Игры на развитие слухового внимания
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Игры на развитие слухового внимания.
Актуальность. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь.
Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Но важно не только слышать звуки, но также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух - это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать его. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель игровых упражнений - научить слушать и слышать звуки.
Игра «АУ-АУ».
Программное содержание. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.
Материалы. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).
Игровая задача. Определить направление звука.
Игровое правило. Ребенок с закрытыми глазами определяет и указывает направление звука.
Методические указания. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Дети должны как можно тише передавать звоночек (колокольчик, дудочку и т.п.).
Ход игры.
Дети совместно с педагогом встают в круг. Выбирается водящий который встает в центр круга. Педагог дает колокольчик детям, дети по кругу передают колокольчик друг другу стараясь не звонить. По сигналу воспитателя, ребенок в чьих руках оказался колокольчик, звонит в него. Водящий, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доносится звук. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы водящий не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Игра «Угадай кто кричит».
Программное содержание. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Материалы. Игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. не более 4 -5.
Игровая задача. Отгадать, какое животное кричит.
Игровое правило. С закрытыми глазами отгадать, какое животное издает звук, открыв глаза назвать его и подать голос изображая его.
Методические указания. Следить, чтобы дети, когда изображают животных, говорили громко, а не кричали.
Ход игры.
Для удобства игра проводится на стульчиках. Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости поиграть. Затем воспитатель выбирает водящего. Водящему необходимо закрыть глаза и отвернуться. Воспитатель вызывает к себе любого другого играющего ребенка показывает ему животное. Ребенок подает голос, подражая одному из животных, а водящий повернувшись и открыв глаза угадывает, кто это.
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали, не подсказывали. Активизировать вопросами всех детей.
Игра «Пошуршим, постучим».
Программное содержание. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Материалы. Можно использовать музыкальные инструменты, а так же любые шумовые предметы. Для начала необходимо использовать не более 5-6 предметов, постепенно их можно увеличивать.
Игровая задача. Отгадать, что за предмет издает шум или звук.
Игровое правило. С закрытыми глазами отгадать, какой предмет или инструмент производит шум, открыв глаза назвать этот предмет.
Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. Игру можно повторять до тех пор, пока каждый ребенок не станет ведущим. Активизировать вопросами всех детей.
Ход игры.
Дети садятся в кружок на стульчики. Перед игрой воспитатель достает приготовленные игрушки, музыкальные инструменты или просто предметы. Совместно с детьми, они обследуют их. Воспитатель поочередно демонстрирует звучание предметов, дети внимательно слушают, обсуждают услышанные звуки. Если есть желающие, можно разрешить детям самостоятельно подойти к столу и произвести разные шумы и звуки лежащими предметами. Затем дети садятся на свои места, и воспитатель выбирает водящего, который встает спиной к воспитателю и закрывает глаза. В это время воспитатель издает звук, каким либо предметом. Дети, сидящие на стульчиках не должны подсказывать водящему. Водящий открывает глаза, поворачивается и называет предмет, звук которого он слышал.
Методические указания. Воспитатель следит, чтобы дети не подсказывали водящему, можно шуметь несколько раз одним предметом, для того. Игру можно продолжать пока все дети не будут водящими.
Игра «Часовой».
Программное содержание. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Материалы. Повязки для глаз.
Игровая задача. Поймать как можно больше детей.
Игровое правило. С завязанными глазами ориентируясь на шорох, поймать как можно больше детей.
Методические указания. Педагог следит, чтобы дети перемещались как можно тише, не толкались.
Ход игры.
Посредине площадки чертят круг. В середине круга встает ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети, по сигналу воспитателя, должны тихонько перебежать с одного конца площадки на другой конец площадки через круг. Часовой стоит в центре и слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все дети останавливаются. Часовой с завязанными глазами идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Пойманный ребенок выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
Заключение.
Важно, чтобы ребенок слушал не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научается различать и узнавать окружающие неречевые звуки, чем речь. Это умение развивает у ребенка слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит, позже правильно говорить!
Литература:
Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия.- Санкт-Петербург, КАРО, 2008.-196с.
Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – Санкт-Петербург, КАРО, 2009.-752с.
Королева И.В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации.-Санкт-Петербург, 2008.-207с.
Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.-64с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры на развитие слухового внимания | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие слухового внимания.
Актуальность. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь.
Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
Но важно не только слышать звуки, но также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух - это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать его. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель игровых упражнений - научить слушать и слышать звуки.
Игра «АУ-АУ».
Программное содержание. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.
Материалы. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).
Игровая задача. Определить направление звука.
