Конспект занятия "Путешествие в сказку" c использованием мнемотехники.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Конспект с использованием мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazku.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Данный материал окажет практическую помощь в развитии связной речи детей. Простота и повторяемость, алгоритмизация коротких рассказов будет понятна для детей дошкольников, в данном случае старшей группы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

(3 неделя декабря) Старшая группа

Образовательная область: «Коммуникация»

Разделы: Развитие речи

Тема: "В гостях у Снежной Королевы"

Цель: обобщение и систематизирование знаний детей, формирование лексико-грамматических компонентов речи по данной теме.

Задачи: закрепление представлений о зиме, ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи; развитие общей моторики, координация речи с движением; развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе

словарная работа: формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода; формирование словообразования существительных; формирование словоизменения; образование однокоренных слов; совершение синтаксической стороны речи.

Дидактический материал: смонтированная и озвученная запись фрагментов мультфильма «Снежная королева»; видео артикуляционная гимнастика, магнитная доска; имитированные сугробы из поролона, выполненные из поролона; мнемокарты (карты-схемы) примет зимы; модель-схема выведенная на мультимедийную установку) рассказа, волшебные часы, книга, зеркало из картона на магнитной ленте, магнитная доска.

        Действия воспитателя        Деятельность детей (материал вставляется в таблицу)

Мотивационно-побудительный этап:

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения – сообщаю, что принесла книгу «Снежная Королева» ( Включается запись «Вьюги»)

Но книга исчезла. Включаю эпизод мультфильма (озвучивается текст, где герой сказки Снежная королева сообщает, что приготовила для детей трудные задания - собрать все осколки зеркала, только после выполнения их они получат обратно книгу.)

Осознание и принятие детьми проблемы как задачи, требующей разрешения. Дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки, произносит речь. Соглашаются выполнить задания, собрать осколки зеркала и вернуть книгу.

Организационно -поисковый этап:        

Обыгрывание проблемной ситуации. Включаю второй эпизод

Герда, помоги нам собрать осколки и вернуть книгу!!!

(эпизод мультфильма озвучивается текст)

Артикуляционная гимнастика «Варенье», «Расческа» (видео)

Герда отдала нам от зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу(вставляем осколок в рамку от зеркала).

На экране появляется Ворон (эпизод мультфильма озвучивается текстом).

Ворон загадывает загадку про зиму, дарит часы «Времена года»

- А какое сейчас время года?

– Какие приметы зимы вы знаете?

– А какие ещё времена года есть?

– А что бывает осенью?

– Какие признаки весны?

– А какие летние приметы вы знаете?

Предлагаю подойти к столу, взять символы с изображением времён года и прикрепить к волшебным часам.

После выполнения задания Ворон дарит осколок зеркала.

На экране появляется принцесса (эпизод мультфильма, озвученный текстом), она предлагает посмотреть на карты и рассказать о временах года.

Работа по двусторонним карточкам (лет-осень, зима-весна)

- Покажите, время года, которое следует за зимой?

- Покажите, какое время года бывает перед зимой?

– Покажите, какое время года между осенью и весной?

Получают ещё один осколок, который оставила принцесса.

Физминутка

На экране появляется Разбойница – ее задание - составить предложения по схеме о зиме.

Показываю мнемокарту, на которой схематично изображено действие.

Объясняю, что первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает зимой.

Какое предложение можно составить по этой схеме? (Зимой идет снег.)

Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме.

Упражнение «Какой, какие, какое….»

- Зимой развлечения какие? –Погода какая?

– Настроение какое?

Получают ещё один осколок

Включается Мудрый Олень

Задание Мудрого оленя – нужно описать время года, изображенное на схеме – зима, чтобы получился целый рассказ.

Получают последний осколок зеркала.

Появляется на экране Снежная Королева со словами: «В пути вы зеркало собрали,

И чары мои все пропали».        

Включение в процесс познания.

Дети соглашаются выполнить первое задание от Герды, перемещаются на ковёр, садятся по кругу и выполняют артикуляционную гимнастику.

Дети перемещаются к столам.

Участие в предложенной игре.

Дети работают по часам.

Дети перечисляют приметы зимы.

Исследование проблемы доступными путями и средствами

Дети берут примету-символ, которая соответствует времени года и прикрепляют ее.

Активный поиск ответа на поставленный вопрос, объяснение выбранного ответа. (Потому что за зимой наступает весна, т.п.)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети составляют предложения с опорой на модели: Зимой идёт снег. Зимой мы катаемся на коньках. Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой наступает Новый год.

Участие в предложенной игре:

Зимние, зимняя, зимнее

Вместе с воспитателем вставляют осколок зеркала.

Дети с опорой на мнемокарту составляют рассказ о зиме. Дети встают, вставляют последний осколок.

Рефлексивно - корригирующий этап:        

Фиксирование индивидуального шага каждого в ходе познания, поиска. Посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга! – А кто нам помогал? Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Что интересного было? – Что вам больше всего запомнилось?        

Корректирование в ходе педагогической поддержки, помощи результатов собственной учебной деятельности.

Ожидаемый результат:

воспроизводить: Составлять предложения из 3-4 слов, согласовывать слова в предложении.

понимать: составлять связные рассказы из 5-6 предложений

применять: умения составлять рассказы о зиме по набору картинок, правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с использованием мнемотехники в подготовительной группе по теме: «Весна».

Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Конспект логопедического занятия с использованием мнемотехники в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Осенняя пора»

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия по развитию связной речи , основанный на использовании мнемотехники. В частности, в занятии используются мнемодорожки. Так же занятие постр...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...

«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

                  В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...

Консультация «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?

В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...