ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Качан Ксения Олеговна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №35

 

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Развитие познавательных способностей младших дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №35

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Развитие познавательных способностей младших дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности»

Подготовила:  воспитатель  Качан К.О.

г. Саров, 2019г.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В психолого-педагогической литературе понятие познавательная активность человека трактуется Т.И. Шамовой как «деятельное состояние», а Т.И. Зубковой как «стремление человека к познанию». 

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

По мнению Н.Н. Поддьякова экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем интереснее и разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

  • игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;
  • в эксперименте объект преобразовывается;
  • деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: занятиях, игре, прогулке, КГН и т.д.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.   В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, получая возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет если?

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

•       Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

•       Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

•       Развивается речь.

•       Происходит накопление фонда умственных умений.

•       Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

•       Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Развивая познавательную активность у дошкольников, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Поэтому необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Поэтому я поставила цель: развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности и любознательности, стремления к получению новых знаний

Задачи:

  • создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;
  • поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
  • формировать у детей первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, и др.)
  • Учить детей обобщенным способам исследования  разных объектов окружающей жизни, с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий;
  • Формировать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
  • формировать умение находить простые причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
  • Включать воспитанников в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, выделяя свойства изучаемого объекта;
  • Понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.

Для себя уяснила, что  развивать познавательную активность у дошкольников лучше через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Отобрала методы, обеспечивающие реализацию познавательной активности, это:

  • Проблемные ситуации
  • Игры-экспериментирования
  • Метод выбора

В ходе наблюдений выявила:

  • дети с удовольствием включаются в совместную исследовательскую деятельность;
  • не испытывают затруднений при определении формы, цвета, размера предметов;
  • Вместе с тем,
  • у детей недостаточно развиты навыки обследования предметов (понюхать, погладить, потрогать, послушать, попробовать и т.д.);
  • дети затрудняются выделять свойства предметов и действовать по алгоритму, установленному воспитателем.

Была спланирована работа, которая включала в себя 3 этапа.

На 1 этапе (подготовительном):

  • подобрала и изучила необходимую методическую литературу,
  • максимально обогатила содержание уголка экспериментирования
  • Собрала картотеку опытов;
  • Изготовила совместно с детьми альбом  «Волшебная лаборатория»
  • Изготовила лэпбук «Исследуем вместе»
  • Собрала коллекции тканей и бумаги;
  • Добавила различный природный материал (шишки, камешки, песок, ракушки, семена и т.д.), а также крупы, сахар, соль, мука, масло растительное;
  • Для опытов были собраны различные емкости (одноразовые стаканчики, колбы, пипетки, шприцы, ложки, воронки, спринцовки и т.д.);
  • Приобрела песочные наборы, мельницы, кинетический песок, набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет»)
  • На 2 этапе (основном) стояли задачи:
  • Обучала детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий
  • Обучала экспериментированию с объектами неживой  и живой природы

Обучать детей способам обследования объектов неживой природы нам помогла технология ТРИЗ. Так  с помощью пособия имена признаков выяснили, что исследуемые объекты имеют (влажность, форму, размер, цвет, рельеф и т.д.),  а помогали малышам в этом «помощники умной головы»: руки, уши, нос, язык, глаза. С помощью рук дети трогали, ощупывали гладили исследуемый объект,  глаза смотрели и помогали голове видеть тот или иной признак предмета (цвет, размер, форму). Уши слышали звуки, издаваемые этими предметами, нос – нюхал и подсказывал голове, имеет ли исследуемый предмет запах.

Для экспериментирования мы взяли самые простые и доступные объекты живой и неживой природы: вода, песок, камни, веточки  или плоды растений.

Малыши очень любят игры с водой и песком. В ходе игр и выявили с детьми свойства воды и песка: нос подсказал, что вода  и песок не имеют запаха, руки определили, что вода может быть холодной, горячей, теплой, а песок – прохладный, может быть сухим  и мокрым, уши услышали,  что вода льется, булькает, шумит,  а песок – сыплется, шуршит, язык определил, что вода на вкус может быть разной. Речной песок на вкус пробовать не стали, а попробовали сахарный, и, определили, что он сладкий, крупинками, скрипит на зубах. Но если добавить в воду сахар, вода становится - сладкой, соль – соленой, эти вещества в воде растворяются.  Попробовали подружить воду и речной песок, вывод – они не подружились.  

В ходе совместных игр – экспериментов,  дети определили, что в воде растворяется сахар и соль, но не растворяется мука, крупы, речной песок. Глаза «увидели», что вода прозрачная, видны опущенные в неё предметы, но если положить в воду краски, то она окрашивается в разные цвета. Опуская в воду различные игрушки, ребята отметили, что резиновые и деревянные игрушки не тонут, а плавают, а камушки сразу «идут ко дну».  

Во время исследовательской деятельности с детьми мы хорошо зарекомендовали себя такие игры, как

  • игра «Переливашки»,         
  • игра «Найди ракушку»        
  • игра «Тёплое – холодное»        
  • игра «Тонет – не тонет»
  • «Мыльные пузыри»,
  •  «Сухой и влажный»
  • «Найди клад»
  • «Вылепи,  что хочешь» и др.

Выявление свойств объектов живой природы проходило по алгоритму, установленному воспитателем. Приведу пример, «Эксперимент с луком», чтобы определить наиболее благоприятную среду для выращивания лука на перо, я принесла в группу две луковицы и вместе с детьми поместили их в разные баночки: в одной баночке была – вода, в другой – земля, для выяснения, где быстрее появятся зеленые перышки у лука.  В течении недели наблюдали, совместно с воспитателем зарисовывали (я заготовила шаблон, а дети просто закрашивали). Или где быстрее распустятся веточки в воде или без воды.

На 3 этапе (заключительном) совместно с воспитателем ребята осуществляли:

  • пытались самостоятельно экспериментировать с различными веществами
  • фиксацию результатов опытов (ребята раскрашивали заготовленный воспитателем шаблон, тем самым зрительно запоминая опыт, эксперимент)
  • активно привлекали родителей (предлагали организовать совместные игры-экспериментирования в домашних условиях, организовали мастер-класс «Как организовать для детей фокусы с разными предметами», предлагали разнообразные консультации и тематические выставки)
  • для начинающих педагогов показала в ДОУ открытое занятие по экспериментальной деятельности  

Отмечаю, что в ходе работы удалось:

  • научить детей обследовать  изучаемые предметы с помощью различных анализаторов;
  • научить выделять свойства предметов;
  • действовать по алгоритму, установленному воспитателем.

Внесла также вклад в свое профессиональное развитие:

  • мною были разработаны конспекты образовательной деятельности по экспериментированию «Волшебный песок», «Лук – наш друг», «Фокусы с водой».

Транслировала свои достижения профессиональной педагогической деятельности на;

  • образовательном портале «ЗНАНИО», публикации конспектов образовательной деятельности по экспериментированию
  • на педагогическом совете с опытом работы на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками»

В дальнейшем планирую:

  • Создать в группе лабораторию «Хочу всё знать!» для проведения разнообразных опытов и экспериментов;
  • Изготовить и поместить  в уголок экспериментирования куклу-героя «Всезнайка»;
  • Принять участие в конкурсе «Я – исследователь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обра­ботки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...

Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»

В связи  с новыми  Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает  вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...

Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста"

Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного в...

Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»      Выступление на методическом объединении...

Выступление на методическом объединении воспитателей младших и средних групп на тему: «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме: "Формирование элементарных математических представление у детей дошкольного возраста".

28 ноября на базе детского сада «Хараасгай» прошло районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме «Формирование элементарных математиче...