«Путешествие в лес»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

Конспект занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_les.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию

Тема: «Путешествие в лес»

Подготовительная к школе группа

Цель: Закрепить знания детей о диких животных.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о диких животных: о месте их обитания, об особенностях внешнего вида, питания, о детенышах диких животных;
  • Развивать рассуждение, память, наблюдательность, слуховое и зрительное внимание; умение обобщать и классифицировать;
  • Учить детей строить речь-доказательство, обосновывая отгадки. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, к диким животным, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация,  письмо, мяч, медали, видеозапись зрительной гимнастики.

Раздаточный материал: листы для дидактической игры «Назови домик», листы для задания «Чьи следы?».

Предварительная работа: Беседа с детьми на тему «Дикие животные», показ презентации; Разучивание физминутки «Зайцы», пальчиковой гимнастики «Прогулка».  

Методы и приемы: сюрпризный момент (письмо), демонстрация презентации, игровой, объяснение, разъяснение, показ, беседа, отгадывание загадок, вопрос - ответ, беседа.

Словарная работа: жилище (логово, дупло, берлога, нора, куст); животные травоядные, всеядные, хищные; притяжательные прилагательные (у лисы – лисий хвост; у зайца – заячий; у волка – волчий; у медведя–медвежий; у белки – беличий).

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Перед занятием: Игра малой подвижности  «Определи – кто?».

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-либо из детей, одновременно характеризует какого-то животного. Кому воспитатель бросит мяч, тот должен сказать, о каком животном идет речь. Сядет тот, кто правильно ответит.

В: Кто это?

  1. Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц)
  2. Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь)
  3. Колючий, маленький клубок. (Еж)
  4. Серый, злой, голодный. (Волк)
  5. Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса)
  6. Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка)
  7. Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Еж)
  8. Серый, страшный и зубастый. (Волк)

  1. Основная часть.

Конспект сопровождается показом презентации.

В: Ребята, сегодня утром, к нам в группу пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? (воспитатель читает письмо)

«Доброе утро ребята! Мы живем в лесу и часто общаемся со зверями и птицами. Мы слышали, что вы много знаете о жизни животных. Нам стало интересно, правда это или нет, и мы захотели с вами познакомиться. Мы приготовили для вас разные интересные задания и приглашаем вас в гости. До скорой встречи!

Лесные гномы»

В: Это письмо от лесных гномов. Вспомните, в какой сказке жили гномы? (Белоснежка и 7 гномов). Правильно. Ну что ж, ребята,  мы принимаем приглашение в гости? Хотите совершить путешествие в лес? (ответы детей) Хорошо, но прежде чем отправиться  в гости, нам нужно вспомнить  правила поведения в лесу. Ребята, скажите, что обозначают эти знаки? (воспитатель показывает детям слайды с изображением  экологических знаков: Не шуметь в лесу. Не наступать на муравейники. Не разорять гнезда. Не разжигать костры. Не рвать цветы. Не мусорить. Не трогать грибы.)

В: Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу. 

В: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие? (ответы детей) Видите эту тропинку, она приведет нас в лес. Тогда в добрый путь друзья! (включаю видео зрительной гимнастики)

В: Мы пришли в волшебный лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и полянка лесная,

Необычная какая!

Никто нас на полянке не встречает.

И что мы здесь, нам некому сказать.

Где же нам животных взять?

Наверное, их надо поискать!

В: Ребята, а вот и первое задание. На этой полянке спрятались животные. Вам надо их найти. А чтобы их найти, нужно правильно отгадать загадки от лесных гномов. Как вы думаете, мы справимся? (ответы детей)

Задание «Отгадай загадку»

1.Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? (лиса) «А как ты узнал (-а), что это лиса?»

2. У косого нет берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора. (заяц)

 «Лесным гномам интересно узнать, как ты узнал (-а), что это заяц?».

3.Что за зверь такой лесной:

Косолапый и большой.

Летом по лесу гуляет,

Зимой  в берлоге отдыхает. (медведь)

 «А как ты узнал (-а), что это медведь?»

4. Ёлки как и я в иголках,

Жить колючим мне уютно,

Избегают меня волки,

Колкий шар им скушать трудно. (еж) 

«Лесным гномам интересно узнать, как ты узнал (-а), что это еж?».

5. Кто по соснам и по елям 

Ловко скачет, ветки гнёт, 

Видит, шишки где поспели, 

И себе в дупло несёт? (белка) «А как ты узнал (-а), что это белка?»

6.Может скушать целый полк,

Злой, голодный  серый… (волк) 

«Лесным гномам интересно узнать, как ты узнал (-а), что это волк?».

В: Молодцы ребята. Вы правильно отгадали все загадки. Скажите мне, про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (про диких животных)

В: А почему их называют дикими?