Игровое правило. Ребенок с закрытыми глазами определяет и указывает направление звука.
Методические указания. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Дети должны как можно тише передавать звоночек (колокольчик, дудочку и т.п.).
Ход игры.
Дети совместно с педагогом встают в круг. Выбирается водящий который встает в центр круга. Педагог дает колокольчик детям, дети по кругу передают колокольчик друг другу стараясь не звонить. По сигналу воспитателя, ребенок в чьих руках оказался колокольчик, звонит в него. Водящий, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доносится звук. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы водящий не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Игра «Угадай кто кричит».
Программное содержание. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Материалы. Игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. не более 4 -5.
Игровая задача. Отгадать, какое животное кричит.
Игровое правило. С закрытыми глазами отгадать, какое животное издает звук, открыв глаза назвать его и подать голос изображая его.
Методические указания. Следить, чтобы дети, когда изображают животных, говорили громко, а не кричали.
Ход игры.
Для удобства игра проводится на стульчиках. Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости поиграть. Затем воспитатель выбирает водящего. Водящему необходимо закрыть глаза и отвернуться. Воспитатель вызывает к себе любого другого играющего ребенка показывает ему животное. Ребенок подает голос, подражая одному из животных, а водящий повернувшись и открыв глаза угадывает, кто это.
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали, не подсказывали. Активизировать вопросами всех детей.
Игра «Пошуршим, постучим».
Программное содержание. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.
Материалы. Можно использовать музыкальные инструменты, а так же любые шумовые предметы. Для начала необходимо использовать не более 5-6 предметов, постепенно их можно увеличивать.
Игровая задача. Отгадать, что за предмет издает шум или звук.
Игровое правило. С закрытыми глазами отгадать, какой предмет или инструмент производит шум, открыв глаза назвать этот предмет.
Методические указания. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. Игру можно повторять до тех пор, пока каждый ребенок не станет ведущим. Активизировать вопросами всех детей.
Ход игры.
Дети садятся в кружок на стульчики. Перед игрой воспитатель достает приготовленные игрушки, музыкальные инструменты или просто предметы. Совместно с детьми, они обследуют их. Воспитатель поочередно демонстрирует звучание предметов, дети внимательно слушают, обсуждают услышанные звуки. Если есть желающие, можно разрешить детям самостоятельно подойти к столу и произвести разные шумы и звуки лежащими предметами. Затем дети садятся на свои места, и воспитатель выбирает водящего, который встает спиной к воспитателю и закрывает глаза. В это время воспитатель издает звук, каким либо предметом. Дети, сидящие на стульчиках не должны подсказывать водящему. Водящий открывает глаза, поворачивается и называет предмет, звук которого он слышал.
Методические указания. Воспитатель следит, чтобы дети не подсказывали водящему, можно шуметь несколько раз одним предметом, для того. Игру можно продолжать пока все дети не будут водящими.
Игра «Часовой».
Программное содержание. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Материалы. Повязки для глаз.
Игровая задача. Поймать как можно больше детей.
Игровое правило. С завязанными глазами ориентируясь на шорох, поймать как можно больше детей.
Методические указания. Педагог следит, чтобы дети перемещались как можно тише, не толкались.
Ход игры.
Посредине площадки чертят круг. В середине круга встает ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети, по сигналу воспитателя, должны тихонько перебежать с одного конца площадки на другой конец площадки через круг. Часовой стоит в центре и слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!». Все дети останавливаются. Часовой с завязанными глазами идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Пойманный ребенок выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре – шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
Заключение.
Важно, чтобы ребенок слушал не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научается различать и узнавать окружающие неречевые звуки, чем речь. Это умение развивает у ребенка слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит, позже правильно говорить!
Литература:
Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия.- Санкт-Петербург, КАРО, 2008.-196с.
Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – Санкт-Петербург, КАРО, 2009.-752с.
Королева И.В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации.-Санкт-Петербург, 2008.-207с.
Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.-64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека. Игры для развития слухового внимания
В картотеке собраны игры и представлены в виде карточек. Подробно описан ход игры, цели и оборудование....
Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста
Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана п...
Дидактические игры для развития слухового внимания
Картотека дидактических игр на развитие слухового внимания...
Игры на развитие слухового внимания.
Игры для детей среднего, старшего и подготовительного возраста....
Игры на развитие ( слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса, правильного произношения).
Развитие СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.Игра «Угадай, кто кричит»Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.Подготовительная работа...
Дидактические игры на развитие слухового внимания в 1 младшей группе
Подборка игр на развитие слухового внимания....
Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
С детьми играем- речь развиваем....