Образовательная деятельностть «ФАНТАЗИЯ И ОБРАЗ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Аникеева Елена Петровна

Сила воздействия театральной игры на ребёнка в развитии, воспитании многих положительных качеств личности. Это мощный инструмент открытия и шлифовки человеческих способностей, и в первую очередь – возможности понять себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми, совершенствоваться эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Совместная театрализованная деятельность развивает ощущения, чувства, эмоции, мышление, воображение, фантазию, память, волю, умения и навыки (речевые, коммуникативные, организаторские, оформительские, двигательные и т.д.). Универсальный характер театрализованных игр, их связь с сюжетно-ролевыми и режиссёрскими играми способствует развитию творческого мышления и воображения, поисковой активности и экспериментирования, формированию различных знаковых систем и в целом развитию интеллектуальной способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_fantaziya_i_obraz.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Аникеева Елена Петровна,

МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №7»

Ракитянского района Белгородской области,

воспитатель высшей квалификационной категории

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ      

                                «ФАНТАЗИЯ И ОБРАЗ»

Аннотация:

Сила воздействия театральной игры на ребёнка в развитии, воспитании многих положительных качеств личности. Это мощный инструмент открытия и шлифовки человеческих способностей, и в первую очередь – возможности понять себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми, совершенствоваться эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Совместная театрализованная деятельность развивает ощущения, чувства, эмоции, мышление, воображение, фантазию, память, волю, умения и навыки (речевые, коммуникативные, организаторские, оформительские, двигательные и т.д.). Универсальный характер театрализованных игр, их связь с сюжетно-ролевыми и режиссёрскими играми способствует развитию творческого мышления и воображения, поисковой активности и экспериментирования, формированию различных знаковых систем и в целом развитию интеллектуальной способности.

Программное содержание:         

Цель: развитие личностных, креативных качеств детей, посредством вовлечения их в совместную игровую деятельность и творческую активность.

Задачи:

  1. Образовательная: учить детей использовать метод фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов, сопоставлять и видоизменять объект (репка), подбирая к нему слова-определения: летающая, смеющаяся, бегущая, плавающая и т.д.. Расширять и обогащать словарный запас, учить проговаривать слова, словосочетания, используя все части речи.
  2. Развивающая: развивать у детей творческое воображение, фантазию, учить вживаться в художественный образ, побуждать в выразительности в этюдах, развивать навыки импровизации, развивать умения направлять свой потенциал в сферу творчества. Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи. Развивать и совершенствовать двигательную активность; способствовать формированию правильной осанки, дыхания.
  3. Воспитательная: воспитывать доброту, желание оказывать помощь, заботливое и внимательное отношение к героям сказки и сверстникам. Формировать умение радоваться своему успеху и успеху своих друзей.

Методы и приёмы:

Создание игровой ситуации; технология проблемно-диалоговое обучение (организация коммуникативной развивающей среды и постановка проблемных ситуаций); метод проблемного обучения, т.е..создаваемые проблемные ситуации, находились в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей; эвристический метод,  дети самостоятельно выполняют определённые действия, т.е. ребёнок вставал на путь первооткрывателя; метод фокальных объектов, дети учились сопоставлять и видоизменять объект, подбирая к нему слова-определения; метод «мозгового штурма»- коллективное решение проблем при свободном выражении вариантов решения; метод пересказа сказки.

Психолого-педагогические приёмы: привлечения и сосредоточения внимания детей: голосовая и эмоциональная модуляция; приём имитации сказки и работа с пиктограммами.

Вид детской деятельности: коммуникативная.

Форма детской деятельности: театрализованные, режиссёрские игры, игры – фантазирования по мотивам литературных произведений.

Предварительная работа:

Социализация: знакомство с различными видами кукольных театров, поездка в кукольный театр, посещение кукольного спектакля, участие в инсценировании сказки «Репка», обыгрывание ситуаций, сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».

Познание: развитие актёрских умений и навыков воображения, действий в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения, имитационные упражнения с использованием театральных атрибутов «Мышка», «Киска», «Собачка». Дидактические игры: «Театральная разминка», «Давайте познакомимся», «Представьте себе», «Театральный костюм», «Как ходит герой», «Расскажи руками сказку»…

Коммуникация: рассматривание, показ иллюстраций, сюжетных картинок; чтение сказок, песенок, прибауток, отгадывание и сочинение загадок;  дидактические игры «Сочиним сказку», «Чем пахнет сказка», «Фантастический огород»,  «Сбор фантастических овощей», «Поиграем в сказку».

