«Мнемотехника как средство развития памяти и cвязной речи детей старшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Использование мнемотехники при заучивании стихов, пословиц, поговорок, в процессе составления описательных рассказов или пересказов художественного произведения, при отгадывании загадок будет наиболее эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_kak_sr-vo_razv._pamyati_i_cv._rechi.docx | 614.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мнемотехника как средство развития памяти и cвязной речи
детей старшего дошкольного возраста»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
МНЕМОТЕХНИКА (в переводе с греческого) — искусство запоминания, технология развития памяти. Это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или знаки-символы. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Актуальность использования мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы взрослого, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
4. Развитие творческих способностей, фантазии.
5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны
речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятий с детьми на любую тему. Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Например: рассказ о себе.
- Меня зовут ________. Маму зовут ___________. Папу ____________.
- У меня есть младший/старший брат/сестра _____________.
- Мама работает ______________, а папа _____________________.
- Моя бабушка_____________________ умеет вязать и шить, а дедушка__________ любит заниматься в саду и мастерить что-нибудь из дерева.
- Мы с братом/сестрой любим отдыхать на даче у бабушки и дедушки. Там мы играем в мяч, купаемся в речке, ходим в лес.
- Мы очень любим свою семью.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки. Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?
Варианты игр с мнемотаблицами:
1. Восстановить последовательность картинок по памяти.
2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. Найти лишнюю картинку.
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Педагоги и родители могут использовать метод мнемотехники при обучении пересказу и, при загадывании загадок, при заучивании и стихотворений наизусть.
Таким образом, вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучивать стихотворение , пословицу или поговорку, пересказывать художественный текст, составлять описательный рассказ, тем самым развивая память и связную речь ребёнка.
Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов), а также для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оригами как средство развития мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………&helli...
Статья «Развитие памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
С каждым годом количество детей с нарушенным развитием речи только увеличивается, страдают и высшие психические функции. Мнемотехника, это метод, зарекомендовавший себя уже на протяжении долгого време...
Статья"Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Использование метода мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это п...
Мнемотехника как средство развития памяти и cвязной речи детей старшего дошкольного возраста.
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»....
Использование лэпбука как средства развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...
Статья на тему:"Использование мнемотехники как средство развития памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи....
Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...