Подведение итога педсовета.

Ход педсовета:

Слайд 1

Педагоги входят в зал и  занимают  места   за столами.

Старший воспитатель зачитывает тему педсовета: «Речевое развитие детей дошкольного возраста».

1. Актуальность темы:

Слайд 2

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.

Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале  развития  личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.

Слайд 3

Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Анализ усвоения программного материала детьми дошкольного возраста показывает, что  на протяжении последних трёх лет наблюдается снижение такого параметра речевого развития детей, как «развитие связной речи».

 Вместе с тем, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень развития общей осведомлённости, имеются трудности в выражении своих мыслей.

Слайд 4

Это обусловлено рядом причин:

  • недостаточный уровень кругозора,
  • низкий уровень развития памяти, мышления, а без определённого уровня развития речи обучение не просто затруднено, но порой практически невозможно,
  • несформированность  речи дошкольников и  низкий уровень социально – коммуникативной компетентности – (односложная, состоящая из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный словарный запас (бедность речи); употребление не литературных слов и выражений; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации.

Слайд 5

По результатам  оперативного и тематического контроля,   можно сделать вывод о том, что проблемы, связанные с развитием речи детей, наряду с объективными факторами, такими как:

-  ухудшение здоровья детей, на фоне неблагоприятной экологической ситуации,

- недостаточность интеллектуальных и эмоциональных впечатлений в семейном воспитании,

связаны с

-недостаточным  уровнем профессиональной подготовки педагогов в области развития речи детей дошкольного возраста.  

Известно, что речь – необходимый компонент общения.

Поэтому очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это:

-  намного облегчит ему учебный процесс;

- снимет многие проблемы общения его с учителем.

Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, чтобы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями. 

Слайд 6

Работа по развитию речи включает в себя:

  • Работу над звуковой культурой речи;
  • Формирование грамматических навыков;
  • Расширение словарного запаса слов;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие связной речи.

Слайд 7

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний в прошлом.

Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В рамках ФГОС ребенок должен участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми.

Нам как педагогам важно объединить усилия для формирования целостной системы речевого развития детей в детском саду с использованием всех возможных технологий, методик.

Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются  следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология мнемотаблиц, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ-технологии и др.

Слайд 8

«Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое….»

 ( Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)

2.  Итоги тематической проверки

«Развитие речи детей в условиях ДОУ».

(Зачитывается аналитическая справка)

3.  Практическая часть.

Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет ФГОС»

Цель: углубление знаний педагогов, их компетентности в вопросах организации образовательной деятельности по речевому направлению развития; развития умений обсуждать и согласовывать совместные действия; активизации внимания педагогов за соблюдением норм речи и культуры общения.

Предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи.

Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

1. Разминка - Коммуникативные игры:

Игра 1: «Передай предмет» (педагоги встают в круг и отвечают на поставленный вопрос, передавая предмет друг другу по кругу.)

Вопрос № 1: «Какой, по  вашему мнению, ФГОС ДО?» (подбор прилагательных:  качественный, творческий, законодательный…..)

Вопрос № 2: « Каким должен быть педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, в контексте с Профессиональным стандартом педагога дошкольного образования?» (подбор прилагательных:  интересный, располагающий к себе, умный, творческий, …..)

Игра 2:  «Поймай и ответь» (педагоги перекидывают друг  другу мяч  и отвечают на вопрос:

Вопрос № 1:  «Какими качествами должен обладать ребёнок на этапе завершения дошкольного образования?»: любознательный, инициативный, самостоятельный, имеет развитое воображение, подвижный, выносливый….)

2. «Расположи задачи в порядке возрастания».

 В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию, которые указаны в программе. Педагоги после обсуждения должны соотнести предложенные им задачи с возрастными группами и доказать правильность своего решения.

Предлагаю вам разделиться на 3 команды. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

1 команда (2 группа раннего возраста 2-3 года):

- Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш») ; имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

- Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены;  глаголами, обозначающими трудовые действия; прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий.

- Помогать  детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?»)  и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).

2 команда (младшая группа 3- 4 года):

- Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются);

- Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты;

- Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

3 команда (средняя  группа 4- 5 лет):

- Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте;

- Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия;

- Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

3. «Вопрос - ответ».

1) Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (Игра)

2) Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)

3) Назовите известные вам формы работы с детьми по речевому развитию? (НОД, беседа, экскурсия, конкурсы чтецов, режимные моменты и т.д.)

4) Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т.д.; имеет богаты словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ))

5) Назовите несколько произведений художественной литературы рекомендуемой для ознакомления с детьми младшего  дошкольного возраста? (русские – народные сказки; «Путаница» К.И.Чуковский; «Дядя Степа» С. Михалков и мн.др.)

6) Отметьте наиболее значимых для вас педагогов, работающих в области речевого развития дошкольников (В.В. Гербова; Е.А. Флерина; О.С.Ушакова)

4. Творческая мастерская

Задание:  придумайте и изготовьте с помощью  подручных средств пособие для решения одной из задач по развитию речи.

(В распоряжении педагогов 15 минут и материалы: ножницы, картон, картинки, нитки, салфетки, клей, скотч, фломастеры, пластилин, гуашь)

4. Методическая копилка

1. Представление памяток, составленных старшим воспитателем для воспитателей с примерами заполнения содержания:

1. Памятка для воспитателей  по  изготовлению паспорта мини – музея

2. Памятка для воспитателей  по  изготовлению  паспорта проекта «Огород на окне».

2. Представление формы годовых отчетов педагогов, составленных старшим воспитателем:

  • Форма годового отчёта для воспитателей
  • Форма годового отчёта для музыкальных руководителей
  • Форма годового отчёта для  инструктора по физкультуре
  • Форма годового отчёта для  учителя  - логопеда

5 . Подведение итога педсовета.

Сегодняшний педсовет, хотелось бы закончить  изречением Ушаковой О. С., что «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи»

Решение педагогического совета:

1. Для развития речевого  развития использовать разнообразные формы работы, организуемые во всех видах детской деятельности.

Срок: постоянно

Ответственные: педагоги ДОУ

2. Педагогам ДОУ контролировать собственную речь и отслеживать формирование грамотной речи у дошкольников.

Срок: постоянно

Ответственные: педагоги ДОУ

3. Привлечь к проблеме речевого развития детей родителей, организовать для них мероприятия по повышению педагогических знаний.

Срок: _________________

Ответственные: педагоги, старший воспитатель ДОУ

4. Разнообразить центры речевого развития различными методическими и дидактическими материалами.

Срок: постоянно

Ответственные: педагоги ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным яз...

Педагогический проект "В гостях у сказки" развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Педагогический проект "В гостях у сказки" направлен на развитие речи детей дошкольного возраста в организованной театральной деятельности. Разработан в соответствии с Федеральными государственным...

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....