Проэкт по народному творчеству
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Калиничева Виктория Физулиевна

Краткосрочный проэкт по народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_narodnomu_tvorchestvu.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

КОРОТКОСРОЧНЫЙ   ПРОЕКТ

«Русское народное творчество- основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих

ценностей дошкольников»

                                                Авторы: Калиничева Виктория Физулиевна,          

                                                Васильева Татьяна Леонидовна                      

                                                Воспитатели ГБДОУ детский сад №42            

                                                Кировского района города Санкт- Петербурга.

                                                         2017г.

Содержание

                               

  • Паспорт проектной деятельности ……………………………….
  • Актуальность, цель, задачи………………………………………
  • Этапы работы……………………………………………………...
  • Приложение ……………………………………………………….
  • Литература…………………………………………………………

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 4- 5 лет

Направленность работы по проекту:

Для  решении поставленной в проекте цели  запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин,  заучивание наизусть стихов и потешек, театрализованная деятельность .Игры, познавательная деятельность, креативные  виды деятельности: лепка, рисование, аппликация.  Эти формы работы проводятся как на специально организованных занятиях, так и в вечерние отрезки времени.

Каждый вид деятельности преследует решение своих задач и целей.

Руководители проекта:

Воспитатели Васильева Татьяна Леонидовна ,

Калиничева Виктория Физулиевна.

Участники проекта:

дети средней группы 4-5лет воспитатели группы, родители.

Продолжительность:

программа рассчитана на 3 учебные недели.

Место реализации:

ГБДОУ №42 Кировского района города Санкт-Петербруг.

                                   

В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

Развитие речи

.

        - обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы,

явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;

        - использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок,

загадок, небылиц и т.д.);

         - умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким

картинкам;

        - умение составлять описательные рассказы;

        - умение пересказывать сюжет услышанного  произведения;

        - усовершенствование  выразительности речи: темпа, высоты, тембра, силы голоса.

Познавательное развитие.

- представление об  истории России;

- представление о декоративно-прикладном искусстве;

- расширения кругозора детей.

- понимание детьми того, что в основе социальных понятий ( семья, родина) лежат особые отношения к людям, к месту, где родился и вырос.

Ознакомление с художественной литературой.

- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок,

загадок, поговорок, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;

- умение характеризовать героев сказок и былин, сопереживать им;

- умение находить различия между сказкой, рассказом, стихотворением.

- потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу её содержания.

 -приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Изобразительная деятельность.

    - умение украшать изделия по мотивам  дымковской

 росписи(знать и изображать элементы,

использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной  росписи, подбирать цвета).

  -развитие эстетического отношения и интереса детей к красивым предметам быта, изделиям  декоративного искусства.

- развитие творчества и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно – выразительного образа.

-удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Народные игры

- знание и умение играть в русские народные игры. 

         

Актуальность проблемы:

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Для повышения уровня знаний решено организовать проект   «Русское народное творчество- основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников» Проект рассчитан на определённое время, но  по  его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение  должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Основная цель:

Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста ( 4-5 лет) через знакомство с историей и культурой  России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи:

  • Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
  • Продолжать знакомство  детей с народным декоративно- прикладным искусством.
  • Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.
  • Создать условия для активации  творческого мышления детей.
  • Способствовать развитию памяти детей  дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
  • Расширять сотрудничество с родителями.
  • Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми

                                                                                               

ДАННАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ:

1 этап – подготовительный (1-я неделя).

  • Разработка стратегии реализации проекта.
  • Постановка цели и разбивка на веер задач.
  • Изучение методической литературы.
  • Подбор русских народных сказок, былин, стихов и потешек  для детей 4-5 лет.

  • Создание условий для самостоятельной деятельности: иллюстрации  «Герои русских народных сказок», «История русского народа», «Русские народные промыслы», настольные игры: «Собери сказку» и т.п .

 

2 этап – основной  и заключительный .