Безопасность: беседа: «Путешествие в страну волшебства» (формирование безопасного поведения в необычных ситуациях);  беседа «Хорошо - плохо» (учить давать оценку поступков сказочных героев).

Здоровье: беседы «Чтобы быть здоровым  - витамины круглый год», «Мой нос. Как беречь нос».

Труд: наблюдение за выращиванием овощей на приусадебном участке; наблюдение за трудом взрослых; оказывание посильной помощи. Дидактическая игра «Что нужно для работы».

Художественное творчество: совместное  изготовление с родителями различных видов театра, атрибутов, масок, декораций, костюмов, афиш, билетов, театральной ширмы (дети –воспитатели – родители).

Чтение художественной литературы: народные русские сказки; беседы с рассматриванием иллюстраций, картинок к художественны произведениям; беседа «Берегите книги»; викторина «Что за прелесть эти сказки.

Физическое воспитание: имитация движения животных, подвижные игры «Мыши водят хоровод», «Вот сидит лохматый пёс»…

Музыкальное развитие: слушание музыки к постановке спектаклей, разучивание комплексных ритмических музыкальных игр и упражнений «Ритмическая мозаика», импровизация на детских музыкальных инструментах.

Здоровье сберегающие технологии:

Технология обеспечения социально – психологического благополучия ребёнка. Обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.  

Оформление (наглядность):

Оборудование: макет репки, театр рукавичек «Репка» (дед, баба, внучка, собака, кошка, мышка), плетень, домик, самотканая дорожка, «огонь», лавка, ноутбук, магнитофон, аудиозапись, пирог.

Материал: альбомные листы с изображением силуэта репки, краски, цветные карандаши, стаканчики с водой, салфетки для каждого ребёнка.

Программное обеспечение:

  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.,1991.
  2. Гончарова О.В. Театральная палитра. Творческий Центр Сфера Москва2010.
  3. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.,2004.
  4. Маханёва М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.,2007.  

Реализация ФГТ: интеграция образовательных областей: 

Социализация, Познание, Безопасность, Здоровье, Коммуникация, Труд, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыкальное развитие, Физическое развитие.

Образовательные ресурсы:

Социальная сеть работников образования.  http://nsportal.ru/detskii-sad.

Интернет ресурсы:

www.doshcolniki.ru/library/

                               

                                     Сценарий организации НОД

Дети заходят в группу

В.: Я рада вас видеть. Давайте познакомимся меня зовут Елена Петровна. Я
хочу с вами поздороваться пропевая слова: Зд-рав-ст-вуй-те! Зд-рав-ст-вуй-
те! Доб-рое ут-ро! Доб-рое ут-ро! Ребята, давайте все вместе поздороваемся.

У наших гостей радостных лица, им понравилось наше приветствие. Давайте
мы попросим наших гостей, чтобы они тоже поздоровались с нами распевая
эти слова.

Поют взрослые
Вхождение в сказку

В.: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а поможет нам в
этом огонь. А огонь этот не простой, а волшебный: и сегодня он перенесет
нас в сказку. Огонь умеет творить чудеса: если смотреть на него долго, не
отрываясь, то переносишься, куда захочешь. Давайте посмотрим
внимательно, не отрываясь. Потихоньку закрываем глазки ….

Играет музыка

В.: Ну, вот мы и в сказке.  Ребята посмотрите, в какую  сказку мы попали?
                                  Всей семьёй пришли на огород,
                                  Не обошлось здесь без хлопот.
                                  До чего вросла корнями крепко,

                                   Дедушкой посаженная ……

Кто знает?

Дети отвечают (репка)

В.: Сказку добрую расскажем? Как сумеем так покажем? Все расселись? В
добрый час. Начинаем свой рассказ.

Инсценирование сказки «Репка»

В.: А вы знаете, что в сказках всякое происходит. Трудности разные на пути
встречаются. Главное, не бояться их преодолевать. Давайте представим, что
репка выросла большая пребольшая, а дедушка остался один. Как вы
думаете, что могло произойти со сказочными героями? ( Почему герои не могут помочь дедушке, чем они заняты, какие у них могут быть дела, куда они могли уйти?)

Ответы детей

В.: Как вы думаете, а сможет дедушка сам вытащить репку из земли. Что же
нам делать? Как помочь дедушке?

Ответы детей

В.: Я вам предлагаю рассмотреть нашу репку. Давайте расскажем о репке
(сочная, круглая, большая, аппетитная, жёлтая, золотистая, ароматная).
                                      Ай, да репка! Просто диво.
                                     И сочна-то, и красива!
                                     Желтая и гладкая!
                                     И конечно сладкая!

