Занятие 1
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Занятие 1

Программное содержание:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания гласных букв.

2. Закреплять умение определять место ударения в словах.

3. Учить составлять предложение из 2-х слов, называть 1-ое, 2-ое слово.
 

Материал демонстрационный: схема пятизвукового слова; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка; кукла; фишки или мелкие игрушки.
Материал раздаточный: схема пятизвукового слова; красные, синие. Зеленые, черные фишки на подносике; указка.

               I.Воспитатель говорит детям, что в старшей группе они узнали, что слова состоят из звуков. Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград. Спрашивает, как называются такие звуки ( гласные), какие гласные они знают ( а, о, у, э, ы, и), какими фишками обозначаются ( красными).
               Воспитатель предлагает вспомнить, как называются звуки, которые во рту встречают преграды ( согласные), сказать, какие бывают согласные ( твердые и мягкие), какими фишками обозначаются( твердые согласные-синими, мягкие согласные-зелеными фишками) и назвать несколько согласных звуков. Если ребенок называет твердый согласный, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару( например, «п»- «пь»; «л»- «ль»). Если ребенок называет мягкий согласный звук, воспитатель предлагает назвать его твердую пару ( например, кь-к; сь-с).

               II.Звуковой анализ слова «Книга».
               Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно  с ним его выкладывает за столами все дети.
               Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолировано ( к, нь, и, г, а), характеризует их ( гласный, твердый или мягкий согласный) и обозначает соответствующей фишкой. Затем произносит слово с ударением ( книга) и обозначает ударный гласный черной фишкой, которую ставит за красную фишку.
               В работе ребенка это выглядит так:
               Книга-1-ый звук «к», твердый согласный ( ставит фишку в первую клеточку схемы).
               кНига-2-ой звук «нь», мягкий согласный ( ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку).
               кнИга-3-ий звук «и», гласный (ставит красную фишку).
               книГа-4-ый звук «г», твердый согласный звук ( ставит синюю фишку).
               книгА-5-ый звук «а», гласный( ставит красную фишку).
               кнИИИга- ударный звук «и»( ставит черную фишку).
               При проведении звукового анализа слова необходимо следить за тем, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой по схеме, а затем соответственно обозначен фишкой.
               Вопросы и задания детям:
               Какие гласные в слове «книга»? ( и,а). Какой ударный гласный звук?(и). Произнесите слово с ударением(книиига). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «а», как теперь будет звучать слово?(книгаа). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове?(нь). Какой 2-ой твердый согласный?(г)ю Какой твердай согласный?(к).                                                                                                                                                                                                                      

Игры с заданиями:
1.Вызвать 4 детей, предложить им взять с доски фишки, обозначающие звук, в последующей последовательности: нь, г, а, и, ,к и построить слово «книга».
2.Подозвать( в сторону): 1-ый гласный, 2-ой гласный, мягкий согласный, 2-ой твердый согласный, 1-ый твердый согласный и построить слово «книга».
3.Задание звукам дают дети. Приведем примерные задания: назвать слово со своим звуком ( звук может быть в начале, середине или конце слова); назвать пару своего звука; найти игрушку, в названии которой есть заданный звук; в котором твой звук-ударный.
III.Работа с предложением
               Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что ее зовут Нина. Дети рассматривают куклу и говорят, какая она ( красивая, большая, нарядная, любимая, хорошая и т.д.). Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом «Нина» ( дает ему куклу), другой- слово «нарядная». Предлагает им встать рядом; обращается по очереди к детям и спрашивает, какие они обозначают слова («Нина», «нарядная»). Детям группы предлагается сказать, что получится, если произнести эти слова друг другом ( «Нина нарядная»). Воспитатель объясняет, что получилось предложение «Нарядная Нина». Дети-слова меняются местами, получается новое предложение: «Нина нарядная», называют 1-ое, 2-ое слово. Вызывается ребенок, который обозначает слово «милая», а слово «нарядная» садится на место, и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось ( «Милая Нина») и называют 1-ое, 2-ое слово.
               Задание детям-словам: выйдет слово «Нина», слово «милая» пойдет к слову «Нина», чтобы получилось предложение «Нина милая». Слово «Нина» похлопает в ладоши. Слово «милая» назовет 1-ый звук этого слова ( «мь»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1

Программное содержание:

1. Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания гласных букв.

