конспект занятия в старшей группе Составление рассказа по теме "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Непосредственно образовательная деятельность
«Речевое развитие» (Развитие речи)
По программе «От рождения до школы» Н.Вераксы
Для детей старшей группы
5 – 6 лет
с использованием мнемотаблиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_vesna_idet.docx | 474.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты – Мансийского района
«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Непосредственно образовательная деятельность
«Речевое развитие» (Развитие речи)
По программе «От рождения до школы» Н.Вераксы
Для детей старшей группы
5 – 6 лет
Подготовила воспитатель:
Бобылева Н.А.
Тема: Составление рассказа «Весна идет»
Программное содержание:
Обучающие задачи:
✓закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
✓совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
✓упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
✓формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
Развивающие задачи:
✓развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
✓продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
Воспитательные задачи:
✓воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;
✓воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), письмо, мяч.
Предварительная работа:
✓экскурсии и наблюдения в природе;
✓чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
✓чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;
✓рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;
✓рисование по теме «Весна»;
✓разучивание стихотворения с одним из детей;
✓разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
✓ дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Технологическая карта
планирования НОД по программе «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы
«Речевое развитие».
Вид НОД | Развитие речи |
Тип | интегрированное |
Возраст детей | 5-6 лет |
Длительность | 25 минут |
Форма проведения | фронтальная |
Тема | Составление рассказа «Весна идет» |
Структура НОД |
• Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания); • Создание интереса к занятию (письмо от пингвиненка).
• Организация детского внимания; • Объяснение материала и постановка учебной задачи и совместное решение • Закрепление знаний умений и навыков
• Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз); • Переключение детей на другой вид деятельности. |
Цели и задачи | Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Задачи: Образовательные: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Развивающие: развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление. Воспитывающие: воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. |
Методы и приёмы (словесный, наглядный, практический, игровой) | Наглядный: показ демонстрационного материала. (мнемотаблицы) Словесные: рассказ педагога, вопросы детям, ответы детей, рассказы детей. |
Здоровьесберегающие технологии | Дыхательная гимнастика |
Словарная работа | «весенний», «весенняя», «весеннее», |
Вопросы детям (итог) | А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать. Что нового и интересного вы узнали? Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз? Чей рассказ вам понравился? И почему? |
Предварительная работа | экскурсии и наблюдения в природе; чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе; чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне; рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»; рисование по теме «Весна»; разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне». |
Материалы и оборудование | мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), письмо от пингвиненка, мяч. Раскраски. |
Аппаратное и программное обеспечение, ИКТ | |
Образовательные ресурсы, Интернет ресурсы | ФГОС ДО. Программа От рождения до школы. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 352 с. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе». Т. Б. Полянская. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. |
Ход занятия
Дети стоят полукругом.
Утренний ритуал-приветствие «Здравствуйте! »
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки ! щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.
Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
Ребенок. Светает рано по утрам. Проталины и тут, и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели. Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?
Дети. Это время года — весна.
Воспитатель. Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу — солнце, а вы ласково — солнышко, ветка, ручей, капля, цветок, лист, пчела, (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)
Воспитатель вносит в группу письмо
Воспитатель. Ребятки, к нам в группу пришло необыкновенное письмо. Вот оно. И на нем какая то картинка. Кто это?
Дети. Это пингвин.
Воспитатель. Ребятки, где живут пингвины?
Дети. Пингвины живут в Антарктиде.
Текст письма: Здравствуйте, ребятки! Я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.
Воспитатель. Ну, что ребята расскажем какая у нас весна. Садитесь на стульчики. Расскажите какая бывает весна?
Дети. Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.
Воспитатель. А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
Дети. Весной солнце светит ярко. Весной появляются первый цветы. Весной с юга прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду.
Воспитатель. Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.
А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день — весенний день, погода — весенняя погода, солнце — .., настроение — .., проталины — гроза — .., месяц — .., лучи — дерево — .., листва — .., цветы — ... (Дети называют словосочетания.)
Воспитатель. Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну. Ребятки, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?
Дети. Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.
Воспитатель: А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, о птицах?
Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки и пр.
Воспитатель: Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.
Рассказывание по мнемотаблице «Весна».