(потому  что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)

В: У каждого дикого животного есть свой дом, как и у людей. Гномы хотят  выяснить, знаете ли вы кто из животных, где живет. Вы готовы? (ответы детей)  Тогда следующее задание.

Дидактическая игра «Назови домик»

Воспитатель раздает детям  листы с изображением диких животных и мест их обитания.  Дети  выполняют задание: «Соедините линией животное и его жилище». После того, как дети выполнили задание, воспитатель задает им вопросы.

Вопросы для детей:

  1. Как называется дом у волка? (логово).
  2. Где живет медведь? (в берлоге).
  3. Как называется дом у белки? (дупло).
  4. Где живет лиса? (в норе).
  5. Как называется дом у зайца? (куст).
  6. Где живет еж? (в норе).

В: Молодцы ребята, вы удивили лесных гномов, а меня порадовали своими знаниями. Посмотрите, мы с вами дошли до пенька. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – белые клубочки (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек (Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку,

Стал  показывать зарядку.

Один! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

В: Ребята, мы вспомнили диких животных, вспомнили, где они живут, а теперь давайте вспомним, чем они питаются. А вот и следующее задание от лесных гномов.

Дидактическая игра «Кто чем питается ?»

На слайде дети видят картинки: три обруча (красный, зеленый, серый) и изображения диких животных. Задача детей распределить животных в обручи по способу питания и объяснить свой выбор.  Если  животное травоядное то его относим в зеленый обруч, если  хищное животное то его относим в красный обруч, если животное всеядное, то его относим в серый обруч.

Лиса — хищное животное (мыши, зайцы, птицы).

Волк — хищное животное (зайцы, мыши, птицы).

Заяц — травоядное животное (кора деревьев, трава).

Белка — всеядное животное (птенцы, орешки, грибы, ягоды).

Еж — всеядное животное (лягушки, мыши, грибы, ягоды, яблоки).

Медведь — всеядное животное (мед, ягоды, коренья, рыба, мясо).

В: Ребята, пойдемте по этой тропинке, узнаем, куда она ведет. Смотрите, это лесная опушка. Посмотрите, что это? (на слайде изображены следы животных) Чьи это следы? (ответы детей)  Когда мы ходим по  снегу, от наших ног остаются следы. Животные тоже оставляют свои следы на снегу. Давайте выполним следующее задание.

Задание «Чьи следы?»

Воспитатель раздает детям листы с изображением животных и их следов. Задача детей определить, чьи это следы, и провести стрелку от животного к следу.

В: Ребята, вы молодцы. Гномы очень удивлены, что вы так много знаете. Давайте пойдем дальше. Мы вышли еще на одну полянку. А теперь следующее задание от гномов. 

В: У меня есть семья

Мама, папа и я.

Ты скорей мне дай ответ

Есть у животных семья или нет?

В: Ребята, как вы думаете, у животных есть семья? (ответы детей) Правильно. Посмотрите, животные со своими детенышами гуляли по полянке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детенышам найти свою маму. Я буду называть вам животное и его детеныша, а вы должны найти ошибку и сказать правильно.

Дидактическая игра: «Что не так?»

У волчицы — лисенок. Они живут в логове.

У медведицы — зайчонок. Они живут в берлоге.

У лисицы — ежонок. Они живут в норе.

У ежихи — бельчонок. Они живут в норе.

У зайчихи — медвежонок. Они живут под кустом.

У белки — волчонок. Они живут в дупле.

В:  Я вижу, вы внимательны и сообразительны, сразу заметили мои ошибки и исправили. А теперь давайте отдохнем, разомнем наши пальчики и ручки.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые догонять.

(Ритмичные движения по столу указательными пальцами).

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые пешком,

(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами).

И в конце пути упал.

(Хлопок обоими кулаками по поверхности стола).

В: Отдохнули? (ответы детей) А теперь последнее задание от гномов, самое сложное. Ребята, посмотрите на картинку, скажите, чьи это хвосты и исправьте ошибки, которые найдете.

Дидактическая игра «Чей хвост? »

На  слайде изображены: заяц– с беличьим, лиса – с волчьим, белка– с заячьим, волк – с лисьим. Дети отвечают на вопрос «Чей хвост?», затем исправляют ошибки (у лисы – лисий хвост; у зайца – заячий; у волка – волчий; у белки – беличий).

  1. Заключительная часть.

В: Молодцы ребята. Со всеми заданиями справились очень хорошо.  Вы показали гномам, что очень много знаете о диких животных. Нам пора возвращаться в группу. (включаю видео зрительной гимнастики)

В: Снова мы вернулись в сад,

   Каждый из нас очень рад!

В: Ребята, где мы сегодня были? Понравилось вам путешествие? Что особенно запомнилось? Ребята, о каких животных мы сегодня говорили? Почему они называются дикими? О чем еще мы сегодня говорили? (ответы детей)  Вы сегодня все очень хорошо потрудились. Гномы хотят подарить нам за старания эти медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...