2. Закреплять умение определять место ударения в словах.

3. Учить составлять предложение из 2-х слов, называть 1-ое, 2-ое слово.

Материал демонстрационный: схема пятизвукового слова; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка; кукла; фишки или мелкие игрушки.
Материал раздаточный: схема пятизвукового слова; красные, синие. Зеленые, черные фишки на подносике; указка.

        I.Воспитатель говорит детям, что в старшей группе они узнали, что слова состоят из звуков. Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград. Спрашивает, как называются такие звуки ( гласные), какие гласные они знают ( а, о, у, э, ы, и), какими фишками обозначаются ( красными).
        Воспитатель предлагает вспомнить, как называются звуки, которые во рту встречают преграды ( согласные), сказать, какие бывают согласные ( твердые и мягкие), какими фишками обозначаются( твердые согласные-синими, мягкие согласные-зелеными фишками) и назвать несколько согласных звуков. Если ребенок называет твердый согласный, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару( например, «п»- «пь»; «л»- «ль»). Если ребенок называет мягкий согласный звук, воспитатель предлагает назвать его твердую пару ( например, кь-к; сь-с).

        II.Звуковой анализ слова «Книга».
        Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно  с ним его выкладывает за столами все дети.
        Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолировано ( к, нь, и, г, а), характеризует их ( гласный, твердый или мягкий согласный) и обозначает соответствующей фишкой. Затем произносит слово с ударением ( книга) и обозначает ударный гласный черной фишкой, которую ставит за красную фишку.
        В работе ребенка это выглядит так:
        Книга-1-ый звук «к», твердый согласный ( ставит фишку в первую клеточку схемы).
        кНига-2-ой звук «нь», мягкий согласный ( ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку).
        кнИга-3-ий звук «и», гласный (ставит красную фишку).
        книГа-4-ый звук «г», твердый согласный звук ( ставит синюю фишку).
        книгА-5-ый звук «а», гласный( ставит красную фишку).
        кнИИИга- ударный звук «и»( ставит черную фишку).
        При проведении звукового анализа слова необходимо следить за тем, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой по схеме, а затем соответственно обозначен фишкой.
        Вопросы и задания детям:
        Какие гласные в слове «книга»? ( и,а). Какой ударный гласный звук?(и). Произнесите слово с ударением(книиига). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «а», как теперь будет звучать слово?(книгаа). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове?(нь). Какой 2-ой твердый согласный?(г)ю Какой твердай согласный?(к).                                                                                                                                                                                                                      

Игры с заданиями:
1.Вызвать 4 детей, предложить им взять с доски фишки, обозначающие звук, в последующей последовательности: нь, г, а, и, ,к и построить слово «книга».
2.Подозвать( в сторону): 1-ый гласный, 2-ой гласный, мягкий согласный, 2-ой твердый согласный, 1-ый твердый согласный и построить слово «книга».
3.Задание звукам дают дети. Приведем примерные задания: назвать слово со своим звуком ( звук может быть в начале, середине или конце слова); назвать пару своего звука; найти игрушку, в названии которой есть заданный звук; в котором твой звук-ударный.
III.Работа с предложением
        Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что ее зовут Нина. Дети рассматривают куклу и говорят, какая она ( красивая, большая, нарядная, любимая, хорошая и т.д.). Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом «Нина» ( дает ему куклу), другой- слово «нарядная». Предлагает им встать рядом; обращается по очереди к детям и спрашивает, какие они обозначают слова («Нина», «нарядная»). Детям группы предлагается сказать, что получится, если произнести эти слова друг другом ( «Нина нарядная»). Воспитатель объясняет, что получилось предложение «Нарядная Нина». Дети-слова меняются местами, получается новое предложение: «Нина нарядная», называют 1-ое, 2-ое слово. Вызывается ребенок, который обозначает слово «милая», а слово «нарядная» садится на место, и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось ( «Милая Нина») и называют 1-ое, 2-ое слово.
        Задание детям-словам: выйдет слово «Нина», слово «милая» пойдет к слову «Нина», чтобы получилось предложение «Нина милая». Слово «Нина» похлопает в ладоши. Слово «милая» назовет 1-ый звук этого слова ( «мь»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...