Воспитатель. Спасибо, ребятки. Я записала ваши рассказы о весне и могу отправить ответ пингвиненку.
А сейчас сядьте спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки... и слушайте... Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. Вдох-выдох.
(Дети выполняют движения 3 раза.) Весной природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими... (Дети открывают глаза и выполняют движения.) Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся... (Дети потягиваются.) Опустите ручки, сядьте. Молодцы.
А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.
Что нового и интересного вы узнали?
Дети рассказывают.
Воспитатель. Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?
Дети. Это явление природы называется капель.
Воспитатель. Чей рассказ вам понравился? И почему?
Дети рассказывают.
Воспитатель. Молодцы, ребятки, вы все хорошо занимались. А за наши рассказы пингвиненок отправил нам в письме фотографии своей родины Антарктиды. Только все они черно – белые. Вам нужно оживить их сделать цветными. Помните мы с вами читали рассказ загадку «Красный снег». Можете раскрасить весь снег красным. А посему снег стал красным? В какое время года цветет снег в Антарктиде?
Примеры рассказов.
Рассказ по мнемотаблице «Весна» №1
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи. Все люди отмечают весной мамин праздник — 8 Марта. Я сделал(а) для своей мамы поздравительную открытку и подарил (а) ей.
Рассказ по мнемотаблице «Весна» №2
Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются лужи. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.
Рассказ по мнемотаблице «Весна» №3
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!
Самоанализ занятия
Тип непосредственно образовательной деятельности: Речевое развитие
Тема: Составление рассказа «Весна идет»Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей по образовательной области «Речевое развитие».
Задачи:
Образовательные: закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
Развивающие: развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
Воспитывающие: воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Данная непосредственно образовательная деятельность построена в виде беседы. Проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет. Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов Закреплялись знания и умений, полученные раньше. Задание было подобрано в соответствии с возрастными особенностями детей группы.
Непосредственно образовательная деятельность носит развивающий характер: схемы; составление рассказа о весне; Включались упражнения на развитие внимания(приметы весны), памяти, воображения.
Использовались приемы, направленные на создание положительной мотивации к непосредственно образовательной деятельности, создавались условия для достижения результата. Использовалась словесная система поощрения.
Выбранная мною форма проведения непосредственно образовательной деятельностью- закрепление пройденного материала. И получены дополнительные знания.
Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности. Активизация проходила в виде игры- «перенос» детей в воображаемую ситуацию (помочь пингвиненку).
При помощи разнообразных средств, на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности, поддерживала интерес детей к конечному результату.
Предварительная работа к непосредственно образовательной деятельности проводилась в системе. Сначала рассматривание иллюстрации с изображением «весны», читали художественные произведения, проводила беседу по данной теме «весна».
Использовала оптимальное сочетание форм обучения: индивидуальное, подгрупповое. Постаралась создать на непосредственно образовательной деятельности эмоциональную, психологически комфортную атмосферу.
Дети справились с заданием, что говорит, об их хорошей подготовке. Общение на непосредственно образовательной деятельности строила в форме диалога ребенок-воспитатель. Дети были активны, участвовали в беседе, отвечали на вопросы.
Соблюдались санитарно-гигиенические требования, такие как: чередование различных видов деятельности, установка на соблюдение осанки, длительность непосредственно образовательной деятельности, воздушно-тепловой режим.
Все запланированные задачи были выполнены. Дети были активны, заинтересованы. Результатом непосредственной образовательной деятельности стало обобщение полученных знаний и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...
Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...
Конспект занятия в старшей группе. Составление рассказа по предметным картинкам по теме: «Мебель».
Развивать умение составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием....
Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной литературе»
Конспект занятия в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему через приобщение к художественной литературе»...
Конспект занятия в старшей группе Составление рассказа по сюжетной картине по теме: «Весна»
закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);упражнять детей в умении рассказывать о врем...
Конспект занятия в старшей группе "Составление рассказа о мама при помощи мнемотаблице"
Праздник, день матери –это важный праздник для всех женщин на свете. Для тех, кто является мамой и не только, все дети, знают и любят этот праздник, поэтому для детей, это тоже очень важный и лю...