Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Задачи:
1. Закрепление представлений о весне.
2. Обучение составлению коротких зарисовок (эссе) по опорным картинкам.
3. Распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них.
4. Использование в зарисовках существительных с уменьшительно-ласкательным значением (при необходимости), ярких, образных прилагательных, точных и метких глаголов.
5. Образование родственных слов от слов солнце, весна, трава, цветы.
6. Развитие долговременной памяти, логического мышления, (учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимозависимость и последовательность явлений природы), зрительного внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_beseda_o_vesne_25_aprelya2017.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №93»
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе
«Весна пришла»
Выполнила: Леонтьева М. С.
2017 год
Тема: Весна пришла
Задачи:
1. Закрепление представлений о весне.
- Обучение составлению коротких зарисовок (эссе) по опорным картинкам.
3. Распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них.
4. Использование в зарисовках существительных с уменьшительно-ласкательным значением (при необходимости), ярких, образных прилагательных, точных и метких глаголов.
5. Образование родственных слов от слов солнце, весна, трава, цветы.
6. Развитие долговременной памяти, логического мышления, (учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимозависимость и последовательность явлений природы), зрительного внимания.
Предварительная работа
Наблюдение с воспитателями и родителями торжества весны в природе.
Чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Весна в лесу», Н. Сладкова «Весенние ручьи».
Повторение стихов о весне Ф. И. Тютчева «Весна», «Весенние воды», А. Н. Плещеева «Весна», «Сельская песенка», С. Я. Маршака «Весенняя песенка», «Апрель», И. Токмаковой «Весна».
Заучивание стихов С. А. Есенина «Черемуха», А. К. Толстого «Колокольчики» (по выбору детей)
Лексико-грамматические игры «Назови признаки», «Назови действия», «Назови родственные слова» (к весне, солнцу, ветру, траве, цветку).
Оборудование
Пейзажные картины: «Ранняя весна», «Поздняя весна».
Карточки с изображением перелётных птиц. Мяч. Серия картин о весне
(У каждого ребенка по одной карточке.)
1. Оргмомент.
Раз, два, три, четыре, пять,
Становитесь в круг играть.
Мы спокойны, мы спокойны
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Повторяем обязательно,
Все, что учили на занятиях.
2. Введение в тему.
-О чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
3.Оснавная часть.
1.а). Беседа
О каких приметах говорится в загадке?
Какие приметы весны вы ещё знаете?
С чего начинается весна?
Какая из этих примет самая главная, самая важная, самая первая? От какой приметы зависят все остальные? Почему тает снег, лёд, бегут ручьи?
Сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их.
Сравните, какая весна в марте, а какая в мае? (ранняя. поздняя)
б) Чем отличается ранняя весна от поздней? Найдите эти отличия на картинках.
Как можно по деревьям, цветам, земле, птицам определить, ранняя или поздняя весна?
Ранняя весна | Поздняя весна | ||
Земля: | Темный снег, черные проталины, лужи, ручьи, кое-где белые подснежники и синие пролески. | Снега нет, зеленеет травка, пестреет среди травы много разных полевых цветов | |
Деревья: | Стоят голые, начинают набухать почки | Почки лопнули, распустились листочки, зацвела сирень и черемуха. | |
Птицы: | Громко кричат первыми вернувшиеся грачи появились трясогузки. | Звонко щебечут ласточки, кукует кукушка, весело поют скворцы, по утрам и вечерам, заливаются соловьи. | |
Ручьи: | Маленькие ручейки пробиваются из-под снега. | В траве бегут, журчат, весело поют ручьи. |
в) Вспомните стихи, описывающие раннюю и позднюю весну.
Ранняя весна | Поздняя весна | |
Ф. И. Тютчев. Весна | С. А. Есенин. Черемуха. | |
А. Н. Плещеев. Весна. | А. Н. Плещеев. Сельская песня. | |
И. Токмакова. Весна. | А. К. Толстой. Колокольчики. | |
С. Я. Маршак. Апрель. | ||
С. Я. Маршак. Весенняя песенка. |
(Дети читают наизусть стихи по выбору.)
2. Лексико-грамматические игры и упражнения.
а) Подберите признаки и действия к словам. (игра в мяч)
Весна | Солнце | |||
дружная | наступает | весеннее | греет | |
ранняя | приходит | теплое | светит | |
поздняя | борется (с зимой) | яркое | радует | |
веселая | побеждает | ласковое | блестит | |
звонкая | радует | |||
красивая | цветет | |||
теплая | благоухает | |||
цветущая | звенит | |||
долгожданная | поет |
3. Подбери родственные слова
(При затруднении детям предлагается выделить родственные слова из контекстов).
Какие слова называются родственными?
Весна - Весной прилетают из теплых стран птицы. Дует легкий весенний ветерок. Дети одеты по-весеннему легко. У некоторых на носу уже появились веснушки. К празднику дети разучили народный танец «Веснянка».
Солнце - Весной солнышко ярче светит и сильнее греет. Солнечный зайчик ворвался в окно и забегал по стене. Уже стало жарко на солнцепеке. Люди прикрыли глаза солнцезащитными очками. Желтые подсолнухи повернули головки к солнцу. Их них сделают душистое и полезное подсолнечное масло.
