Речевые проблемы ребенка
статья по развитию речи по теме
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат, зрение ребенка достигнут определенного уровня развития. Именно это и свидетельствует о важности регулярного посещения различных специалистов: невропатолога, окулиста, стоматолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_problemy_rebenka.docx | 14.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые проблемы ребенка
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат, зрение ребенка достигнут определенного уровня развития. Именно это и свидетельствует о важности регулярного посещения различных специалистов: невропатолога, окулиста, стоматолога.
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное– она наиболее гибка и податлива. Поэтому все нарушения звукопроизношения преодолеваются легче и быстрее. Необходимо так же учесть, что сложное нарушение звукопроизношения(дислалия) может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.
Как это происходит? Известно, что в процессе воспроизведения речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают двигательные ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих раздражений идут к коре головного мозга. Именно двигательные раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия (это высшая психическая функция, которая есть только у человека и дающая возможность воспринимать и различать мельчайшие единицы языка). Само собой разумеется, что при нарушении звукопроизношения не происходит полноценного развития фонематического восприятия. Его недоразвитие приводит к тому, что ребенок не дифференцирует близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «неуловимыми».
Таким образом, можно отметить, что у ребенка возникает целая «цепь» нарушений, которые со временем могут привести к общему недоразвитию речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, обязательно повлечет за собой в дальнейшем нарушения письма и чтения, которые корректируются с большим трудом. Вот такие серьезные последствия в некоторых случаях может повлечь за собой дислалия, если ее своевременно не выявить и не устранить.
В случае обнаружения какого-либо речевого нарушения у ребенка в раннем возрасте обучение по специализированным программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольном возрасте. В настоящее время формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?
В статье рассматриваются различные установки родителей по отношению к речевому дефекту ребенка, приводятся практические рекомендации, в каких случаях необходимо обратиться к логопеду....
Консультация для родителей "Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка?"
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некото...
Речевые проблемы ребенка
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Овладение речью – это сложный, многосторонний...
Тревожат ли Вас речевые проблемы ребенка
Речь – это то, что объединяет людей, позволяет им общаться и договариваться между собой, изучать языки, путешествовать по миру, приобретать знания. Развитая, хорошо поставленная речь позволяет ее обла...
Речевые проблемы ребенка.
Устранение недостатков речевых проблем ребенка в семье....
Выступление на родительском собрании (средняя группа) «Ребенок с речевыми проблемами в семье. Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»
Выступление на родительском собрании (средняя группа)«Ребенок с речевыми проблемами в семье.Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»...