В.: Ребята, а давайте попробуем видоизменить нашу репку. Придумаем
какую-то фантастическую репку, какую никогда в жизни не видели. Давайте
выберем картинку
(птица). Подберем слова определения к слову «птица».
Птица какая?
(летающая, плавающая, прыгающая, заботливая, смеющаяся и др.) Интересно, а может быть репка летающая? Давай все вместе повторим эти словосочетания.

Ответы детей

В.: Летающая репка - мы вместо слова «птица» подставили слово «репка».
Давайте представим,  какой может быть летающая репка
(нужны крылья, можно надуть как шар, завязать веревочкой, приделать пропелле,как у вертолета или Карлсона, дать парашют и т.д.).

Ответы детей

В.: Давайте представим, какой может быть бегущая репка (выросли ножки и
д.р.)
Смеющаяся репка! Какая она?

Ответы детей: весёла, задорная, все время смеётся.

В.: Ребята мы же с вами в сказке, давайте посмеёмся.


В.: Давайте представим, какой может быть прыгающая репка (вместо ножек
пружинки,
 длинные лапки, как у кузнечика, лягушки и др.)

Ответы детей

В.: А теперь давайте представим фантастический огород, где растут
фантастические овощи. А какие овощи вы знаете? Как вы думаете, хорошо ли
будет, если все овощи будут летающие, плавающие, прыгающие, смеющиеся и др.?

Дети отвечают: (хорошо - плохо)

В.: Давайте представим, что мы с вами попали в фантастический огород, где
все летает, плавает, прыгает, смеется. Надо их собрать. Но как? Только
притронулся дедушка к смеющейся репке, а она как захохочет, чуть не
лопнула от смеха. А с летающей репкой и прыгающей еще труднее, только
хочешь ее сорвать, а она прыг на другую грядку или улетела. Как быть?
(набросить сетку, поймать сочком, схватить за ботву и т.д.).

Дети отвечают
В.: Молодцы!

В.: Ребята, а как вы думаете, какое было настроение у нашего дедушки, когда
он не мог вытащить репку? А летающую, прыгающую, бегающую репку?
Найдите, пожалуйста, его на пиктограммах
(грусть, злость, радость,
удивление)

Дети отвечают

Работа с пиктограммами.

В.: Ребята, пока мы с вами помогали дедушке, к нам пришла собачка Жучка,
кошка Мурка и мышка.

Имитация движений животных (физминутка) - театр рукавичек

В.: Ребята, а теперь я вам предлагаю нарисовать фантастическую репку.

Раскрашивание под спокойную музыку

Дидактическая игра «Чем пахнет сказка» (педагог спрашивает у детей
«Чем пахнет сказка «Репка». Дети отвечают).

Появляется бабка и внучка (театр рукавичек)


в.: Ребята, а мне сказка пахнет вкусным, румяным пирогом. Вы чувствуете?

Педагог предлагает детям взять на себя роль бабушки и внучки и угостить
всех пирогом.

В.: Молодцы ребята! Но нам уже пора возвращаться обратно в группу.
Подойдем к нашему волшебному огоньку. Посмотрите на огонь, какой он
красивый и добрый. Вот мы и в группе и наше удивительное путешествие на этом заканчивается. Скажите друг другу и нашему огню спасибо.

До свидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по здоровому образу жизни на тему: «Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья» с детьми старшей группы

Авторы разработки: Шитова Надежда Борисовна, воспитатель 1 категории МБОУ СОШ № 27 дошкольное отделение, Грибанова Елена Геннадьевна, старший воспитатель 1 категории МБОУ СОШ № 27 дошкольное отделение...

Программно- методическое сопровождение образовательного процесса по здоровому образу жизни в семье воспитанника.

Забота о физическом развитии должна начинаться с закладывания фундамента- налаживание общего режима, закаливания, правильного питания, воспитания культуры движений. Детский сад плюс семья воспитанника...

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по здоровому образу жизни "В гостях у Кузьмы пожарного"

1.     Продолжать учить нормам безопасного поведения, знакомить с тем, как вести себя в сложных ситуациях — при пожаре (Безопасность)2.     Продолжать фор...

Конспект образовательной деятельности по здоровому образу жизни "Поможем мишке"

Открытое занятие во второй младшей группе по здоровому образу жизни. На занятии дети будут помогать Мишутке отыскать предметы личной гигиены, которые Миша растерял - зубную щетку, пасту, расчестку, мы...

Конспект непосредственно образовательного мероприятия по здоровому образу жизни в старшей группе «В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни, через самомассаж....