Неделя

Тема

Цель

Примечания

2-я

Беседа об истории русского народа.

Чтение былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

Чтение сказки «Лисичка со

скалочкой»

Рисование  «Дымковские узоры».

Знакомство  с произведениями        малых форм народного фольклора ( пе-сенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) Заучивание наизусть понравившихся произведений

Оформление выставки книг «В гостях у сказки»

Познакомить детей с историей, бытом, одеждой русского народа, вызвать интерес к дальнейшему знакомству с темой.

Формировать понятие "единства всех живущих на земле людей". Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.

Познакомить детей с предметами русского быта. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

Углубить представление о Дымковских узорах

 

Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение.

Беседу эффективно проворить , создав мини –музей русских костюмов и тп.

При посещении музея заострите внимание детей особо на этом предмете (скалка).

Занятие провести с детьми 4-5 лет.

Оформление творческих выставок детей стимулирует желание к творчеству.

Работа с небольшими группами детей  по 3-5человек (в любое время)              

Периодически обновлять книги.

Беседа об обычаях и традициях русского народа. 

Рассказывание сказки  «Гуси - лебеди»

Аппликация  с элементами рисования дымковских узоров

Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

 Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, чувство благодарности за оказанную услугу.

Продолжить знакомить детей с особенностями силуэтного изоб-ражения, научить с помощью ножниц, вырезать нарисованные по шаблону формы.

Научить детей  народным играм.

 После занятия

поиграть в эту сказ-ку.

Прочитать детям сказку заранее вне занятия, проиграть её с детьми.

.

3-я

Беседа о художественных промыслах.

Рисование  «Дымковская игрушка »

Лепка  «Из солёного теста игрушку»

Чтение былины «Илья Муромец»

Чтение сказки «»

                                                       

Начать знакомство детей с народными художественными промыслами.

Способствовать закреплению знаний о народных промыслах:

дымковской игрушке

Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу, дать представление о том, как народные мастера делают игрушки

Формировать понятие "единства всех живущих на земле людей". Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.

Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

Занятие провести в виртуальном музее в форме экскурсии.

Дать детям поработать с тестом накануне.

 

Поиграть в народную игру «Гуси-лебеди»

1.После каждого занятия по креативным видам деятельности оформлять творческие выставки.

2.Учить играть в русские народные игры на прогулке или во время свободной деятельности.

3.Знакомство  с произведениями   малых форм народного фольклора ( песен-ки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) Заучивание наизусть понравившихся произведений,  в течении всей проектной деятельности   с небольшими группами детей  по 3-5человек (в любое  время.)  

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                     

                   Русские народные игры.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предки. На Руси издавна существовало огромное количество игр, способствовавших воспитанию у ребенка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания и тому, что современная педагогика называет "социализацией ребенка" (приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития). Ниже приводятся лишь некоторые из них.

"Уголки"

Это старинная игра, имеющая очень много названий и вариантов, но основное содержание в ней - быстрая смена мест. Игра может проводиться в любых условиях: и в помещении, и на воздухе, где можно делать небольшие перебежки. Играют в нее дети начиная с дошкольного возраста и кончая подростками. Для игры не требуется инвентаря. Проводится она самостоятельно, без судей и руководителей. Если играют в помещении, то участвует 5 человек, при игре на воздухе - до 10 человек.

Описание

Играющие становятся по углам комнаты, водящий - в середине. Если играющих больше 5 человек, то для них чертятся кружки - "домики" ("норы"). Все находящиеся по углам - "мышки". Одна из них - водящая "мышка" - находится в середине комнаты. Она подходит к какой-нибудь из стоящих в углу (к "норке") и говорит: "Мышка, мышка, продай свой уголок!" Та отказывается. Тогда водящая идет к другой "мышке". В это время "мышка", отказавшаяся продать "уголок", вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Находящийся в середине стремится занять место кого-нибудь из перебегающих. Если ему удастся это, то оставшийся без места идет в середину и игра продолжается; если не удастся, то он подходит к другой "мышке" с просьбой продать "уголок". Если водящий скажет: "Кошка идет!" - тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо "уголок" ("норку").

