Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Прохорова Дарья Александровна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: развитие связной речи дошкольников, обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_krasivoy_rechi.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи в старшей группе

 «Путешествие в Страну Красивой речи»

Цель: развитие связной речи дошкольников, обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.

Задачи:

Образовательные:

– расширять объем словарного запаса;

–упражнять в делении слова на слоги, подборе антонимов;

– формировать умения обобщать, классифицировать;

– закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков;

           -формировать представление о фантазии, развивать воображение, образное представление, эмоциональную сферу детей.

Развивающие:

-развивать умение выделять признаки предметов;

– развивать речь, как средство общения;

             - развивать слуховое внимание;

– развивать внимание, логическое мышление, память.

Воспитательные:

– воспитывать звуковую культуру речи;

– воспитывать культуру общения;

– воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту.

Материал: презентация по теме занятия, музыкальная аудио запись, мяч, карточки с различными изображениям, ритмические палочки, контейнеры с крупой и предметами; цветная пена, лист А3, ложки.

Методические приемы: словесные: вопросы, беседа, рассказывание. Игровые: гимнастика для глаз «Замок», д/игры: «Назови ласково», «Что лишнее?», «Противоположности», «Кто, где живет?», «Назови одним словом», словесная игра: «Что из чего сделано». Словарная работа: фантазия, слова «противоположности», речь, признак предмета.

Ход ООД:

I. Организационный момент.

Психогимнастика «Улыбка»

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

За руки возьмем друг друга

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Скажем «Здравствуйте!» мы всем

Станет добрым этот день!

- Ребята  сегодня я получила необычное звуковое письмо. Хотели бы вы его послушать? (звучит обращения от жителей страны Красивой речи)

-Дорогие ребята из группы №3, мы, жители страны «Красивой речи» просим у вас помощи! Злые волшебники заколдовали всё, что у нас есть: дома, поля, леса, дорожки, речку и даже солнышко! Помогите нам расколдовать нашу прекрасную страну!

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы помочь жителям этой страны? (ответы детей). Но попасть мы сможем в эту страну только с помощи фантазии. А что такое фантазия? (ответы детей)А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Очень интересно! Я загадаю вам загадку, а отгадав ее, вы узнаете, на чем мы отправимся в Страну красивой речи.

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке.

(Воздушный шар)

Верно,  мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре с помощью фантазии.

 (Включается видео: полет на воздушном шаре).

- Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что наступило лето! Мы с вами летим на воздушном шаре сквозь облака. Под нами леса, поля. Слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

 Основная часть

Воспитатель: Вот мы и прибыли в страну Красивой речи. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

 А как вы думаете, почему у этой страны такое название? Что такое речь? (Ответы детей: речь, это то, что мы слышим или произносим, пишем или читаем, чем пользуемся при общении).

Воспитатель:  А вы знаете, какая речь называется красивой? (ответы детей)

Воспитатель: Вы правы! Наверное, жители страны Красивой речи умные, воспитанные, умеют правильно и красиво говорить.

Ребята, почему же в этой стране все стало серым? (ответы детей)

А вот и Солнышко! Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков! Злые волшебники забрали лучики, заколдовали и спрятали их в сундук. Вы поможете вернуть лучики солнышку? (Ответы детей) Чтобы их расколдовать, немножко нужно поиграть. Но для начала откроем замок на сундуке, чтобы достать лучики. А поможет нам в этом гимнастика для наших ротиков, которая так и называется «Замок».

Артикуляционная гимнастика «Замок»

Воспитатель: Нужно улыбнуться, поджать губы так, чтобы их не было видно, а затем слегка разжать губы, чтобы между ними была маденькая щелочка. И так повторить несколько раз.

Вот вы и справились! Замок открылся!

(Воспитатель играет с детьми в словесные игры. После каждой игры, лучик появляется на экране.)

Д/И «Назови звук» (с мячом)

Воспитатель: Первая игра называется «Назови звук». Предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать каждому мяч, и говорить слово. Вы отдаете мне мяч обратно, называя первый звук в этом слове.

Мама, папа, дом, часы, кот, игрушка, шар, радуга, лес, облако, белка, солнышко.

Воспитатель: Первый лучик расколдован.

2. Д/И «Сосчитай слоги» (ребёнок учится простукивать слова палочками - клавесами, разделяя их на слоги)

Воспитатель: Ребята, для следующей игры нам понадобятся ритмические палочками. Возьмите по одной палочке в каждую руку. Давайте присядем вот на эту цветочную поляну. В стране красивой речи живут разные слова, которые называют разные предметы, явления, растения, животных. Я буду загадывать загадку, а отгадку-слово, которую вы назовете, мы будем делить на слоги, но не хлопками, а ритмическими палочками. Один удар, равен одному слогу. Т.е. сколько слогов, столько и постукиваний.

