«Настольно –печатные игры, как средство развития связной речи у дошкольников».
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

янгирова маусила мукамиловна

 

  Выступление на семинаре –практикуме для  

            воспитателей ДОУ  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_-praktimume.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                 «Центр развития ребенка –детский сад №4»

                      городского округа город Агидель

  Выступление на семинаре –практикуме для  

            воспитателей ДОУ на тему:

«Настольно –печатные игры, как средство развития связной речи у дошкольников».

 




                                                                    Подготовила:

                                                                                            Воспитатель Янгирова М.М.


2016г.

«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь

много ума, чтобы пользоваться им».            Георг Гегель.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.  

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Детский сад - это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.

Работая над развитием речи дошкольников, мы ставим перед собой цель:

 Изучение и проектирование настольных игр для развития связной речи дошкольников.

Для этого мы решаем следующие задачи:

  1.Создание в группе развивающей предметно-пространственной среды;

  2. Изучить возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста.

  3.Подобрать и спроектировать настольные игры для детей дошкольного возраста, направленных на развитие связной речи.

Я считаю, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. И в первую очередь к ним относится создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Например,

«Речевой уголок» (в котором размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры).

«Театральный уголок»

(Т.к. участвуя в спектакле, дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д)

«Сюжетно–ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью»

(Потому что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, тем самым развивается диалогическая речь).

«Книжный уголок»

 (Где ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать).

Художественная литература служит действенным примером нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации.

Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми дошкольного возраста?

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Данная проблема позволила сформулировать тему:

«Настольная игра как средство развития связной речи дошкольников»

Через игру мы побуждаем детей к общению друг с другом.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза- (процесс индивидуального развития организма в течении всей жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Современный мир достаточно богат всевозможными играми. 

Настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно.

Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, шашки, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей.

В процессе работы с детьми я использовала следующие настольные игры:

«Жили –были», «Придумываем рассказ», мнемотпаблицы, игры пословицы, схемы для описания «Времена года», сюжетные, предметные картинки. В игре принимают участие все желающие. На столе располагаются предметные картинки, а также пирамида на каждом ряду нужно выложить картинки, отвечая на вопросы:

1) кто? 2) что у него есть? 3) какой?

4) что умеет делать? 5) противоположность.

Игры для воспитателей:

1. «Составление рассказа по сюжетной картине», начало, что случилось и чем закончилась история.

2.«Засели домики»

Выводы.

 В результате работы было выявлено:

1. Развитие у детей интереса к настольным речевым играм.

2. Совершенствование активной речи ребёнка.

3. Формирование грамматического строя речи, связной речи.

4. Совершенствование у детей звуковой культуры речи.

Систематическое использование настольных игр значительно улучшает грамматический строй речи детей.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию настольных игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Настольная игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Наиболее характерны для дошкольного возраста является активное освоение ребёнком речевых конструкций разного типа. Ребёнок активно осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

Таким образом, роль настольных игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. С их помощью дети получают необходимые знания. Играя в настольные игры, я способствую раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создаю доброжелательную обстановку на занятии, учу детей общаться друг с другом, ищу новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребёнка.

Список использованной литературы:

1. Горева Е. В. Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Сборники конференций «Социосфера. № 14. 2012. С. 202 – 203.

2. Гришвина А. В. Игры занятия с детьми раннего возраста с нарушением умственного и речевого развития. М.: Просвещение. 1988. 93с.

3. Гришвина А. В. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М.: Просвещение, 1988. С. 4.

4. Горева Е. В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Сборники конференций «Социосфера». № 14. 2012, С. 202.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...

Дидактическая игра, как средство развития связной речи старших дошкольников.

Дидактическая игра, как средство развития связной речи старших дошкольников....

Театрализованные игры как средство развития связной речи старших дошкольников

Игра «Зеркало»Цель: развитие монологической речи.Петрушка загадывает загадку:И сияет, и блестит,Никому оно не льстит,А любому правду скажет —Все как есть ему покажет!Ч...

Настольно-печатные игры как средство развития речи

Консультация для родителей "Настольно-печатные игры как средство развития речи"...

Презентация "Настольный театр как средство развития связной речи младших дошкольников"

Выступление из опыта работы по развитию речи младших дошкольников....

ИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР. Макарова Ирина Васильевна учитель-логопед МБДОУ «д/с №467 г.Челябинска» Советский район

Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного развития р...