Правила

1.        "Уголок-норку" занимает тот, кто первым попал туда.

2.        Если на слова "кошка идет" кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

"Чур у дерева"

Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий - в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить их, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: "Чур у дерева!" Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.

"Море волнуется"

Играют на воздухе и в помещении. Если находятся на воздухе, то рисуют кружки по кругу по количеству играющих, кроме одного. Каждый должен запомнить свой кружок. При игре в помещении ставят стулья в два ряда так, чтобы спинка одного из них соприкасалась со спинкой другого. Каждый должен помнить свой стул. В стороне стоит водящий. Он ходит между кружками или вокруг стульев и неожиданно говорит: "Море волнуется!" Все играющие выбегают из кружков или вскакивают со стульев и бегают до тех пор, пока водящий не скажет: "Море спокойно!" - после чего каждый стремится быстрее занять свое место. Водящий также старается занять чье-либо место. Оставшийся без места становится водящим.

"Гуси-лебеди"

В игре участвуют от 5 до 40 человек.

Описание

На одной стороне площадки (зала) проводят линию, отделяющую "гусятник", на другой стороне - линию, за которой находится "пастбище". Из играющих выбирают "пастуха" и "волка". Остальные - "гуси" и "лебеди". Они становятся в ряд в "гусятнике". "Пастух" располагается сбоку от "гусей", "волк" - посередине площадки.

"Пастух" говорит:

Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!

Все "гуси" и "лебеди" "летят на пастбище", подражая птицам. Как только "пастух" скажет громко:

"Гуси-лебеди, домой, серый волк за горой!",

они убегают с "пастбища" в "гусятник", а "волк" ловит их до линии их "гусятника". Пойманных подсчитывают и отпускают в их "стадо" или они идут в "логово волка" и остаются там до его замены. Играют с одним "волком" 2-3 раза, затем выбирают нового "волка" и "пастуха" из непойманных. В заключение отмечаются лучшие "гуси" (ни разу не пойманные "волком") и лучший "волк" (сумевший поймать больше "гусей"). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все "гуси".

Правила.

1.        "Гусям" разрешается выбегать и возвращаться в "гусятник" только после слов, сказанных "пастухом". Кто убежит раньше, тот считается пойманным.

2.        "Волк" может ловить только после слов "под горой" и только до линии "гусятника". Дети любят в этой игре вести разговор между "пастухом" и "гусями": после слов "серый волк за горой" "гуси" спрашивают:

- А что он там делает?

"Пастух" отвечает:

"Гусей щиплет!"

- Каких?

- Серых да белых.

После последних слов "гуси" бегут домой в "гусятник".

3.        Водящий имеет право ловить убегающих только до линии "дома"; игрок, осаленный за линией, не считается пойманным.

Эту игру можно усложнить, введя в нее второго "волка", установив на пути передвижения "гусей" и "лебедей" препятствия в виде скамеек ("дорога"), по которым надо пробежать или перепрыгнуть

«Веревочка»

Старинная русская игра. Игра для детей, начиная с дошкольного возраста. Количество играющих - от 5 до 30 чел. В комплект сундука входит одна веревочка.

Любым способом определяют водящего. Все играющие становятся в круг и берутся двумя руками за веревочку. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Играющие могут отдергивать ладони от веревочки или двигать их вдоль нее. Осаленный сменяет водящего. Опытный водящий старается не осаливать, а так напугать игроков, чтобы они отпустили веревочку и она упала на землю. При этом он побеждает всех игроков.

Варианты игры:

Если в кругу соберется слишком много ребят, то они держатся за веревочку одной рукой или назначается сразу двое водящих. Можно проводить игру с ходьбой по кругу или другими движениями, не нарушая формы круга.