Трава - «Зяблики появились - зеленая травка завострилась». Травушка-муравушка зелененькая! Заяц, белка, лось - травоядные животные. Человека, который знает травы, умеет собирать целебные растения и лечить ими людей, в народе зовут травником. Чай, приготовленный из сухих целебных трав, называют травяным.
Цветок - «Пеночки прилетели - цветы на лугах запестрели. Черемуха расцвела — в роще появились соловьи». Вместе с проталинами из-под снега выглянули первоцветы: пролески, крокусы, подснежники. Перед домом в цветнике вот-вот расцветут разноцветные колокольчики. Ветер приносит запах цветущей сирени и шелестит страницами детской сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
4. Загадки о птицах
Отгадайте загадки, покажите картинку.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.
(Грач)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти
(журавль)
Что эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает
(кукушка)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка)
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
(жаворонок)
5. Лексико-грамматическое упражнение «Эхо» - подбор птиц к признаку и действию:
а) венценосный (журавль)
длинноногая (цапля)
быстрокрылая (ласточка)
громкоголосые (грачи)
голосистый (жаворонок)
звонкий (соловей)
длинношеий (лебедь)
б) щебечет (ласточка)
кукует (кукушка)
курлычет (журавль)
ходит по болоту (цапля)
стоит на крыше (аист)
громко кричит (грач)
щелкает (соловей)
3. Физминутка
Грачи.
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
4.Закрепление материала.
1. Самостоятельное составление описательно-повествовательных зарисовок из 2-3 предложений по индивидуальным картинкам из серии о весне:
а) каждый ребенок (по очереди) выставляет свою картинку, соблюдая логическую последовательность («по порядку»);
б) припоминает опорные слова к своей картинке («подходящие» признаки, действия, предметы);
в) самостоятельно составляет 2-3 предложения по картинке. Коллективное распространение составленных предложений с помощью вопросов воспитателя, подсказок в виде синонимов, антонимов, родственных слов.
(Распространение предложений проводится не отсрочено, а сразу же за составлением ребенком предложения.)
-Рассмотрите картинки о весне, расставьте их в логической последовательности («по порядку»). Составьте 2-3предложения
2. Планируемые (предполагаемые) примерные рассказы-зарисовки по результатам проведенной работы:
а) В чистом голубом небе ярко светит и греет теплое веселое солнышко. Оно ласково улыбается весне, кудрявым белоснежным облакам.
б) Сырой, мокрый снег почернел, начал таять. Кое-где образовались и темнеют на снегу черные проталины.
в) Появились первые ранние цветы. То здесь, то там пробиваются из-под снега белые подснежники, голубые пролески.
г) Весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят. Они радуются весне. Ручейки приветствуют весну.
д) Голые грустные деревья стоят и чего-то ждут. Они ждут, когда на деревьях лопнут набухшие почки, когда возвратятся из жарких стран перелетные птицы.
е) На деревьях шум, гам и веселье. На ветках сидят и оглушительно звонко чирикают веселые воробьишки. Они радуются, что не замерзли зимой, что дожили до весны.
ж) Худая голодная медведица вышла из берлоги. Она вывела на первую прогулку в лес маленьких забавных медвежат. Они нюхают свежий весенний воздух, радуются, лазают по стволам поваленных деревьев.
з) Из теплых стран вернулись скворцы. Они радуются весне, радуются теплу, возвращению домой. Скворцы сидят на ветке березы около скворечника. Они поют веселую песню.
и) Зазеленела молодая трава на полях и лугах. В зеленой траве пестреют яркие полевые цветы. С цветка на цветок перелетают, весело порхают пестрые бабочки, нарядные стрекозы, собирают мед трудолюбивые пчелы.
к) В парках и садах распустилась фиолетовая сирень, расцвела белоснежная черемуха. Пахнет сиренью, черемухой и весной. Ранним утром и поздним вечером в кустах щелкает, свистит, заливается голосистый соловей.
10. Итог.
О каком времени года мы говорили на занятии?
Какие задания вам понравилось делать больше всего?
Что мы составляли по картинкам?
Что получилось из этих предложений?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Весна идет, весне дорогу".
Возраст: подготовительная к школе группа.Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:Образов...
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе "Весна спешит к нам весело"
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе "Весна спешит к нам весело"...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна идет, весне дорогу»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе«Весна идет, весне дорогу» Цель: развитие звуковой культуры и связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки в...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла» Цели:- Обобщать и систематизировать знания детей о весне, о первоцветах на основе наблюдений; уточнить признаки весны...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Весна пришла"
Формирование у детей умения составления рассказа от первого лица, выделение отдельных объектов картинки, наблюдательности, активизации и расширения словаря....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна пришла»
Цели:- Обобщать и систематизировать знания детей о весне, о первоцветах на основе наблюдений; уточнить признаки весны.- Расширять знания об окружающем мире, об изменениях в природе весной; развивать с...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Весна идет, весне - дорогу"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Весна идет, весне - дорогу"...