Стебель весь ее в колючках.
Об него исколешь ручки.
Хоть страшна ее угроза,
Все равно красива
...(роза)

Длинный тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек.

 Не растенье, а маяк –

 Это ярко-красный .. (мак)

То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Он похожий на звоночек
Это милый ...
  (колокольчик)

Мы несли грибы в корзине

И еще цветочек синий.

Этот синенький цветок

Назывался… (василек)

Воспитатель: Ребята, как одним словом можно назвать все слова, которые вы отгадали? (ответы детей) Вот вы и расколдовали второй лучик.

3. Д/И «Противоположности»

Воспитатель: Еще одна игра, которая поможет расколдовать нам лучик, называется «Противоположности». На экране будут появляться картинки. Я называю слово, вы – противоположное ему.

Гимнастика для глаз: «Солнышко и тучки»

Солнышко с тучками в прятки играло,

(Закрываем открываем глаза ладошками)
Солнышко тучки-летучки считало:
(Посмотреть вправо-влево.)
Серые тучки, чёрные тучки.
(Посмотреть вверх-вниз.)
Лёгких — две штучки,
Тяжёлых — три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Солнце на небе вовсю засияло.
(Закрыть глаза ладонями.)

Воспитатель: Для того, чтобы поиграть в следующие игры, поделитесь на три группы по 4 человек.  Каждой группе достается своя игра.

4. Д/И по подгруппам

1 группа Д/И «Четвертый лишний»

Воспитатель: На столе  лежат карточки с изображениями.  Рассмотрите их внимательно и закройте лишнюю карточку белым квадратом. Объясните свой выбор.

  1. футболка, сапоги, брюки, куртка

2) заяц, еж, белка, кот

3) капуста, перец, вишня, огурец

4) стол, стул, диван, кровать

2 группа Д/И «Предложение-настроение»

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам собрать пазл, а по картинке, которая у вас получится составить одно предложение. А затем, попробовать произнести его с разным настроением (радостно, грустно, удивленно).

3 группа Д/И «Назови признак»

(На столах стоят контейнеры с крупами, в них спрятаны предметы: матрешка, золотое кольцо, ключ, воздушный шарик., ложка, карандаш, ручка, стеклянное блюдце, бумажный самолетик)

Воспитатель: в стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Вот и мы поиграем с вами в игру «Назови признак». Но все предметы волшебники спрятали: и ваша задача найти их и рассказать, из чего этот предмет  сделан, назвать его признак по материалу, т.е. какой он.

Воспитатель: Ребята, вот вы и расколдовали все лучики, и засияло солнышко в этой замечательной стране. Совсем стало тепло, лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, и расколдовали все вокруг. Но мне кажется, что чего-то не хватает. Может быть радуги? (Ответы детей)

Предлагаю вам сделать радугу и подарить ее жителям страны Красивой речи. А для этого отправляемся в наш детский сад  с помощью фантазии. Представьте, что я паровоз, а вы вагончики. Но паровозик не сможет поехать, пока вагончики не выстроятся  по цветам радуги.

Музыкальная физминутка «Паровоз»

III. Итог. Изобразительная деятельность.

(Воспитатель вместе с детьми делает радугу из пены и красок. Вагончики по цветам подъезжают и рисуют пеной свой цвет на радуге)

Воспитатель: Какая прекрасная радуга у нас получилась! Теперь нужно сказать волшебные слова, чтобы радуга появилась в стране Красивой речи. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Жители страны Красивой речи очень рады, что вы вернули солнышко и подарили им радугу, говорят вам больше спасибо. А мы отправляемся обратно в детский сад на воздушном шаре.

Воспитатель: Вот и прибыли мы в детский сад. Ребята, на столе лежат смайлики: веселый и грустный. Если вам было интересно и легко сегодня, возьмите веселый смайлик, если испытывали трудности или ва м не понравилось наше путешествие, то возьмите грустный смайлик и повести их на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель:- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.Задачи:      - формировать умение классифицировать предметы;    - упражнять в делении с...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Цель: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. Задачи:  Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.  Упражнять в делении слова на слоги, в ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»     Воспитатель:Оксова Н.Н.Задачи:...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну красивой речи"

Цель занятия : Обобщить и активизировать словарный запас...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшейгруппе "Путешествие в страну красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....