Виды речевой деятельности и их особенности
консультация по развитию речи на тему
виды речевой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды речевой деятельности и их особенности.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь содержит устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух и более человек.
Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, системы знаний одним человеком. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления.
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте. Особенности их преодоления....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-125464-1351528666.jpg)
Обучение детей пересказу как один из видов речевой деятельности по развитию связной речи.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память, воображение....
Виды речевой деятельности
Виды речевой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/07/picture-639621-1433677040.jpg)
Презентация " Виды речевой деятельности у дошкольников"
Какие виды речи спосбствуют развитию связной речи старшего дошкольникаов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/01/picture-1274099-1601584288.jpg)
Периоды речевого развития Виды речевой деятельности.
Периоды речевого развития Виды речевой деятельности. Периодизацию речевого развития в детстве и даже на протяжении всей жизни, можно р...
Использование форм, методов, средства и способы реализации программы образования в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей.
Использование форм, методов, средства и способы реализации программы образования в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей....