ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №35
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Развитие познавательных способностей младших дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №35
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Развитие познавательных способностей младших дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности»
Подготовила: воспитатель Качан К.О.
г. Саров, 2019г.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
В психолого-педагогической литературе понятие познавательная активность человека трактуется Т.И. Шамовой как «деятельное состояние», а Т.И. Зубковой как «стремление человека к познанию».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
По мнению Н.Н. Поддьякова экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем интереснее и разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
- игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;
- в эксперименте объект преобразовывается;
- деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: занятиях, игре, прогулке, КГН и т.д.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, получая возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Развивая познавательную активность у дошкольников, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Поэтому необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Поэтому я поставила цель: развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности и любознательности, стремления к получению новых знаний
Задачи:
- создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;
- поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
- формировать у детей первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, и др.)
- Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий;
- Формировать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
- формировать умение находить простые причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
- Включать воспитанников в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, выделяя свойства изучаемого объекта;
- Понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
Для себя уяснила, что развивать познавательную активность у дошкольников лучше через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Отобрала методы, обеспечивающие реализацию познавательной активности, это:
- Проблемные ситуации
- Игры-экспериментирования
- Метод выбора
В ходе наблюдений выявила:
- дети с удовольствием включаются в совместную исследовательскую деятельность;
- не испытывают затруднений при определении формы, цвета, размера предметов;
- Вместе с тем,
- у детей недостаточно развиты навыки обследования предметов (понюхать, погладить, потрогать, послушать, попробовать и т.д.);
- дети затрудняются выделять свойства предметов и действовать по алгоритму, установленному воспитателем.
Была спланирована работа, которая включала в себя 3 этапа.
На 1 этапе (подготовительном):
- подобрала и изучила необходимую методическую литературу,
- максимально обогатила содержание уголка экспериментирования
- Собрала картотеку опытов;
- Изготовила совместно с детьми альбом «Волшебная лаборатория»
- Изготовила лэпбук «Исследуем вместе»
- Собрала коллекции тканей и бумаги;
- Добавила различный природный материал (шишки, камешки, песок, ракушки, семена и т.д.), а также крупы, сахар, соль, мука, масло растительное;
- Для опытов были собраны различные емкости (одноразовые стаканчики, колбы, пипетки, шприцы, ложки, воронки, спринцовки и т.д.);
- Приобрела песочные наборы, мельницы, кинетический песок, набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет»)
- На 2 этапе (основном) стояли задачи:
- Обучала детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий
- Обучала экспериментированию с объектами неживой и живой природы
Обучать детей способам обследования объектов неживой природы нам помогла технология ТРИЗ. Так с помощью пособия имена признаков выяснили, что исследуемые объекты имеют (влажность, форму, размер, цвет, рельеф и т.д.), а помогали малышам в этом «помощники умной головы»: руки, уши, нос, язык, глаза. С помощью рук дети трогали, ощупывали гладили исследуемый объект, глаза смотрели и помогали голове видеть тот или иной признак предмета (цвет, размер, форму). Уши слышали звуки, издаваемые этими предметами, нос – нюхал и подсказывал голове, имеет ли исследуемый предмет запах.
Для экспериментирования мы взяли самые простые и доступные объекты живой и неживой природы: вода, песок, камни, веточки или плоды растений.
Малыши очень любят игры с водой и песком. В ходе игр и выявили с детьми свойства воды и песка: нос подсказал, что вода и песок не имеют запаха, руки определили, что вода может быть холодной, горячей, теплой, а песок – прохладный, может быть сухим и мокрым, уши услышали, что вода льется, булькает, шумит, а песок – сыплется, шуршит, язык определил, что вода на вкус может быть разной. Речной песок на вкус пробовать не стали, а попробовали сахарный, и, определили, что он сладкий, крупинками, скрипит на зубах. Но если добавить в воду сахар, вода становится - сладкой, соль – соленой, эти вещества в воде растворяются. Попробовали подружить воду и речной песок, вывод – они не подружились.
В ходе совместных игр – экспериментов, дети определили, что в воде растворяется сахар и соль, но не растворяется мука, крупы, речной песок. Глаза «увидели», что вода прозрачная, видны опущенные в неё предметы, но если положить в воду краски, то она окрашивается в разные цвета. Опуская в воду различные игрушки, ребята отметили, что резиновые и деревянные игрушки не тонут, а плавают, а камушки сразу «идут ко дну».
Во время исследовательской деятельности с детьми мы хорошо зарекомендовали себя такие игры, как
- игра «Переливашки»,
- игра «Найди ракушку»
- игра «Тёплое – холодное»
- игра «Тонет – не тонет»
- «Мыльные пузыри»,
- «Сухой и влажный»
- «Найди клад»
- «Вылепи, что хочешь» и др.
Выявление свойств объектов живой природы проходило по алгоритму, установленному воспитателем. Приведу пример, «Эксперимент с луком», чтобы определить наиболее благоприятную среду для выращивания лука на перо, я принесла в группу две луковицы и вместе с детьми поместили их в разные баночки: в одной баночке была – вода, в другой – земля, для выяснения, где быстрее появятся зеленые перышки у лука. В течении недели наблюдали, совместно с воспитателем зарисовывали (я заготовила шаблон, а дети просто закрашивали). Или где быстрее распустятся веточки в воде или без воды.
На 3 этапе (заключительном) совместно с воспитателем ребята осуществляли:
- пытались самостоятельно экспериментировать с различными веществами
- фиксацию результатов опытов (ребята раскрашивали заготовленный воспитателем шаблон, тем самым зрительно запоминая опыт, эксперимент)
- активно привлекали родителей (предлагали организовать совместные игры-экспериментирования в домашних условиях, организовали мастер-класс «Как организовать для детей фокусы с разными предметами», предлагали разнообразные консультации и тематические выставки)
- для начинающих педагогов показала в ДОУ открытое занятие по экспериментальной деятельности
Отмечаю, что в ходе работы удалось:
- научить детей обследовать изучаемые предметы с помощью различных анализаторов;
- научить выделять свойства предметов;
- действовать по алгоритму, установленному воспитателем.
Внесла также вклад в свое профессиональное развитие:
- мною были разработаны конспекты образовательной деятельности по экспериментированию «Волшебный песок», «Лук – наш друг», «Фокусы с водой».
Транслировала свои достижения профессиональной педагогической деятельности на;
- образовательном портале «ЗНАНИО», публикации конспектов образовательной деятельности по экспериментированию
- на педагогическом совете с опытом работы на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками»
В дальнейшем планирую:
- Создать в группе лабораторию «Хочу всё знать!» для проведения разнообразных опытов и экспериментов;
- Изготовить и поместить в уголок экспериментирования куклу-героя «Всезнайка»;
- Принять участие в конкурсе «Я – исследователь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении воспитателей«ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечив...
Выступление на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»
В связи с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольн...
Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста"
Выступление на методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Развитие познавательных и интеллектуальных способностей у детей дошкольного в...
Выступление на методическом объединении воспитателей ДОУ на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области» Выступление на методическом объединении...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
Выступление на методическом объединении воспитателей младших и средних групп на тему: «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющийся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...
Районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме: "Формирование элементарных математических представление у детей дошкольного возраста".
28 ноября на базе детского сада «Хараасгай» прошло районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме «Формирование элементарных математиче...