«Мост»

Играют трое: два мальчика и девочка или две девочки и мальчик. Девочка и мальчик становятся друг к другу лицом. Девочка протягивает обе руки к мальчику, который крепко держит каждую руку в своей так, что их руки образуют мост из двух перекладин. Этот мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всею тяжестью своего тела и повисая на нем, пока пара не разнимет своих рук, что, как правило, влечет за собой падение висящего. Когда мост разрушен, один из пары остается на месте, а другой игрок убегает.

Разрушивший мост, поднявшись с земли, бросается догонять убегающего, чтобы составить новую пару, которую будет разбивать оставшийся на месте.

.

«Казаки и разбойники»

Играющих разделяют на две партии. Одна партия изображает казаков, другая - разбойников. Партия казаков имеет какой-нибудь знак, например крест из желтой бумага на груди, или повязывает руки платками.

Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он делается казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников.

Русские народные стишки, небылицы, потешки.

***

А где это видано

И в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросеночек яичко снес

Да на полочку унес.

А полочка обломилась,

И яичко разбилось.

Овечка расквохталась,

Кобылка раскудахталась:

— Ой, куда-куда-кудах!

Не бывало у нас так,

Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,

Голопузый за пазуху поклал,

А слепой-то подглядывал,

А глухой-то подслушивал,

А безногий водогон побежал,

Безъязыкий «караул» закричал!

***

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

***

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

***

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

***

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

На булановой телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.

***

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаяно хвостом

К небу прицепился.

***

Трах-тах, тарарах,

Едет мышка на ежах.

— Подожди колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж,

Очень колешься ты, ёж.

***

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

***

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху –

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно –

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

***

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень.

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Пойди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

***

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

***

Скучно волку жить в лесу –

Он заводит песню.

Так неладно, так нескладно –

Хоть беги из лесу.

Перед ним лисица пляшет –

Рыжей лапой машет.

Хоть ни ладу и ни складу –

Пляшет до упаду.

Воробей пищит на ветке

Изо всех силенок.

Пусть нескладно, непонятно–

Все равно приятно.

***

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала –

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая».

***

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку,

Желтому песочку.

Проплутала долго –

Испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец – рядом.

***

Ой ты, заяц косой – вот так!

Не ходи ты за мной – вот так!

В огород попадешь – вот так!

Всю капусту сгрызешь – вот так,

Как поймаю тебя – вот так,

Как за уши схвачу – вот так,

Да и хвост откручу – вот так!

Конспект занятия

Тема:  Народные  художественные  промыслы.

Цель: Познакомить детей с народными художественными

            промыслами, развить чувство гордости за русскую землю,

            славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками

            сказочную красоту.

Задачи:

  • Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.
  • Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память,  чувство света, эстетическое восприятие.
  • Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Предварительная работа:

Рассматривание слайдов, изделий  дымковской, гжельской и хохломской росписи ,рисование в альбомах для раскрашивания.

Материалы и оборудование:

Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Посуда: Гжель, Хохлома. Дымковские игрушки.

Ход занятия

(Тихо звучит  музыка)

 Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, , послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того, чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Ребята,  сегодня  на занятии  я хочу вам рассказать о народных художественных промыслах.

В России народных художественных промыслов великое множество. И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Чашка эта голубая

О зиме напомнит вдруг:

На снегу холодном тает

Не расстает синий луг.

Рассветают на морозе

Хризантемы и ромашки.

Колокольчики и розы.

Украшают чашки, вазы

Сколько блеска, сколько глянца

В сине-белом том фасьянсе!

Неужели, неужели

В Вашем доме нету Гжели?

Дети подходят ко второму стенду. ( Хохлома)

Продолжим нашу экскурсию, посмотрите, какая красивая посуда.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется,  кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка:   смородина,  малина,  рябина, или цветы:  маки, колокольчики, ромашки.

Я перечислила  элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы.

Молодцы ребята! Послушайте  стихотворение о Хохломе.

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

Дети подходят  к стенду с Дымковской  игрушкой.

 Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня ,и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?

