Конспект занятия "Звук и буква С. Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Зима", знакомство со звуком С, буквой С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие в подготовительной группе. Расширение семантического поля "снег" | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук и буква С. Зима.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- формировать и расширять у детей «семантическое поле» слов-глаголов;
Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать у детей звук С в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
- развивать дыхание и голос;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- уточнять и расширять слова через формирование семантического поля слова «снег» и развитие валентности слов;
- развивать навыки словоизменения;
Коррекционно- воспитательная:
- обучать детей правильному поведению на ледяной горке.
Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука [С], цветные фишки, искусственная ёлочка; ёлочные шары из бумаги с предметными картинками, пластиковые снежинки.
Ход занятия
- Организационный момент
- К какому времени года относятся слова: снег, санки, снежинки, снеговик? (Зима)
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
- Общее расслабление.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем…
- Развитие общей моторики. Выполнение действий по тексту.
Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
- Развитие мелкой моторики. «Снежок»
Раз, два, три, четыре | Загибают пальчики начиная с большого. |
Мы с тобой снежок слепили. | Лепят, меняя положение ладоней. |
Круглый, крепкий, очень гладкий. | Показывает круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. |
И совсем-совсем не сладкий. | Грозят пальчиком. |
- Развитие мимических мышц.
Найдите «Мы умеем улыбаться. Мы умеем удивляться. Мы умеем сердиться. Мы умеем огорчаться».
- Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
- для челюсти: «Улыбочка»;
- для языка: «Почистим нижние зубки», «Сердитая киска»;
- для губ: высунули язык «лопаточкой» и сдули снежинки со своего стола.
- Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
- Объявление темы занятия.
Сегодня мы поговорим о снеге, о словах-родственниках к слову «снег» и при этом будем правильно произносить звук С.
- Акустико-артикуляционный образ звука.
- Проверьте, как у вас работают губы и язык:
- губы улыбаются;
- кончик языка находится за нижними зубами;
- язык, как «сердитая киска» (боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ним щель;
- по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;
- горлышко молчит.
- Звук «С» - согласный, твердый, глухой, свистящий.
- Развитие фонематического слуха.
Перед детьми выставляется макет ёлочки. Дети украшают ёлочку картинками, в которых встречается звук «С» в начале слова.
- Разделим слова на слоги. Каким способом?
Картинки: сани, совок, сом, сова, самокат.
Ребенок называет слово, украшает этой картинкой ёлочку и делит слово на слоги.
- Соотношение звука с буквой.
«С» - как серп рисуем с вами.
«С» - свернулся сом с усами.
На снегу подковы след.
«С» - сверкает силуэт.
5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях.
- Ребята, посмотрите у нас под ёлкой лежит «снежный» ком. Поиграем с ним?
- Я буду называть первый слог, а кому я кину «снежный ком» - второй слог.
- Добавь слог СА: ли…(са), ро…(са), плак…(са), о…(са).
- Добавь слог СЫ: бу…(сы), ко…(сы), у…(сы), ве…(сы), ча…(сы).
- Молодцы! Присаживайтесь за столы. Проанализируем звуки в слогах СА, СЫ.
Составление схем слогов:
- Ребята, у слова «снег» есть слова-родственники, которые образовались от слова снег:
- Маленькая частичка снега? (Снежинка).
- Снег, слепленный в ком, как называется? (Снежный).
- Как называется явление природы, когда снег сыплется с неба большими хлопьями и быстро? (Снегопад).
- Как называется фигура, слепленная из снега? (Снеговик).
- Как называется девочка из сказки, которую слепили Дед и Баба из снега? (Снегурочка).
- Как называется птица, которая прилетает с первым снегом? (Снегирь).
- Составим предложения с этими словами.
Дети слепили снеговика.
На березе сидит снегирь.
С неба падают снежинки.
- Физкультминутка «Снежинка».
Снежинки пуховые, Веселые, живые! | Взмахи руками. |
Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном | Кружиться. |
И землю устилаете Блестящим серебром. | Присесть. |
- Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
- Игра: «А что вчера».
Сегодня снег блестит, а вчера …
Сегодня снег падает, а вчера…
Сегодня снег сверкает, а вчера …
Сегодня снег тает, а вчера …
Сегодня снег хрустит, а вчера …
Сегодня снег идёт, а вчера …
- А сейчас вспомните слова действия, которые выполнял снег в игре: «А что вчера». Украсьте ёлочку снежинками при назывании каждого слова.
- Со снежинками ёлочке будет тепло зимой.
- Итог занятия и оценка деятельности детей.
- Какой звук мы учились говорить правильно?
- О каком времени года мы сегодня говорили? Вспомните действия, которые относятся к слову снег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Идет зима аукает" для детей среднего возраста в рамках тематической недели "Проводы зимы"
Цель: Закрепить знания детей о зиме, ее явлениях, изменениях в природе, узнавать эти изменения в природе, узнавать их в музыке, загадках. Определять настроение музыки, характеры передаваемых образов. ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
Звуки [В], [Вь]. Буква В. Зимующие птицы
Знакомство со звуками В и Вь, расширение словаря по теме "Зимующие птицы"...