 А сейчас  послушайте мой рассказ о Дымковской игрушке.

Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины,  смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные, кавалеры отважные, свистульки голосистые да звери сказочные, диковинные. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. Для этой росписи используют сочетания ярких цветов:   красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного. Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

С голосами тонкими,

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, интересная экскурсия у нас  получилась? А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Хорошо! Тогда я приглашаю вас  на следующее занятие по изобразительному искусству в нашу мастерскую, где вы сможете стать народным умельцем.

                                                                            Конспект занятия. Лепка

Тема: «Дымковское чудо»

Цель: Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу, дать представление о том, как народные мастера делают игрушки.

Задачи:

  • Способствовать развитию эстетического вкуса,
  • Воспитывать интерес к быту и обычаям России.
  • Учить видеть выразительность формы игрушки.
  • Лепить пластическим способом, путем оттягивания глины от общего куска, стекой намечая детали, украшать игрушку налепами.

                                     

                                     Предварительная работа:

рассматривание  открыток, альбомов, слайдов,   дымковских глиняных игрушек, знакомство и работ с глиной.

Материалы  и оборудование:

дымковские глиняные игрушки ,глина, стеки, салфетки, дощечки, вода.

Ход занятия

– Ребята, сегодня я вам расскажу, как в селе Дымково мастера-художники делают из глины красивые и веселые игрушки и разрисовывают их яркими красками. Это нарядные девицы, расписные лошадки, олени с ветвистыми рогами, уточки с утятами. Вылепленные из глины игрушки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их покрывают белой краской и украшают нарядными узорами. Мастер берет кисточку и расписывает игрушку малиновыми, желтыми, оранжевыми, синими красками.

   Особое внимание воспитатель обращает на уточку-крылатку, на разнообразие налепов, их расположение, цветовую гамму.

   И вдруг под музыку появляется дымковская кукла-утятница и предлагает детям слепить для неё уточек.

Воспитатель напоминает, как из куска глины овальной формы можно оттянуть шею, голову, хвостик, объясняет, что уточки могут быть вылеплены с высоко поднятой головой, красиво изогнутой, вытянутой шеей.

Под народную музыку дети приступают к лепке.

Самостоятельная деятельность детей.

Оказывать детям необходимую помощь в индивидуальном порядке.

Детям постарше усложнить работу: предложить крылья и голову  украсить красивыми налепами, шариками, лепешками, гармошкой.

Когда все утята будут слеплены, утятница собирает их, кормит, хвалит каждого утенка.

РЕФЛЕКСИЯ

Подводится итог занятия и  детям предлагается рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.

                             

Список используемой литературы.

1. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я.Ляудис.М.1981г.

2. Савенков А.И.Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

3. Большева Т.В.Учимся по сказке .Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие .2-е изд. испр.- СПБ .: "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2005.

4. Боровик А. Развитие воображения / А. Боровик // Дошкольное образование: приложение к газете «Первое сентября». - 2001. - (февраль) № 3. - С.14-15.

 5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А.Ветлугина. - М.: Педагогика, 1992.- 284с.

 6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1998. – 214 с

 7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников / О.М. Дьяченко. - М.: РАО, 1996. - 197с.

  8. Захарчук Д.В. Педагогические условия развития креативного мышления детей / Д.В. Захарчук. - М.: Педагогика, 1989. - 137с.

 9. Камаева Т. Нужен ли детям театр? / Т. Камаева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 6. - С.5 - 7.

Просвещение, 1982. - 191с.

10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - 160с.

11. Курочкина Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству // Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей. - СПБ.: «Детство-Пресс», 2000. – 374 с.

12. Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.

13. Дорожин Ю.Г. «Дымковская игрушка», М., 2000

14. Дорожин Ю.Г. «Сказочная гжель», М., 2000

15. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 1997. – 176 с.

16. КнязеваО.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,СПб, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...

Проэкт "Русские народные сказки"

Проэкт "Русские народные сказки"...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».

Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....